Механизм планирования в организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование механизма планирования.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:;
Раскрыть основные понятия и задачи планирования
Определить основные принципы и методы планирования
Проанализировать основные виды планирования на предприятиях

Содержание

Введение 4
1. Основные понятия. Предмет и задачи планирования 6
1.1 Сущность планирования 6
1.2 Задачи планирования 9
2. Принципы и методы планирования 10
2.1 Принципы планирования 10
2.2 Методы планирования 17
3. Планирование на предприятиях 22
3.1 Стратегическое, текущее и оперативно-календарное планирование на предприятии 22
3.2 Бизнес-планирование деятельности предприятия 28
3.3 Планирование и управление рисками на предприятии 31
Заключение 36
Библиографический список 40

Работа содержит 1 файл

управление персоналом.docx

— 66.55 Кб (Скачать)

Обеспечение сплошного контроля за ходом процесса оказания услуг, организацию контроля за их качеством, оперативное устранение неполадок и сбоев в работе.

Посредством планирования связывается  в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием.

Оперативное планирование финансовой, коммерческой и других видов экономической  деятельности выполняется в системе  бюджетного планирования.

Оперативно-календарные  планы обычно затрагивают период квартал, месяц, декаду, неделю и т.д. Такие планы содержат детальную  конкретизацию целей, задач, стоящих  перед предприятием, а также включают конкретную программу мероприятий  по деятельности структурных подразделений  предприятия на текущий промежуток времени. Оперативно-календарные планы  составляются на основе сведений о  наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени  загрузки производственных мощностей  и их использования, кредитного и  налогового календарей и т.д.

 

 

3.2 Бизнес-планирование деятельности предприятия

Бизнес-план предприятия  представляет собой документ внутрифирменного планирования, который описывает  все основные аспекты будущей  коммерческой деятельности предприятия, анализирует все проблемы, с которыми предприятие может столкнуться, определяет способы решения этих проблем. Именно на основании данного  документа партнеры и инвесторы  предоставляют денежные средства. В  условиях рыночной экономики бизнес-план выступает необходимым инструментом технического, экономического, финансового  и управленческого обоснования  деятельности, включая взаимоотношения  с банками, инвестиционными, страховыми, сбытовыми и другими организациями, посредниками, потребителями.

Бизнес-план в процессе разработки имеет два принципиальных направления:

1. Внутреннее, то есть бизнес-план позволяет подготовить полное информационное досье о своем предприятии, его перспективах и возможностях, программу реализации проектного предложения с оценкой результатов на каждом этапе;

2. Внешнее, то есть бизнес-план дает информацию о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах, а также о рисках и проблемах внешнему инвестору и другим заинтересованным организациям, муниципальным органам, коммерческим банкам и т.д.

Разработка конкретного  бизнес-плана в большинстве случаев  основывается на учете не только общих  закономерностей развития отраслей, предприятий, продукции, но и специфических  условий опыта работы конкретного  предприятия. В зависимости от реальных обстоятельств подготовка бизнес-плана  может быть организована различным  образом:

Самим руководителем организации, имеющим соответствующий опыт, либо его командой, которая будет в  дальнейшем реализовывать проект;

Специализированной организацией, с привлечением в случае необходимости  консалтинговых фирм и экспертов.

Обычно разработка бизнес-плана  осуществляется с привлечением экспертов  и консультантов, но с обязательным личным участием руководителей предприятия. для объективной оценки подготовленного документа проводится его проверка специализированной аудиторской организацией.

Составлению бизнес-плана  предшествуют следующие работы:

  • анализ и оценка текущего состояния предприятия;
  • анализ возможностей и проблем рынка (потребители, посредники, конкуренты, поставщики, положение предприятия на рынке);
  • анализ влияния на предпринимательскую деятельность состояния отрасли (подотрасли), к которой принадлежит предприятие, и факторов макросреды (экономических, политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);
  • определение направлений и формулировка количественно обоснованных целей деятельности предприятия на планируемый период;
  • разработка планов действий, предпринимаемых для достижения целей, и определение необходимых ресурсов.

При составлении бизнес-плана  используется статистическая, бухгалтерская  и другая информация, которая должна подтверждаться ссылкой на первоисточник.

Бизнес-план составляется, как  правило, на несколько лет вперед, а затем может корректироваться и пересматриваться по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

Бизнес-план разрабатывается  в соответствии с заданием на его  составление, выдаваемым заказчиком (или  по его поручению – проектной  организацией, автором проектного предложения) с учетом результатов маркетинговых  исследований, проводимых разработчиком. По согласованию с заказчиком могут  подготавливаться два или более  альтернативных варианта проектного предложения с варьированием состава, структуры, функционального назначения отдельных элементов территории, уровней, объема и сноса соответствующего строительного фонда и т.д.

В этом случае в бизнес-плане  следует приводить сравнительную  характеристику вариантов. Содержание бизнес-плана должно отражать результаты единственного варианта, выбранного заказчиком для реализации.

Бизнес-план в целом разрабатывается  в три этапа:

1. На первом осуществляется сбор и анализ исходной информации, формируется стратегия маркетинга, а также прорабатываются альтернативные варианты проектных решений;

2. На втором формируется инвестиционная программа, в составе которой производятся расчеты единовременных и текущих затрат и доходов с распределением их по формам собственности, очередям и годам строительства с последующим дисконтированием.

3. На третьем рассматриваются показатели эффективности проектного предложения с учетом собранной информации.

Материалы содержательной части, а также приложения бизнес – плана  оформляются в текстовом, табличном  и графическом виде.

Заказчиками бизнес-плана  являются физические или юридические  лица, осуществляющие, например, строительно-инвестиционную деятельность, условия и результаты которой прогнозируются в бизнес-плане. Заказчик должен опираться на предварительный  пакет документов, определяющий направления, условия и ограничения при  формировании концепции проектного предложения.

Структура бизнес-плана обычно включает следующие разделы:

1. Резюме;

2. Описание отрасли, предприятия и его продукции;

3. Маркетинговый раздел;

4. Производственный раздел;

5. Организационно-юридический раздел;

6. Оценка риска;

7. Финансовый раздел;

8. Приложения.

Приложениями к бизнес-плану  обычно являются финансовая информация (балансы, отчетность, финансовые планы, стратегии инвестиций, копии договоров  страхования, копии хозяйственных  договоров, учредительные документы, контракты, лицензии и т.д.).

Структура инвестиционных, инновационных и других видов  бизнес-планов может отличаться от указанной стандартной структуры, так как в зависимости от вида и назначения бизнес-плана данного  документа перечисленные разделы могут разрабатываться более подробно или более сжато. Трудно сказать, какие из разделов бизнес-плана являются главными, так как без любого из них указанный документ будет неполным, а сделанные выводы могут оказаться недостоверными.

3.3 Планирование и управление рисками на предприятии

Основной целью планирования и управления рисками на предприятии  является анализ рисков по источникам и причинам возникновения различными методами, а также поиск механизмов предотвращения риска, форм и условий  его возникновения. План по рискам обычно является одним из основных разделов бизнес-планов предприятия, инвестиционных и инновационных проектов, ряда финансовых и производственных планов. Он содержит обычно следующую информацию:

  • Типы рисков, условия их возникновения, возможный ущерб;
  • Список возможных критических внешних и внутренних факторов, способствующих реализации рисковой ситуации;
  • Оперирование с риском: вероятный план действий с наиболее выраженным риском;
  • Меры профилактики рисков;
  • Стратегия управления рисками;
  • Программа внешнего и внутреннего страхования наиболее вероятных рисков.

При составлении планов по риску следует разделять понятия  «риска» и «неопределенности». Неопределенность – это неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе о затратах и  результатах. Неопределенность существует, когда вероятности последствий  могут оцениваться субъективно, так как отсутствуют данные предшествующего  периода. Риск – это неопределенность, связанная с возможностью возникновения  неблагоприятных ситуаций и последствий  в ходе реализации проекта. Риск присутствует, когда вероятности, связанные с  различными последствиями, могут оцениваться  на основе данных предшествующего периода.

Решения могут приниматься  в различных условиях:

  • в условиях определенности, когда все последствия принимаемого решения могут быть оценены;
  • в условиях риска, когда последствия принимаемых решений могут быть оценены с определенной степенью вероятности;
  • условиях полной неопределенности, когда нет никаких исходных данных для оценки последствий принимаемых решений.

В расчетах эффективности  в рамках бизнес-проекта предполагается учет факторов риска и неопределенности, величина и действие которых различны. Наиболее существенными представляются следующие их виды:

  • нестабильность экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;
  • неопределенность политической ситуации, вероятность неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе;
  • неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии;
  • колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.д.;
  • неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;
  • опасные производственно-технические ситуации – аварии, отказы оборудования, производственный брак и т.п.;
  • неопределенность целей, интересов, поведения участников бизнес-проекта;
  • неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

Проект считается устойчивым и эффективным, если во всех рассмотренных  ситуациях интересы участников соблюдаются, а возможные неблагоприятные  последствия устраняются за счет создания запасов и резервов или  возмещаются страховыми выплатами.

Возможность риска присутствует всегда. Для снижения потерь от возможных  просчетов предусматриваются специальные  процедуры, помогающие учесть неопределенности и риски на всех этапах реализации проекта. Перед экспертом стоят  следующие задачи:

  • выявление рисков;
  • определение их потенциальной опасности;
  • определение способа снижения риска на каждом этапе осуществления проекта;
  • организация работы по управлению рисками.

Для идентификации рисков применительно к конкретному  проекту эксперты-аналитики качественно  оценивают важность определенных рисков, ожидаемых с наибольшей вероятностью. Для этого определяют: полный перечень возможных рисков по стадиям реализации проекта; вероятность каждого риска; опасность данного риска в  баллах; важность риска. Т. е. проводится анализ риска с целью – дать партнерам необходимые сведения для принятия решений о целесообразности участия в проекте. Выполняется  такой анализ всеми участниками  проекта: заказчиком, подрядчиком, банком, страховой компанией для обоснования условий в рамках их функционирования.

Анализ риска подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный анализ, главной  задачей которого является определение  факторов риска, этапов и работ, при  выполнении которых возникает риск, т.е. установление потенциальных зон  риска и их идентификация, и количественный анализ, т.е. численное определение  размера отдельных рисков и риска  проекта в целом и вероятность  их наступления. Результаты анализа рисков деятельности предприятия, в бизнес-плане представляются в конкретных показателях как в текстовой, так и в табличной формах.

С точки зрения своевременности  принятия решения по упреждению возможных  потерь различают следующие формы  управления рисками:

1. Активная форма управления факторами риска означает максимальное использование имеющейся информации и средств управления для минимизации рисков. При этой форме управления управляющие воздействия определяют факторы и события хозяйственной жизни.

2. Адаптивная форма управления факторами риска строится на принципе адаптации к сложившейся обстановке. При этой форме управления управляющие воздействия осуществляются в процессе хозяйственной операции. В этом случае предотвращается лишь часть ущерба

Информация о работе Механизм планирования в организациях