Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование механизма планирования.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:;
Раскрыть основные понятия и задачи планирования
Определить основные принципы и методы планирования
Проанализировать основные виды планирования на предприятиях
Введение 4
1. Основные понятия. Предмет и задачи планирования 6
1.1 Сущность планирования 6
1.2 Задачи планирования 9
2. Принципы и методы планирования 10
2.1 Принципы планирования 10
2.2 Методы планирования 17
3. Планирование на предприятиях 22
3.1 Стратегическое, текущее и оперативно-календарное планирование на предприятии 22
3.2 Бизнес-планирование деятельности предприятия 28
3.3 Планирование и управление рисками на предприятии 31
Заключение 36
Библиографический список 40
РЕФЕРАТ
Работа содержит 40 страниц, 27 источников
ПЛАНИРОВАНИЕ, ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ОПЕРАТИВНО-КАЛЕНДАРНОЕ ПЛИНИРОВАНИЕ РИСКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, БИЗНЕС-ПЛАН
Актуальность темы состоит в том, что в современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
1. Основные понятия. Предмет и задачи планирования 6
1.1 Сущность планирования 6
1.2 Задачи планирования 9
2. Принципы и методы планирования 10
2.1 Принципы планирования 10
2.2 Методы планирования 17
3. Планирование на предприятиях 22
3.1 Стратегическое, текущее и оперативно-календарное планирование на предприятии 22
3.2 Бизнес-планирование деятельности предприятия 28
3.3 Планирование и управление рисками на предприятии 31
Заключение 36
Библиографический список 40
ВВЕДЕНИЕ
Планирование деятельности
стало в настоящее время
В рыночной экономике, ориентирующей
каждого производителя на максимальное
удовлетворение потребностей в своих
товарах и получение
План внутрихозяйственной деятельности предприятия содержит целую систему экономических показателей, представляющих общую программу развития всех производственных подразделений и функциональных служб, а также отдельных категорий персонала. План − это одновременно конечная цель деятельности фирмы, руководящая линия поведения персонала, перечень основных видов выполняемых работ и услуг, передовая технология и организация производства, необходимые средства и экономические ресурсы и т.д. Планирование характеризует картину будущего, где ближайшие события начертаны с известной отчетливостью, соответственно ясности всего плана, а отдаленные − представлены более или менее смутно. Таким образом, план − это предвидимая и подготовленная на известный период программа (прогноз) социально-экономического развития предприятия (фирмы) и всех его подразделений.
Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводятся экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства.
В ходе составления планов
руководители всех звеньев управления
намечают общую программу своих
действий, устанавливают главную
цель и результат совместной работы,
определяют участие каждого отдела
или работника в общей
Целью данной курсовой работы является исследование механизма планирования.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:;
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ
В условиях рыночной экономики
устойчивость и успех любого хозяйствующего
субъекта может обеспечить только эффективное
планирование его экономической
деятельности. Планирование функционирует
в таких сферах, как планирование
деятельности отдельной хозяйственной
единицы и планирование хозяйственных
отношений. Планирование, как центральное
звено управления, охватывает систему
принципов, методов, форм и приемов
регулирования рыночного
1.1 Сущность планирования
Сущность планирования в
условиях рыночной экономики заключается
в научном обосновании на предприятиях
предстоящих экономических
Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.
План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.1
План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.
Планирование
Основные экономические,
организационные, управленческие и
социальные функции предприятия
должны быть в процессе планирования
его развития тесно связаны с
избранной хозяйственной
Рыночное планирование на
предприятии должно служить основой
организации и управления производством,
являться нормативной базой для
выработки и принятия рациональных
организационных и
Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.2
В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого планирования.
1.2 Задачи планирования
Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.
К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:
– формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
– обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
– планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
– определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
– проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.3
2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Принцип планирования − основополагающее правило, на базе которого осуществляется процесс планирования.
2.1 Принципы планирования
Впервые общие принципы планирования были сформулированы А.Файолем. в качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов:
1. необходимость
2. единство,
3. непрерывность,
4. гибкость,
5. точность
Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Всякий труд, как известно, − это целесообразная деятельность, направленная на преобразование природных ресурсов в готовую продукцию или услуги и удовлетворение потребностей людей. А.Файоль заметил также, что никто не оспаривает пользы программы действия: прежде чем действовать, мы должны знать, чего хотим и что можем.
Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях наряду с так называемым техпромфинпланом существуют отдельные планы производства и продажи продукции, планы издержек и доходов, а также планы технического, организационного и финансового развития всего предприятия или частичные планы производственных подразделений и функциональных служб.
Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывность планирования, но и соответствующее обоснование выпускаемой продукции и выполняемых работ.
Принцип гибкости планов тесно
связан с непрерывностью планирования
и предполагает возможность корректировки
установленных показателей и
координации планово-
Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним её окружением. Высокая степень точности планов, видимо, представляется вообще не очень необходимой нашим предприятиям в условиях свободных рыночных отношений.
В условиях централизованного планирования использовались ленинские принципы планирования, некоторые из них сохраняют актуальность и применяются в настоящее время.
1). Принцип выделения ведущего звена в плане.
Использование этого принципа
ориентирует на выделение в рамках
планирования наиболее приоритетных целей,
проблем, для решения которых
могут разрабатываться
2). Принцип научности в планировании.
План будет разрабатываться на научной основе, если он базируется на качественной, а значит достоверной, полной, своевременной информации. Также если при его использовании применяются современные методы планирования, обуславливающие систему плановых показателей, нормативов, норм. И если разработку планов ведут квалифицированные специалисты.
3). Принцип директивности.
В настоящее время директивность
можно рассматривать как
4). Принцип единства политики и хозяйствующего руководства.
В настоящее время, при существовании многопартийной системы, партии, стоящие у власти, реализуя политические идей, проводят определенную экономическую политику.