Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование механизма планирования.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:;
Раскрыть основные понятия и задачи планирования
Определить основные принципы и методы планирования
Проанализировать основные виды планирования на предприятиях
Введение 4
1. Основные понятия. Предмет и задачи планирования 6
1.1 Сущность планирования 6
1.2 Задачи планирования 9
2. Принципы и методы планирования 10
2.1 Принципы планирования 10
2.2 Методы планирования 17
3. Планирование на предприятиях 22
3.1 Стратегическое, текущее и оперативно-календарное планирование на предприятии 22
3.2 Бизнес-планирование деятельности предприятия 28
3.3 Планирование и управление рисками на предприятии 31
Заключение 36
Библиографический список 40
Нормативный метод планирования − базируется на использовании норм и нормативов, которые предполагается использовать в плане и, соответственно, в методике расчета показателей плана. На основе этого метода рассчитывается себестоимость продукции, фонд оплаты труда, размеры платежей, определяются размеры оборотных средств, составляется план материально-технического снабжения. Определяются затраты по некоторым видам ресурсов. Если планируется изменение норм и нормативов в плановом периоде, то возможно применение поправочных коэффициентов.
Факторный метод планирования − отличается тем, что не опирается на заранее заданный перечень факторов, влияющих на изучаемые переменные, а, наоборот, при соблюдении определенных правил предосторожностей помогает обнаружить наиболее важные из этих факторов, причем скрытые. Факторный метод планирования позволяет выявить латентные обобщенные факторы, которые в достаточной для данного исследования степени объясняют изменения изучаемого показателя.
Метод экономико-математического
моделирования − описывает
Программно-целевой метод
планирования − метод, при котором
цели плана увязываются с ресурсами
с помощью программ. Программно-целевой
метод разрабатывается главным
образом для долгосрочного
В процессе планирования ни один из рассмотренных методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды. Системный анализ призван найти ответы на следующие вопросы о работе предприятия и его подразделений:
1. Как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать?
2. В какой сфере и в каких условиях действует предприятие?
3. Как организована фирма и как она функционирует в действительности?
4. Какие политика и практика фирмы, ее стратегия и тактика действуют в настоящий момент?
5. Какие главные стилевые предпочтения руководства фирмы?
6. Как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас?
7. Кем являются акционеры предприятия и сколько их по каждой категории?
8. Что представляют собой конкуренты фирмы, какова их доля на рынке и как она изменяется?
9. Какие законы и правительственные постановления и каким образом влияют на работу предприятия?
Полученные в ходе системного анализа ответы на подобные вопросы позволяют выявить все основные факторы, ограничивающие рост корпорации и мешающие его плановому развитию. Основные препятствия развитию наших предприятий в условиях свободных рыночных отношений обычно создаются как внутренними, так и внешними условиями. Выявление и выбор путей преодоления внутренних факторов должны стать основой планирования развития различных предприятий и фирм, совершенствования их организационных структур управления, повышения эффективности всех видов деятельности.
3. ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
3.1 Стратегическое, текущее и оперативно-календарное планирование на предприятии
Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются прежде всего правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальные экономические ресурсы. Практически стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.
Планирование как элемент управления является информационным процессом. Особенность этого процесса – наличие временного сдвига информации выхода по отношению к информации входа.
При планировании входными являются в основном потоки информации о прошлом (ретроспективная информация), выходными – потоки информации о будущем (перспективная информация).
В зависимости от времени упреждения различают четыре этапа планирования в сфере сервиса:
В общем виде процесс планирования и прогнозирования представляет собой разработку и корректировку совокупных планов, включающую предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности объекта на ближайшую перспективу и отдаленный период. В технологическом отношении планирование, как процесс научной и практической деятельности в виде последовательности взаимосвязанных действий, проходит в несколько взаимосвязанных этапов:
1. Определение целей планирования;
2. Анализ проблем;
3. Поиск альтернатив;
4. Определение способов достижения целей и потребностей в ресурсах;
5. Оценка;
6. Оформление плана.
Прогнозирование является основной стадией планирования, остальные перечисленные этапы составляют стадию разработки плана.
Стратегическое планирование
Стратегическое планирование является важнейшей функцией стратегического управления, которое включает также реализацию стратегии, оценку и контроль реализации стратегии. Стратегическое планирование выполняет следующие функции:
Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования. При всем разнообразии вариантов стратегий можно выделить четыре стратегические альтернативы. К этим типам стратегий относятся: стратегия концентрированного роста, стратегия интегрированного роста, стратегия диверсифицированного роста; стратегия сокращения.
Средством реализации стратегических планов является тактическое планирование. Если основная цель стратегического плана состоит в определении того, чего хочет добиться предприятие в перспективе, то тактическое планирование должно ответить на вопрос, как предприятие может достичь такого состояния. Эти виды планирования различаются целями и средствами их достижения.
Решения, принимаемые при тактическом планировании, менее субъективны, чем при стратегическом, потому что базируются на объективной и полной информации. Реализация тактического плана сопряжена с меньшим риском, поскольку его решения детальны, касаются внутренних проблем предприятия и имеют меньший лаг. Кроме того, тактические решения легче оценить, ранжировать и выбрать оптимальный вариант. В связи с тем, что тактический план представлен системой конкретных количественных показателей, при его разработке могут широко применяться различные методы оптимизации.
Решения при тактическом текущем планировании более конкретны, адресны, всегда привязаны к показателям работы структурных подразделений предприятия. Поэтому легче проконтролировать их выполнение. Если стратегическое планирование является обязанностью высшего управленческого персонала, то тактическое планирование входит в функции среднего звена.
Текущий тактический план
представляет собой развернутую
программу всей производственной, хозяйственной
и социальной деятельности предприятия,
направленную на выполнение заданий
стратегического плана при
Текущее тактическое планирование выполняет следующие основные функции:
Для выполнения перечисленных
функций текущие планы должны
соответствовать следующим
Состав разделов и показателей (структура) текущего тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся методов управления, рыночной конъюнктуры и т.д. В расширенном варианте текущий тактический план содержит следующие основные разделы:
Текущее тактическое планирование
на предприятии является непосредственным
продолжением стратегического планирования
и составляет с ним единое целое,
поэтому разработка текущего тактического
плана осуществляется в рамках общей
системы организации
Оперативно-календарное
планирование тесно связано с
тактическим планированием и
является его продолжением. Основными
целями оперативно-календарного планирования
выступают конкретизация
Особенностью оперативно-
Оперативно-календарное планирование выполняет две основные функции:
Оперативное (оперативно-календарное)
планирование на предприятиях осуществляется
с целью определения
Детализацию текущих планов предприятия сферы сервиса и доведение заданий до каждого структурного подразделения предприятия и его работника. При этом планы и графики составляются на месяц, декаду, неделю, сутки, смену;
Планирование организации обеспечения рабочих мест материалами, инструментами, необходимыми для оказания услуг или выполнения работ;