Механизм планирования в организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование механизма планирования.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:;
Раскрыть основные понятия и задачи планирования
Определить основные принципы и методы планирования
Проанализировать основные виды планирования на предприятиях

Содержание

Введение 4
1. Основные понятия. Предмет и задачи планирования 6
1.1 Сущность планирования 6
1.2 Задачи планирования 9
2. Принципы и методы планирования 10
2.1 Принципы планирования 10
2.2 Методы планирования 17
3. Планирование на предприятиях 22
3.1 Стратегическое, текущее и оперативно-календарное планирование на предприятии 22
3.2 Бизнес-планирование деятельности предприятия 28
3.3 Планирование и управление рисками на предприятии 31
Заключение 36
Библиографический список 40

Работа содержит 1 файл

управление персоналом.docx

— 66.55 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

Работа содержит 40 страниц, 27 источников

ПЛАНИРОВАНИЕ, ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ОПЕРАТИВНО-КАЛЕНДАРНОЕ  ПЛИНИРОВАНИЕ РИСКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, БИЗНЕС-ПЛАН

Актуальность темы состоит  в том, что в современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение            4

1. Основные понятия. Предмет и задачи планирования    6

1.1 Сущность планирования        6

1.2 Задачи планирования        9

2. Принципы и методы планирования       10

2.1 Принципы планирования        10

2.2 Методы планирования        17

3. Планирование на предприятиях        22

3.1 Стратегическое, текущее и оперативно-календарное планирование на предприятии          22

3.2 Бизнес-планирование деятельности предприятия    28

3.3 Планирование и управление рисками на предприятии   31

Заключение           36

Библиографический список         40

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Планирование деятельности стало в настоящее время экономической  основой свободных рыночных отношений. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством  и потреблением продукции, величиной  рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами  и предприятиями. При этом производители  сами стремятся к наиболее полному  удовлетворению своей продукцией и  услугами всех существующих потребителей, рыночные запросы которых становятся по существу будущими планами производства предприятий и фирм.

В рыночной экономике, ориентирующей  каждого производителя на максимальное удовлетворение потребностей в своих  товарах и получение наибольшего  дохода, новые функции приобретает  внутрихозяйственное планирование деятельности на всех предприятиях. Оно  предусматривает не только целостное  рассмотрение ряда производственно-хозяйственных, организационно-управленческих, финансово-экономических  и многих других проблем, но и ориентацию на будущее принимаемых решений. Рыночное же планирование в настоящее  время призвано обеспечивать не только производство не только пользующейся высоким спросом у покупателей  новой продукции, но и всеми необходимыми экономическими ресурсами, а также  способствовать их полной занятости  и достижению возможного объема производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. В ходе планирования необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, что в свою очередь предполагает рациональное использование человеческого  потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.

План внутрихозяйственной  деятельности предприятия содержит целую систему экономических  показателей, представляющих общую  программу развития всех производственных подразделений и функциональных служб, а также отдельных категорий персонала. План − это одновременно конечная цель деятельности фирмы, руководящая линия поведения персонала, перечень основных видов выполняемых работ и услуг, передовая технология и организация производства, необходимые средства и экономические ресурсы и т.д. Планирование характеризует картину будущего, где ближайшие события начертаны с известной отчетливостью, соответственно ясности всего плана, а отдаленные − представлены более или менее смутно. Таким образом, план − это предвидимая и подготовленная на известный период программа (прогноз) социально-экономического развития предприятия (фирмы) и всех его подразделений.

Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного  менеджмента. В планах отражаются все  принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводятся экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства.

В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих  действий, устанавливают главную  цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана  в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решения о  единой линии трудового поведения  в процессе выполнения принятых планов. При разработке сводного плана и выборе линии поведения всех работников необходимо обеспечить не только соблюдение определенных правил и принципов планирования, но и осуществить достижение принятых планов и выбранных целей в будущем.

Целью данной курсовой работы является исследование механизма планирования.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:;

  • Раскрыть основные понятия и задачи планирования
  • Определить основные принципы и методы планирования
  • Проанализировать основные виды планирования  на предприятиях

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ

В условиях рыночной экономики  устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное  планирование его экономической  деятельности. Планирование функционирует  в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной  единицы и планирование хозяйственных  отношений. Планирование, как центральное  звено управления, охватывает систему  принципов, методов, форм и приемов  регулирования рыночного механизма  в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности  хозяйственного субъекта.

1.1 Сущность планирования

Сущность планирования в  условиях рыночной экономики заключается  в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей  их развития и форм хозяйственной  деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых  рынком видов, объемов и сроков выпуска  товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей  их производства, распределения и  потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента  и в целом всей экономической  системы хозяйствования.

План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных  решений, направленных на достижение желаемого результата.1

План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые  для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и  контроль.

Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии  важной функцией управления производством. Общие функции управления непосредственно  относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь  служат их основой. К ним относятся: обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.д.

Основные экономические, организационные, управленческие и  социальные функции предприятия  должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с  избранной хозяйственной деятельностью  и достаточно полно отражаться как  в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

Рыночное планирование на предприятии должно служить основой  организации и управления производством, являться нормативной базой для  выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные  части или функции объединяются в единую комплексную систему  социально-экономического развития предприятия.

Планирование на предприятии  – это взаимосвязанная научная  и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает  система свободных рыночных отношений  между трудом и капиталом в  ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.2

В современном отечественном  производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической  деятельности, но и главным образом  объект этого планирования.

1.2 Задачи планирования

Общим или итоговым предметом  плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят  различные названия: комплексный  план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.

К задачам планирования как  к процессу практической деятельности относятся:

– формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

– обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

– планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

– определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

– проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.3

 

2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Принцип планирования −  основополагающее правило, на базе которого осуществляется процесс планирования.

2.1 Принципы планирования

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А.Файолем. в качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов:

1. необходимость

2. единство,

3. непрерывность, 

4. гибкость,

5. точность

Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Всякий труд, как известно, − это целесообразная деятельность, направленная на преобразование природных ресурсов в готовую  продукцию или услуги и удовлетворение потребностей людей. А.Файоль заметил также, что никто не оспаривает пользы программы действия: прежде чем действовать, мы должны знать, чего хотим и что можем.

Принцип единства планов предусматривает  разработку общего или сводного плана  социально-экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях наряду с так называемым техпромфинпланом существуют отдельные планы производства и продажи продукции, планы издержек и доходов, а также планы технического, организационного и финансового развития всего предприятия или частичные планы производственных подразделений и функциональных служб.

Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и  должны осуществляться постоянно и  без остановки. Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывность планирования, но и соответствующее обоснование выпускаемой продукции и выполняемых работ.

Принцип гибкости планов тесно  связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки  установленных показателей и  координации планово-экономической  деятельности предприятия.

Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним её окружением. Высокая  степень точности планов, видимо, представляется вообще не очень необходимой нашим  предприятиям в условиях свободных  рыночных отношений.

В условиях централизованного  планирования использовались ленинские  принципы планирования, некоторые из них сохраняют актуальность и  применяются в настоящее время.

1). Принцип выделения ведущего  звена в плане.

Использование этого принципа ориентирует на выделение в рамках планирования наиболее приоритетных целей, проблем, для решения которых  могут разрабатываться программы  или специальные разделы плана.

2). Принцип научности в  планировании.

План будет разрабатываться  на научной основе, если он базируется на качественной, а значит достоверной, полной, своевременной информации. Также если при его использовании  применяются современные методы планирования, обуславливающие систему  плановых показателей, нормативов, норм. И если разработку планов ведут квалифицированные  специалисты.

3). Принцип директивности.

В настоящее время директивность  можно рассматривать как обязательность выполнения плана, разрабатываемого отдельной  самостоятельной фирмой.

4). Принцип единства политики  и хозяйствующего руководства.

В настоящее время, при  существовании многопартийной системы, партии, стоящие у власти, реализуя политические идей, проводят определенную экономическую политику.

Информация о работе Механизм планирования в организациях