Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, курсовая работа
Важнейшей задачей стратегического управления является установление и поддержание динамического взаимодействия организации с окружающей ее средой, призванное обеспечить ей преимущества в конкурентной борьбе, что достигается за счет предоставления покупателю продукта фирмы. Поэтому маркетинг объективно занимает позицию одной из ведущих функций стратегического управления. Для целого ряда организаций в зависимости от того, какие они преследуют цели и какие реализуют стратегии, маркетинг является ключевой функцией, обеспечивающей их успешное функционирование. Более того, с переходом к философии менеджмента, в соответствии с которой фирма должна в своей деятельности полностью ориентироваться на запросы клиента (market driver management) не пытаться производить “удобную” для нее продукцию, которую потом стараются любым способом реализовать клиенту, маркетинг становится чем-то большим, нежели отдельная функция менеджмента.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I
Особенности стратегического маркетинга и разработка маркетинговой стратегии……………………………………………………………………...….4
Роль и задачи стратегического маркетинга……………..…………...…….4
Маркетинговая стратегическая программа предприятия….…………….10
Маркетинговый анализ и стратегическое планирование………………...13
Тактическое планирование и маркетинговый контроль…………………16
Глава II Маркетинг в стратегии ОАО Пивоваренная компания «Балтика»..18
Заключение……………………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………………..22
После согласования стратегий
по каждому направлению идёт определение
тактики с разработкой
К основным этапам процесса тактического плана маркетинга можно отнести:
Контроль маркетинговой
деятельности – периодическая всесторонняя
объективно проводимая в определенной
последовательности проверка маркетинговой
деятельности фирмы и соответствия
маркетинговой стратегии
Ревизия маркетинга представляет
собой комплексное системное, беспристрастное
и регулярное исследование маркетинговой
среды фирмы, её задач, стратегий
и оперативной деятельности с
целью выявления возникающих
проблем и открывающихся
Главное назначение маркетингового контроля состоит в обеспечении менеджмента результатами стратегического и оперативной оценки и поведения организации на рынке в процессе достижения поставленных целей.
В заключении следует остановиться на некоторых особенностях маркетингового планирования:
Исходя их вышесказанного, стандартизированная структура маркетинговой программы содержит:
Глава II
Маркетинг в стратегии ОАО Пивоваренная компания «Балтика».
ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» — один из крупнейших производителей товаров народного потребления России, с 1996 года лидер российского рынка пива. «Балтика» входит в Carlsberg Group. Бренд «Балтика» занимает первое место по продажам в Европе (Euromonitor). Компании принадлежат заводы в 10 городах России, 1 завод в Азербайджане, широкий портфель брендов. Пивоваренная компания «Балтика» — ведущий экспортер российского пива: продукция «Балтики» представлена в более чем 70 странах мира, на долю компании приходится 70% всех экспортных поставок российского пива.
По итогам первого полугодия 2011 года объем продаж компании «Балтика» в Израиле составил около 850 тыс. литров, что на 12% больше аналогичного показателя 2010 года. Продукция компании «Балтика» имеет кошерный сертификат Kosher Certificate (ОК), позволяющий успешно продавать пиво «Балтика» в кошерных торговых сетях.
Помимо Израиля продукция
Лидером по продажам в США является сорт «Балтика 9 Крепкое», на долю которого приходится 29% всего объема продаж компании в стране. Основные потребители продукции компании в США - жители штатов Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Калифорния и Флорида. В первом полугодии 2011 года объём продаж «Балтики» в США составил около 1,5 млн литров.
В 1 квартале 2011 года объем продаж в регионе АТР составил около 1,4 млн литров, что в несколько раз больше показателей прошлого года.
Ключевые показатели * |
2010 |
2009 |
Разн. |
Объем реализации продукции в натуральном выражении, млн. гл |
37,6 |
42,7 |
-12% |
Выручка от реализации, млн. руб. |
79 307 |
93 720 |
-15,4% |
Валовая прибыль, млн. руб. |
45 145 |
51 254 |
-11,9% |
Операционная прибыль, млн. руб. |
23 631 |
29 618 |
-20,2% |
Чистая прибыль, млн. руб. |
19 171 |
23 372 |
-18,0% |
Валовая рентабельность, % |
56,9 |
54,7 |
+2,2% |
Операционная рентабельность, % |
29,8 |
31,6 |
-1,8% |
2010 был экстраординарным годом
для пивоваренной отрасли в
России. С 1 января 2010 г. ставка
акциза на пиво крепостью от
0,5 до 8,6% была повышена на 200%. «Балтика»
смягчила влияние
Постепенное восстановление потребительской уверенности и уровня потребительских расходов, снизившихся во время экономического кризиса, высокая лояльность потребителей и жаркое лето оказали позитивное влияние на динамику рынка в III-IV кварталах. По оценкам компании, в 2010 г. рынок сократился на 4%, во 2-м полугодии 2010 г. динамика рынка была положительной. В IV квартале рынок сократился на -1% по сравнению с IV кварталом 2009 г.
Продажи пива компании в рынок (продажи дистрибьюторов в торговые точки) снизились на 4% по отношению к 2009 г. В IV квартале продажи пива в рынок выросли на +2%.
В 2010 г. объемы реализации пива компании в России сократились на 13% и были обусловлены созданием запасов продукции дистрибьюторами в IV квартале 2009 г. в преддверии повышения акциза.
По данным агентства ЗАО «Эй Си Нильсен» (городская Россия), доля рынка «Балтики» по итогам 2010 г. осталась практически на уровне 2009 г. и составила 39,7% (39,8% в 2009 г.), в IV квартале 2010 г. доля рынка компании выросла на 0,4% к IV кварталу 2009 г.
Повышение акциза привело к беспрецедентному
повышению потребительских цен.
«Балтика» оказалась среди тех,
кто раньше других повышал цены в
начале года, и продукция компании
в течение года оказалась дороже
продукции большинства
Финансовые показатели компании показали
отрицательную динамику за счет снижения
объемов продаж. Тем не менее, несмотря
на снижение объемов, инвестиции в продвижение
продукции были увеличены и компании
удалось сохранить высокую
Так, например, в отчетном периоде на 4% сократились административные затраты. Как и по другим направлениям, такое улучшение было достигнуто за счет повышения эффективности, эффекта масштаба, синергии, а также более широкого использования услуг сторонних организаций. Производственная себестоимость продукции в 2010 г. существенно снизилась по сравнению с 2009 г.
Позитивное влияние на результаты оказала благоприятная ситуация с ценами на основное сырье в первой половине 2010 г., т.к. цены на пивоваренный ячмень и солод достигли самого низкого уровня за последние четыре года. Неблагоприятные погодные условия летом 2010 г., в сезон созревания урожая, привели к сокращению урожая пивоваренного ячменя и последующему стремительному росту цен на ячмень и солод в конце 2010 г. Более высокие цены на сырье повлияли на прибыль в конце 2010 г., в значительной степени этот эффект проявится в 2011 г.
В 2010 г. флагманский бренд
«Балтика» сохранил лидирующие позиции:
по данным ЗАО «Эй Си Нильсен» (городская
Россия) его доля на рынке составила
14,5%. Бренд показал хорошие
«Балтика» продолжила деятельность по
развитию продаж за рубежом. В 2010 г. компания
вышла на крупнейшие пивные рынки
Латинской Америки — Мексику
и Бразилию, расширила свое присутствие
в Африке и укрепила позиции в
Европе. В декабре на Ближнем Востоке
был запущен натуральный
Продолжилась интеграция «Балтики» в Группу Carlsberg: на заводах «Славутич» в Украине было успешно запущено лицензионное производство сорта «Балтика №7 Экспортное»; к концу года доля бренда в сегменте премиум составила уже 6,8% (по данным Nielsen), доля бренда «Балтика» — 25%. Кроме того, компания передала право на дистрибуцию и продвижение бренда «Балтика» другим компаниям Группы Carlsberg в Эстонии, Латвии и Литве.
По итогам 2010 г. объем продаж компании за рубежом увеличился на 19% по сравнению с показателями 2009 г. и в натуральном выражении превысил 3,3 млн гл. Доля продаж брендов Компании за рубежом в общем объеме продаж компании выросла и по итогам 2010 г. составила 9%. В общем объеме продаж за рубежом на бренд «Балтика» приходится более 60%.
«Балтика» ведет активную маркетинговую политику. Залог успеха «Балтики» в качестве пива, грамотной маркетинговой стратегии и развитой дистрибьюции.
Маркетинговая стратегия компании «Балтика» включает в себя увеличение доли рынка в странах Латиноамериканского региона.
Ни для кого не секрет,
что в текущем году практически
все производители и
Заключение
Маркетинг, являясь очень
сложным явлением, имеющим первостепенное
значение для успеха любой фирмы,
предполагает разработку общего плана
– стратегии маркетинга – для
товаров и услуг фирмы. Главная
задача при разработке маркетинговой
стратегии состоит в том, чтобы
уменьшить степень
К основным задачам стратегического маркетинга можно отнести:
А) систематический и постоянный анализ потребностей и требований ключевых групп потребителей, а также разработка концепций эффективных товаров или услуг, позволяющих компании обслуживать выбранные группы покупателей лучше, чем конкуренты;
Б) анализ потребностей физических лиц и организаций;
В) уточнение «миссии» фирмы, определение целей, разработка стратегии развития и обеспечение сбалансированной структуры товарного портфеля;
Г) процесс разработки стратегического комплекса-микса, основных направлений стратегической политики фирмы в области товара, цен, коммуникаций, распределения и сбыта с учётом факторов, постоянно меняющейся маркетинговой среды.
Главная задача стратегического маркетинга заключается в том, чтобы помочь руководителям найти ответы на следующие актуальные вопросы: каковы место и роль нашей компании на рынке? Куда идет рынок, основные тенденции его развития? В чем могут быть наши конкурентные преимущества? Какую пользу и кому мы приносим и собираемся приносить в будущем? К чему мы стремимся и какую позицию мы хотим занять на рынке? Правильные ответы на эти вопросы помогут предприятию выбрать не только стратегическую цель, но и оптимальные средства ее достижения.
Сегодня большая часть
российских предприятий, и не только
промышленных, нуждается в определении
своего места не только на рынке, но
и на каждом из целевых сегментов,
в выявлении наиболее перспективной
продукции и определении