Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:55, доклад
Нейромаркетинг – слово, от которого веет медициной и торговлей одновременно. А еще чем-то таким, научно-волшебным, вроде нейролингвистического программирования. В принципе, все эти ассоциации вполне уместны. Нейромаркетинг – это наука, родившаяся в результате исследований человеческого мозга, которые дали ответ на извечный вопрос продавцов: как заставить купить именно мой товар?
Чем выше эмоциональный посыл заложен
в магазине, тем сильнее активируются
мозг и покупательская способность
потребителя.
Налицо прямая связь между результатами
исследования мозга и созданием эффективных
продаж!
Приведем пример концепции Retail Branding для
розничной торговой сети по реализации
детских товаров и продуктов питания Bio
Baby World, которая была разработана для России
специалистами из Австрии:
1. Торговые залы оформлены
в соответствии с тематикой
продукции – фотографии и
2. Изображения здоровых, счастливых, улыбающихся
детей провоцируют у целевой аудитории
(в данном случае родителей) положительный
эмоциональный всплеск и поднятие настроения.
3. В распоряжение покупателей предоставлен
удобный сервис: пеленальный столик, тележка
для покупок, в которую мама, пришедшая
в магазин с двумя малышами, может посадить
младшего и обойтись без стресса!
4. Динамичное гибкое обновление ассортимента
магазина в соответствии со спросом. Делается
упор на экологическую чистоту и натуральность
материалов, из которых изготовлены товары,
на безупречно качественный и безопасный
состав продуктов детского питания.
Данная концепция – яркий пример эмоционального
обращения к целевой группе, дающий прекрасные
взаимовыгодные результаты.
В России методы нейромаркетинга и
концепция Retail Branding только
начинают набирать обороты. Методы используются.
Однако те, кто их применяет, говорят об
этом негромко, "вполголоса". Кроме
того, развитие нейромаркетинга в России
довольно сильно тормозит высокая стоимость
услуг компаний, предоставляющих услуги
разработки бренда розничной сети. В этом
смысле выгодно отличается компания "Ритейл
Экспертс" - за адекватное вознаграждение
сотрудники этой консалтингвой компании
готовы предоставть на обсуждение максимум
реальных предложений по эмоциональному
воздействию на покупателя.
http://www.artmanage.ru/
НЕЙРОМАРКЕТИНГ: TO BE, OR NOT TO BE?
Журнал «Управление магазином» за июль 2010 г.
Недавно в Интернете мне попалась любопытная заметка:
В штате Северная Каролина установили билборд с изображением бифштекса, который источает запах жареного мяса. Рекламную акцию проводит сеть продовольственных магазинов Bloom.
На билборде, расположенном в городе Мурсвиль, креативные рекламщики изобразили кусок стейка на вилке. Однако проезжающих мимо водителей привлекает запах мяса, якобы готовящегося на гриле. В реальности, аромат распространяется благодаря мощному вентилятору, установленному сзади билборда, который выдувает воздух на картриджи с соответствующим запахом. Система была разработана компанией «Scent Air», специализирующейся на создании ароматов и оборудования для их распространения в казино, отелях и магазинах. Билборд «благоухает» с 7 до 10 утра, а также с 16 до 19 часов вечера.
Что это такое? Это — реклама с элементами нейромаркетинга. Запах свежего хлеба и запах приготовленного на огне мяса включают практически у каждого человека древнейший механизм возбуждения аппетита (даже в том случае, если есть не очень-то и хочется). Ибо что в стародавние времена означал запах еды? То, что голода нет, и жизнь продолжается — и это замечательно. И тот факт, что с той поры прошло много столетий, мало изменил в реакции человека на такой запах: если пахнет едой, это хорошо, и надо, не теряя времени, бежать туда, откуда пахнет — а то вдруг кто-то опередит, и тебе ничего не достанется? Конечно, никому из современных людей такие мысли не приходят в голо-ву, сначала все происходит исключительно на уровне ощущений, и только потом под спонтанно возникшее желание подзакусить подводится логическая база. Но ведь в данном примере речь идет не о рекламе закусочной, а о рекламе целой сети магазинов: аппетит возбужден, но поесть-то негде! Налицо ситуация, которую психологи называют эффектом незавершенного действия . И потому человек, которому так и не удалось закусить, обязательно среагирует, встретившись с вывеской одного из продовольственных магазинов, принадлежащих к заказавшей такую рекламу сети, и зайдет в такой магазин. А там его, наверняка, ждут новые сюрпризы из области нейромаркетинга.
Так что же такое нейромаркетинг? Наверное, самый честный ответ на этот вопрос будет таким: нейромаркетинг — это технология, направленная на стимулирование потребительского спроса, использующая те закономерности работы человеческой психики, которые, как правило, самим клиентом не осознаются, а порой — в силу специфичности подобного знания — даже и не предполагаются им в собственном поведении. Чем выше должен быть эффект, тем сложнее будет комплекс нейромаркетинга. И основные составляющие в этом комплексе, это:
Как создается атмосфера? При помощи воздействия на все системы восприятия клиента: зрительную, слуховую, обонятельную, кинестетическую (связанную с чувствами). Результат воздействия должен носить позитивную окраску — в противном случае клиент, скорее всего, ничего не купит. Следовательно, цель создания атмосферы — запуск в голове клиента такой ассоциативной цепочки, на конце которой он неизбежно придет в состояние легкого транса. А человек в состоянии транса (даже легкого) в значительной степени утрачивает способность мыслить критично. И его желание приобрести тот товар, который вызвал у него приятное чувство, не встречает на своем пути никакого сопротивления логики. Зачастую бывает так, что логика включается лишь дома, в процессе рассматривания результатов «шоп-охоты». Самый распространенный вопрос, который задает себе покупатель, обозревая совершенно ненужную ему вещь, таков: «Где была моя голова?». Голова-то была на месте, только работала она в режиме транса. А не купленный тогда еще товар вкупе с музыкой, которая звучала в зале; легким, почти незаметным ароматом; мягким и чуть пружинящим ковровым покрытием, приглушающим шаги, — напомнил о чем-то важном в прошлом или будущем: о детстве и заботе родителей, об отдыхе на море, о радости материнства, о победе в каком-либо жизненном состязании… И его таки купили.
Один из главных каналов нейромаркетинга — зрительный. Так или иначе, но большую часть информации мы получаем именно через зрение, да и фильтры в этой области самые слабые и немногочисленные. Распространенное выражение «Я видел это своими глазами!», по сути, сообщает собеседнику о том, что ошибка в суждении исключена, поскольку источник самый достоверный. И потому зрительный канал чаще всего используется для «включения» у клиента цепочки ассоциаций, на чем, кстати, и базируется мерчендайзинг.
Слуховой канал работает более сложно. При том, что существуют описанные в учебниках и основанные на психофизиологии законы — вроде того, что тихая и медленная музыка расслабляет, вальс тонизирует, громкий марш заставляет двигаться быстрее (нередко — к выходу), а изыски типа вариаций на саксофоне и вовсе не для каждого — при использовании «слухового» нейромаркетинга могут встречаться и еще и такие моменты, как:
И потому вероятность выбрать не тот «слуховой» стимул при таком раскладе оказывается довольно высокой.
Про обонятельный канал нейромаркетинга ходят легенды. Мол, надо только верно подобрать запах, и продажи моментально пойдут в гору! Порой так оно и есть, но, по преимуществу, в ситуации продажи продуктов питания. Незадача в том, что точно по-добрать запах — так, чтобы он, с одной стороны, ассоциировался с товарами, которые продаются на конкретной торговой площадке, а с другой — с приятными воспоми-наниями или мечтами клиента, сложно. Обоняние — самый древний человеческий анализатор, и управлять им труднее всего; наверное, поэтому аромамаркетинг у большинства людей, работающих в сфере продаж, вызывает одновременно и жгучий интерес, и опаску. Интерес — потому что правильно подобранный аромат резко повышает продажи. Опаску — потому что неправильно подобранный аромат способен в самые короткие сроки демотивировать всех покупателей, и продажи упадут.
А вот кинестетический канал нейромаркетинга — самый надежный. При всей нашей разности, у нас не так уж много принципиально отличающихся от других позитивных стимулов в сфере чувство и ощущений. Никто не любит склизкое, колючее, злобное, аг-рессивно-доминирующее. Практически всем — в разной степени, правда — нравится надежное, уютное, заботливое, жизнеутверждающее. И если маркетологи компании немножко помозгуют, то путем небольших затрат они могут создать столь мощный рычаг воздействия на кинестетику покупателя, что успех будет гарантирован процентов на восемьдесят — просто потому, что в данном пространстве комфортно находиться.
Как строится работа продавцов в парадигме нейромаркетинга? Продавец — важное звено — уже хотя бы потому, что, как бы здорово не была организована располагающая к покупке атмосфера, непродуманные действия продавца сводят на нет абсолютно все ухищрения премудрых маркетологов. Наиболее часто подобное можно заметить в магазинах одежды для среднего класса: покупательницу явно «зацепила» какая-то вещь, она пытается что-то уточнить у продавца. Но в ответ вместо «поэзии», на которую подсознательно надеется, получает самую, что ни на есть, грубую прозу: «Вашего размера нет!» или «Состав смотрите на этикетке!». Ассоциативная цепочка прервана, покупательница вспоминает, что количество денег у нее ограничено, а вот эту вещь, вероятно, она сможет надеть один-два раза за наше российское лето и… уходит.
Почему продавцы так поступают? Обычно — не из-за какой-то особой злонамеренности по отношению к клиентам и своему начальству, а потому что их:
Зато если продавец и умеет,
и желает грамотно поработать с покупателем,
шансы на ус-пешную продажу весьма
велики: ведь тот, в общем-то, уже
прилично подготовлен обста-новкой,
и продавцу надо будет лишь развить
то приятное состояние, в котором
находится клиент. А как это
делается? Схема абсолютно та же,
что и при любой продаже, но
с некоторыми подробностями. А именно:
при выявлении потребности
Об этичности использования нейромаркетинга много спорят. Самый распространенный аргумент противников нейромаркетинга выглядит так: «Это МАНИПУЛЯЦИЯ!». Дескать, человек ничего не собирался покупать, а маркетологи совершили насилие над его подсознанием и заставили беднягу совершить покупку. С чем соглашусь — да, конечно нейромаркетинг — это манипуляция, то есть незаметное воздействие на чело-века с целью побудить его к таким действиям, которые он изначально не планировал и которые, может быть, не принесут ему пользы. И, тем не менее, бурные эмоции по поводу нейромаркетинга кажутся мне не вполне уместными, как минимум, по трем причинам:
Причина № 1
Если нейромаркетинг — манипуляция, то и вообще любая реклама, кроме откровенно информационной (типа объявления в газете: «Продам шкаф» с сухим описанием его параметров), является манипуляцией. И ничего, реклама процветает. А что тут сделать можно? Запретить-то все равно не получится? Так что как ни обсуждай этичность – неэтичность нейромаркетинга, он уже есть, никуда не денется, и в дальнейшем будет только совершенствоваться.
Причина № 2
Нейромаркетинг требует
очень серьезных вложений в исследование
того сегмента рынка, в котором планируется
проводить соответствующие
Причина № 3
Существующая на данный момент в нашей стране ситуация с торговым персоналом пока не вдохновляет на предположение о том, что нейромаркетинг широко распространится на российском рынке в течение ближайших двух-трех лет. Как об этом упоминалось выше, для того, чтобы быть эффективным в технологиях нейромаркетинга, продавец должен уметь и желать работать с покупателем. А подобное у нас — диковинка. И потому если, скажем, в супермаркетах, аптеках самообслуживания, больших универмагах среднего ценового сегмента нейромаркетинг худо-бедно работает, то в магазинах помень-ше (даже в некоторых бутиках, кстати), где предполагается тесный контакт с продавцом, в плане итогового результата всегда возможен неприятный сюрприз.
Кроме того, и человеческое подсознание — не такая уж беззащитная субстанция, на кото-рую может повлиять кто угодно, просто применив некую технологию. К примеру, времена безоговорочного доверия рекламе уже давно закончились. Через какое-то время люди научатся противостоять даже самым изощренным приемам нейромаркетинга, и маркетологам надо будет выдумать что-то новенькое. А пока что — может, господа предприниматели хоть под соусом нейромаркетинга наконец-то обратят внимание на обучение и — особенно — мотивацию продавцов?
Информация о работе Массовое управление потребительским сознанием