Маржинальная прибыль. Эффект операционного левериджа

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:29, реферат

Описание работы

Маржинальная прибыль – это разность, которую можно найти путем вычитания от выручки, которая получается от продаж продукции, произведенной предприятием без учета НДС и переменных затрат на производство. Иными словами, маржинальная прибыль – это сумма покрытия или доля выручки, которая остается на компенсирование постоянных затрат и создание прибыли. При высокой маржинальной прибыли постоянные затраты возмещаются быстро, а предприятие получает высокий доход.

Работа содержит 1 файл

Контроллинг Маржинал.прибыль, ливеридж).docx

— 26.69 Кб (Скачать)

Маржинальная  прибыль

Маржинальная прибыль  – это разность, которую можно  найти путем вычитания от выручки, которая получается от продаж продукции, произведенной предприятием без  учета НДС и переменных затрат на производство. Иными словами, маржинальная прибыль – это сумма покрытия или доля выручки, которая остается на компенсирование постоянных затрат и создание прибыли. При высокой  маржинальной прибыли постоянные затраты  возмещаются быстро, а предприятие  получает высокий доход.

Валовая прибыль также  в какой-то степени является маржинальной. Маржинальная прибыль, кроме того, рассчитывается на единицу продукции, которая выпускается  и реализуется данным предприятием. Это, так называемая, удельная маржинальная прибыль, другими словами, маржинальный доход. Такой расчет необходим для  того, чтобы получить информацию о  том, насколько растет прибыль за счет каждой новой единице товара. Таким образом, если объем проданной  продукции покрывает все затраты  данного предприятия, а прибыль  при этом не получается, маржинальная прибыль становится равной постоянным затратам.

Когда при реализации товара получается выручка, превышающая переменные затраты, стоит сказать о размере  маржинальной прибыли. Если у предприятия  налажен выпуск широкого ассортимента продукции, то проводя маржинальный анализ всего ассортимента, можно  определить наиболее выгодные и прибыльные виды продукции, и, конечно, определить, какую продукцию предприятию  выпускать нет смысла из-за его  убыточности. И, в связи с тем, что из-за постоянных изменений на рынках, маржинальная прибыль напрямую зависит от цены товара и тех затрат, которые нужны на его изготовление. И для того, чтобы увеличить  маржинальную прибыль, необходимо либо поднять цену на товар, либо продать  его больше, а, возможно, нужно сделать  и то, и другое.

Маржинальная прибыль  – это источник, при помощи которого покрываются постоянные затраты  и образовывается прибыль. Другими  словами, получается, что маржинальная прибыль равна разнице между  доходом и переменными затратами.

Поэтому маржинальная прибыль  невозможна без постоянных затрат и  прибыли. Это тот вклад, который  нужно внести для того, чтобы была сформирована чистая прибыль и покрыты  постоянные затраты.

Расчет маржинальной прибыли  является одной из основных задач, которая  стоит перед менеджерами и  финансовыми аналитиками любой  компании. В классическом понимании  формула для расчета маржинальной прибыли представляет собой разность между полученным доходом и переменными  затратами, которые ушли на производство товара. Другими словами можно  сказать, что маржинальная прибыль  является суммой  постоянных затрат и прибыли.

 

Постоянные затраты в  данном случае представляют собой объем  средств, которые тратятся на производство продукции вне зависимости от ее объема, например, к таким видам затрат относят арендную плату, зарплату персонала, а также налоги на собственность и аналогичные выплаты, которые делаются предприятием.

Как правило, расчет маржинальной прибыли применяется в том  случае, если предприятие выпускает  несколько видов продукции, на основе подобного анализа можно определить, какой из видов продукции приносит компании наибольшую прибыль, также  расчет маржинальной прибыли может  осуществляться по каждому клиенту  компании. Для проведения расчета  и анализа маржинальной прибыли  используются различные виды программного обеспечения, которые основаны на различных алгоритмах расчета.

Обычно расчет маржинальной прибыли производится для определенного периода времени.

Термин маржинальная  прибыль тесно связан  с точкой безубыточности. Под данным термином понимается момент, когда маржинальная прибыль равна 0, а предприятие  только покрывает свои затраты на производство продукции или предоставление услуг, не получая никакой прибыли. Очевидно, что в случае неверного  управления компанией маржинальная прибыль может стать отрицательной, в этом случае руководство предприятия  должно принимать срочные меры для  выхода из создавшейся ситуации.

Кроме того, расчет маржинальной прибыли также производиться  для каждого клиента, что позволяет  определить наиболее выгодные направления деятельности компании.

Еще один термин, с которым  связан расчет маржинальной прибыли, является маржинальная рентабельность, которая  является отношением маржинального  дохода к обороту предприятия. Вычисление маржинальной прибыли часто применяется  при  оценке маркетинговых акций, необходимо, чтобы затраты на рекламу  товара превышали полученную компанией  прибыль.

Эффект операционного левериджа

Разделение всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные их виды позволяет  использовать механизм управления операционной прибылью, известный как «операционный  леверидж».

В наиболее общем виде леверидж  можно представить как процесс управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание прибыли. Буквально — это рычаг для подъема тяжестей, т. е. некий фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей, дать так называемый леверажный эффект, или эффект рычага .

Оценка уровня левериджа позволяет выявить возможности изменения показателей рентабельности, степень риска, чувствительность прибыли к изменениям внутрипроизводственных факторов и ситуации на рынке. А так как факторы, влияющие на прибыль, подразделяются на производственные и финансовые, соответственно различают области действия финансового и производственного рычага.

Производственный леверидж  (операционный рычаг) — это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация).

Действие операционного  левериджа основано на том, что наличие в составе операционных затрат любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции, сумма операционной прибыли всегда изменяется более высокими темпами. Иными словами, постоянные операционные затраты самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение суммы операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции.

Действие операционного  рычага связано с различной природой и влиянием текущих затрат на производство и реализацию продукции. В зависимости  от изменения объема производства X различают переменные затраты и  условно-постоянные , исследование которых составляет предмет анализа безубыточности.

Анализ безубыточности производства построен на аналитическом представлении  модели безубыточности (формулы безубыточности):

Выручка = Затраты

Из этой формулы выводятся  все базовые параметры, необходимые  для проведения указанного вида анализа:

критический (безубыточный) объем производства = порог рентабельности ;

критическое значение цены реализации;

критическое значение постоянных затрат;

критическое значение переменных затрат.

По каждому из этих параметров рассчитывается маржа безопасности  — процентное соотношение плановой, или фактической и критической величины параметра. Для объема производства эта маржа называется запасом финансовой прочности предприятия. Он показывает, на сколько процентов при изменении ситуации на рынке может упасть объем производства вплоть до критического показателя.

Важными понятиями в управлении объемом производства через изменение  структуры затрат являются:

контрибуционная маржа  (маржинальный доход) — это разница между ценой и удельными переменными затратами ;

критический объем производства  — это количество продукции, суммарный маржинальный доход от реализации которой покрывает условно-постоянные расходы.

Соотношение постоянных и  переменных операционных затрат предприятия, позволяющее «включать» механизм операционного  левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется «коэффициентом операционного левериджа»,

Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции.

Конкретное соотношение  прироста суммы операционной прибыли  и суммы объема реализации, достигаемое  при определенном коэффициенте операционного  левериджа, характеризуется показателем «эффект операционного левериджа».

Уровень или силу воздействия  операционного рычага (Degree operating leverage, DOL) рассчитываем по формуле:

DOL = MP/EBIT = ((p-v)*Q)/((p-v)*Q-FC)

где

MP - маржинальная прибыль;

EBIT - прибыль до вычета  процентов;

FC - условно-постоянные расходы  производственного характера;

Q - объем производства  в натуральных показателях;

p - цена за единицу продукции;

v - переменные затраты  на единицу продукции.

Уровень операционного рычага позволяет рассчитать величину процентного  изменения прибыли в зависимости  от динамики объема продаж на один процентный пункт. При этом изменение EBIT составит DOL%.

Чем больше доля постоянных затрат компании в структуре себестоимости, тем выше уровень операционного  рычага, и следовательно, больше деловой (производственный) риск.

По мере удаления выручки  от точки безубыточности сила воздействия  операционного рычага уменьшается, а запас финансовой прочности  организации наоборот растет. Данная обратная связь связана с относительным  уменьшением постоянных издержек предприятия.

Так как многие предприятия  выпускают широкую номенклатуру продукции, уровень операционного  рычага удобнее рассчитывать по формуле:

DOL = (S-VC)/(S-VC-FC) = (EBIT+FC)/EBIT

где S - выручка от реализации; VC - переменные издержки.

Уровень операционного рычага не является постоянной величиной и  зависит от определенного, базового значения реализации. Например, при  безубыточном объеме продаж уровень  операционного рычага будет стремиться к бесконечности. Уровень операционного  рычага имеет наибольшее значение в  точке, немного превышающей точку  безубыточности. В этом случае даже незначительное изменение объема продаж приводит к существенному относительному изменению ЕВIТ. Изменение от нулевой прибыли к какому-либо ее значению представляет собой бесконечное процентное увеличение.

На практике большим операционным рычагом обладают те компании, которые  имеют большую долю основных фондов и НМА (нематериальных активов) в  структуре баланса и большие  управленческие расходы. И наоборот, минимальный уровень операционного  рычага присущ компаниям, у которых велика доля переменных затрат.

Таким образом, понимание  механизма действия производственного  левериджа позволяет эффективно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения рентабельности оперативной деятельности компании.

В конкретных ситуациях операционной деятельности предприятия проявление механизма операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью. Основные из этих особенностей перечислены ниже.

Положительное воздействие  операционного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности  своей операционной деятельности. Для того, чтобы положительный эффект операционного левериджа начал проявляться, предприятие вначале должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные операционные расходы (т.е. обеспечить равенство: МП = Ипост ). Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные операционные затраты независимо от конкретного объема реализации продукции, поэтому чем выше сумма постоянных издержек и коэффициент операционного левериджа, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности.

После преодоления точки  безубыточности, чем выше коэффициент  операционного левериджа, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем реализации продукции. Т.е. при одинаковых темпах прироста объема реализации продукции на предприятии с более высоким коэффициентом операционного левериджа сумма операционной прибыли возрастает более высокими темпами после преодоления точки безубыточности, чем на предприятии с меньшим значением коэффициента операционного левериджа.

Наибольшее положительное  воздействие операционного левериджа достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности (после ее преодоления). По мере дальнейшего наращения объема реализации продукции и удаления от точки безубыточности эффект операционного левериджа начинает снижаться. Иными словами, каждый последующий процент прироста объема реализации продукции будет приводить ко все меньшему темпу прироста суммы операционной прибыли.

Механизм операционного  левериджа имеет и обратную направленность — при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер валовой операционной прибыли. При этом пропорции такого снижения зависят от значения коэффициента операционного левериджа: чем выше это значение, тем более высокими темпами будет уменьшаться сумма валовой операционной прибыли по отношению к темпам снижения объема реализации продукции.

Информация о работе Маржинальная прибыль. Эффект операционного левериджа