Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 15:35, доклад
Маркетинг является одним из основополагающих видов деятельности участников рынка. Он позволяет четко определять состояние и перспективы развития рынка, его основных сегментов, нужды и запросы потребителей в рамках целевого рынка. Необходимо создать товар с нужными потребительскими свойствами, сформировать оптимальную цену, найти квалифицированных посредников, чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным публике, провести рекламные и PR-мероприятия таким образом, чтобы потребители о нем достаточно знали и хотели приобрести.
- ориентация
предпринимательской
- учет
спроса и предложения при
- учет
маркетингового анализа и
- учет маркетинговых экспериментов и экспертных оценок;
- учет
многовариантности,
- учет
социально-этических
- свободная
конкуренция как основа
Как видно,
специфика отраслевых методов маркетингового
права многоаспектна и
Основополагающими
правовыми институтами
Установив предмет, методы и основные институты российского маркетингового права, на наш взгляд, уже сегодня целесообразно (возможно, с признанием необходимости в дальнейшем дополнительного обоснования) рассматривать его как отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.
Маркетинговое
право - это специализированная комплексная
отрасль права, представляющая собой
совокупность правовых и корпоративных
норм, которыми закрепляются основные
принципы, формы и порядок маркетинговой
деятельности предпринимателей, включающей
маркетинговые исследования, продвижение
продукции, товарную политику, ценообразование,
товародвижение, конкурентные отношения,
и которыми регулируются маркетинговые
взаимоотношения
Данное определение содержит все необходимые атрибуты маркетингового права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных и практических целях можно применять более лаконичную дефиницию: маркетинговое право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе маркетинговой практики.
Большое внимание формулированию понятий мы уделяем потому, что их сущность определяет круг дальнейших теоретических исследований и практических разработок. На важность этого вопроса обращал внимание еще в XVII веке Рене Декарт: "Дайте понятиям точное толкование, и вы освободите мир от половины заблуждений".
Нормы, образующие в совокупности российское маркетинговое право, распределяются по правовым институтам, важнейшие из которых были названы ранее.
В то же
время следует иметь в виду,
что система норм, регулирующих маркетинговую
деятельность, рядом ученых может
быть признана подотраслью права, которая
- при сохранении к этому и экономических
оснований - постепенно трансформируется
в самостоятельную отрасль
Все нормы перечисленных выше институтов маркетингового права можно подразделить на материально-правовые, процессуальные и процедурные, организационные. Если проанализировать маркетинговое законодательство, то можно увидеть, что все эти нормы в нем встречаются, хотя часто они не развернуты, иногда противоречивы. Но это как раз достаточно понятное состояние новой отрасли права, находящейся в стадии становления.
В любом случае уже сейчас видно, что нормы маркетингового права несводимы к гражданскому праву; дело в том, что даже в конструкции частноправовых маркетинговых правоотношений будет постоянно присутствовать ограничение, выражающее публичный интерес.
Поэтому
только содержательная характеристика
самого маркетингового права, то есть
выделенной совокупности норм, и анализ
связанной с ними, обслуживающей
их системы теоретических и
Действительно, в прежние времена, на предыдущих этапах развития права представлялось возможным уложить практически все коммерческие и другие хозяйственные отношения в рамки, например, Кодекса Наполеона или в советском праве - регулировать практически всю совокупность таких отношений в пределах отрасли гражданского права. Сейчас учесть все разнообразие предпринимательских отношений в пределах одной или двух отраслей невозможно, ибо современное право развивается, разветвляется, специализируется и детализируется по различным отраслям для того, чтобы эффективнее регулировать - с учетом всех тонкостей - различные "участки" общественных отношений. Тем более это важно в сфере маркетинга, представляющего "основу основ", философию всей хозяйственной жизни в условиях рынка.
Таким образом,
речь идет о комплексном правовом
регулировании устойчивой группы общественных
отношений. Представляется, что в
перспективе необходимо принять
закон о маркетинговой
Современное
отечественное
* * *
Потребность
в развитии и использовании на
практике маркетингового права стала
особенно ощущаться в последнее
время в связи с обострением
конкурентной борьбы. Соотнесение маркетинга
с правовыми нормами повышает
обоснованность принимаемых решений
по различным вопросам производственной,
научно-производственной, финансовой
и сбытовой деятельности, распространяя
правовую оболочку на сферу маркетинговых
связей. Это рационализирует процесс
товародвижения, ценообразования, маркетинговых
коммуникаций, разработки товарного
ассортимента, совершенствует практику
анализа и прогнозирования
Совершенствование
правового регулирования
Предложенная нами концепция маркетингового права России не претендует на исчерпывающее и бесспорное открытие, на законченность и непогрешимость, ибо может носить дискуссионный характер и предполагает дальнейшую разработку и критический анализ.