Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 15:35, доклад
Маркетинг является одним из основополагающих видов деятельности участников рынка. Он позволяет четко определять состояние и перспективы развития рынка, его основных сегментов, нужды и запросы потребителей в рамках целевого рынка. Необходимо создать товар с нужными потребительскими свойствами, сформировать оптимальную цену, найти квалифицированных посредников, чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным публике, провести рекламные и PR-мероприятия таким образом, чтобы потребители о нем достаточно знали и хотели приобрести.
Маркетинговая деятельность: некоторые правовые аспекты
Алексеев С.В.
Журнал российского права, 2003.
Яндекс.Директ
Все объявленияБрендовая Обувь в 3 раза дешевле!
Ликвидация модной Обуви! Sale 70%! Интернет-магазин с бесплатной доставкой!
Адрес и телефон lamoda.ru Брендовая Обувь в 3 раза дешевле!
Ликвидация модной Обуви! Sale 70%! Интернет-магазин с бесплатной доставкой!
Адрес и телефон lamoda24.ru Элементы Яндекса для Opera
Добавьте в Opera новое расширение. Поиск и нужные сервисы всегда под рукой.
element.yandex.ru
Маркетинг как объект правового регулирования
Маркетинг как философия бизнеса, стратегия и тактика участников рыночных отношений лежит в основе предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Именно глубокие знания маркетинга, способность умело применять современные инструменты воздействия на ситуацию, складывающуюся на рынке, предопределяют коммерческий успех предпринимателя.
Маркетинг является одним из основополагающих видов деятельности участников рынка. Он позволяет четко определять состояние и перспективы развития рынка, его основных сегментов, нужды и запросы потребителей в рамках целевого рынка. Необходимо создать товар с нужными потребительскими свойствами, сформировать оптимальную цену, найти квалифицированных посредников, чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным публике, провести рекламные и PR-мероприятия таким образом, чтобы потребители о нем достаточно знали и хотели приобрести.
Развитие
маркетинга как важнейшей сферы
современной экономики требует
его всестороннего и
------------------------------
<*> См.:
Алексеев С.В. Правовое
Рассматривая
маркетинговый комплекс через призму
правового регулирования, следует
опираться на законодательство, регламентирующее
его составляющие (товар, каналы распределения,
цены, маркетинговые коммуникации).
Для характеристики комплекса маркетинга,
в частности, необходимо знание вопросов
правового регулирования
Таким образом,
многие вопросы маркетинга связаны
с необходимостью соотнесения их
с правовыми нормами. Знание до тонкостей
правового регулирования этой сферы
общественных отношений приведет к
повышению эффективности
Источники маркетингового законодательства
На маркетинговую деятельность распространяются как общие положения права, так и специальные нормы. Источники правового регулирования маркетинга весьма многочисленны, сложны и противоречивы. Основными из них являются нормативные акты, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.
Главным
источником в данной сфере является
Гражданский кодекс РФ, имеющий статус
федерального закона, иногда именуемый
"экономической конституцией".
ГК РФ содержит множество норм, регулирующих
элементы маркетингового комплекса, договоры,
применяемые в сфере
Помимо ГК РФ важнейшим звеном в системе источников правового регулирования маркетинга являются другие федеральные законы, которые можно типологизировать в зависимости от области маркетинга:
1) отношения
субъектов маркетинговой
------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
2) вопросы
сбыта - Федеральными законами
от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках
продукции для федеральных
------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540.
<**> См.: СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5394.
3) отношения,
возникающие в сфере
------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 2002. N 52. Ч. I. Ст. 5140.
<**> См.: Ведомости РФ. 1992. N 42. Ст. 2322.
4) ценообразование
- Федеральным законом от 14 апреля
1995 г. N 41-ФЗ "О государственном
регулировании тарифов на
------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1995. N 167. Ст. 1316.
5) конкурентные
отношения в сфере маркетинга
- Законом РСФСР от 22 марта 1991 г.
"О конкуренции и ограничении
монополистической
------------------------------
<*> См.: Ведомости РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.
<**> См.: СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3174.
<***> См.: СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.
6) маркетинговые
исследования, получение, использование
и распространение
------------------------------
<1> См.: СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
<2> См.: Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300.
<3> См.: Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1242.
<4> См.: Ведомости РФ. 1992. N 42. Ст. 2325.
<5> См.: Там же. Ст. 2319.
7) продвижение продукции - Федеральным законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" <*>;
------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.
8) правовое
обеспечение маркетинга в
- Федеральным
законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О
рынке ценных бумаг" <*>, Законом
РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О
товарных биржах и биржевой
торговле" <**> - маркетинг на
рынке ценных бумаг и товарных
биржах, включая маркетинг торгово-
------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
<**> См.: Ведомости РФ. 1992. N 18. Ст. 961.
- Федеральным
законом "О банках и
------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
- Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <*> - страховой маркетинг;
------------------------------
<*> См.: Ведомости РФ. 1993. N 2. Ст. 56.
- Федеральным
законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об
основах туристской
------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.
- Федеральным
законом от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ
"О государственном
------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.
Естественно,
нормы, регулирующие маркетинг, содержатся
не только в ГК РФ и иных федеральных
законах, но и в подзаконных актах
- указах Президента РФ, постановлениях
Правительства, актах министерств
и иных федеральных органов
В ряду подзаконных нормативных актов, опосредующих маркетинговую деятельность, в частности, находятся:
- Указ
Президента РФ от 28 февраля 1995
г. N 221 "О мерах по упорядочению
государственного
------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 859; N 11. Ст. 997.
- Правила
продажи отдельных видов
------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 482.
<**> См.: СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3979.
<***> См.: Там же. Ст. 3980.
- Порядок
рассмотрения дел по признакам
нарушения законодательства о
рекламе, утвержденный
------------------------------
<*> См.: Российские вести. 18.01.1996.
Поскольку Россия по своему государственному устройству является федерацией, то в систему источников, регулирующих маркетинг, входят и акты субъектов РФ. Иерархия их по юридической силе в основном идентична федеральной. Среди таких актов, например, Правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 22 января 2002 г. N 41-ПП <*>.
------------------------------
<*> См.: Вестник Мэрии Москвы. 2002. N 5.
В сфере маркетинговой деятельности находят широкое применение корпоративные (локальные) нормативные акты. Такие акты регулируют хозяйственную деятельность на уровне предприятий и принимаются их учредителями либо самими предприятиями. Целью локального нормотворчества является, в частности, формирование и закрепление в нормативных документах правил маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта. Например, режим коммерческой тайны как разновидности маркетинговой информации в организации может регламентироваться локальным нормативным актом - положением о коммерческой тайне организации.