Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, курсовая работа
Важнейшей задачей стратегического управления является установление и поддержание динамического взаимодействия организации с окружающей ее средой, призванное обеспечить ей преимущества в конкурентной борьбе, что достигается за счет предоставления покупателю продукта фирмы. Поэтому маркетинг объективно занимает позицию одной из ведущих функций стратегического управления. Для целого ряда организаций в зависимости от того, какие они преследуют цели и какие реализуют стратегии, маркетинг является ключевой функцией, обеспечивающей их успешное функционирование. Более того, с переходом к философии менеджмента, в соответствии с которой фирма должна в своей деятельности полностью ориентироваться на запросы клиента (market driver management) не пытаться производить “удобную” для нее продукцию, которую потом стараются любым способом реализовать клиенту, маркетинг становится чем-то большим, нежели отдельная функция менеджмента.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I
Особенности стратегического маркетинга и разработка маркетинговой стратегии……………………………………………………………………...….4
Роль и задачи стратегического маркетинга……………..…………...…….4
Маркетинговая стратегическая программа предприятия….…………….10
Маркетинговый анализ и стратегическое планирование………………...13
Тактическое планирование и маркетинговый контроль…………………16
Глава II Маркетинг в стратегии ОАО Пивоваренная компания «Балтика»..18
Заключение……………………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………………..22
Контроль маркетинга –
процесс количественного
Целями оперативного контроля может быть, например, оценка достижения компанией уровня продаж, прибыли и других целей, установленных годовым планом, определение прибыльности различных товаров, территорий, рынков и каналов сбыта.
Стратегия – набор правил
для принятия решений, которыми фирма
(организация) руководствуется в
своей деятельности. Также стратегия
– это обобщающая модель действий,
необходимых для достижения поставленных
целей путём координации и
распределения ресурсов компании. По
существу стратегия есть набор правил
для принятия решений, которыми организация
руководствуется в своей
Успех предприятия в освоении рынка и закреплении на рынке является результатом организации маркетинга как элемента общей системы управления, которая в целом опирается на специально разработанную программу маркетинга.
Программа маркетинга –
разработанный на основе комплексных
маркетинговых исследований стратегический
план-рекомендация производственно-сбытовой
и научно-технической
Программа маркетинга может
рассматриваться в узком и
широком смысле. В узком толковании
– это документ, определяющий конкретную
деятельность предприятия рынке. В
более широком смысле она рассматривается
как непрерывный процесс
Следовательно, маркетинговая стратегическая программа предприятия представляет собой стратегический план действий фирмы по достижению поставленной долгосрочной цели.
Сразу остановимся на различии плана и программы. Мы будем часто ссылаться на методы планирования при рассмотрении маркетинговой стратегической программы. Это связано с тем, что стратегической планирование является промежуточным результатом, а маркетинговая стратегическая программа заключительный аккорд в стратегии видения развития фирмы, в котором запланированные действия подкреплены практическими мероприятиями с конкретными ответственными, тактическими мерами, объемом финансирования, видом и порогами контроля.
Говоря о процессе планирования маркетинга, и его результате маркетинговой программе, следует отметить, что по формулировке Г.Л. Багиева, процесс планирования маркетинга – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей (как стратегических, так и тактических) маркетинга, осуществлением стратегического планирования (разработка план), реализацией маркетинга, контролем за выполнением плана маркетинга.
При рассмотрении маркетинговой стратегической программы предприятия в данной статье мы остановимся лишь на основных этапах разработки программы маркетинга и рассмотрим классификацию программ маркетинга.
Какие существуют программы, как их можно классифицировать? Исследуя методики разных авторов остановимся более подробно на классификациях Бондаренко И.В. и Дубницкого В.И., которые на наш взгляд подходят более комплексно к этой тематике.
По срокам все программы маркетинга можно классифицировать на: долгосрочные (на период более 5 лет), среднесрочные (на период от 2 до 5 лет), краткосрочные (на период до 1 года) и оперативные (от нескольких недель до нескольких месяцев). В нашем случае мы рассматриваем только программы на долгосрочный период.
По охвату проблематики программы
маркетинга можно классифицировать
на интегрированные и отдельные,
небольшие программы. Первые – интегрированные
- охватывают все основные виды деятельности
предприятия на долгосрочный или
длительный период. Вторые, охватывают
вопросы деятельности подразделений,
совершенствование
По методам разработки
маркетинговые программы
Децентрализованные (разрабатываемые
«снизу») представляют собой отдельные
программы, которые разрабатываются
функциональными
Централизованные, или доводимые «сверху»,- это программы, когда составление общей программы маркетинга и отдельных её частей осуществляется руководством фирмы на основе информации исследовательских служб.
Третьи, встречные маркетинговые
программы, отличаются от первых двух
тем, что если децентрализованные и
централизованные программы сочетаются,
то разрабатываются программы
Маркетинговая программа решает три основные задачи:
1. Определение объема
выпуска новой и
2. Выбор целевого рынка
и конечного потребителя с
учётом их требований и
3. Сопоставление издержек
производства, цены и прибыли
по каждому конкретному
Для решения данных задач и создания маркетинговой стратегической программы существуют пять основных этапов её разработки:
1. Ситуационный анализ
2. Маркетинговый анализ
3. Стратегическое планирование
4. Тактическое планирование
5. Маркетинговый контроль
В основе стратегического
планирования маркетинга лежит информация
о ресурсах предприятия, действиях
и намерениях конкурентов, развития
ситуации на рынке. Для получения
этих данных в распоряжении менеджера
имеется богатый арсенал
Рисунок 3. Схема стратегического анализа ситуации
Ситуационный анализ направлен на анализ потенциала фирмы и пределов возможностей его использования. Всю систему ситуационного анализа можно разбить на три аналитических направления.
Первое - анализ внешних условий деятельности фирмы: покупателей, рынка, конкурентов, поставщиков, маркетинговых посредников, анализ микросреды маркетинга.
Второе – анализ системы
маркетинга: контроль целей и системы
маркетинга с точки зрения их соответствия:
внешним условиям, задач, функций
и методов системы маркетинга,
анализ программы и ресурсного обеспечения,
организация маркетинговой
Третье направление – анализ основных элементов маркетинга: товаров, ценовой политики, системы товародвижения и организации сбыта, рекламы, стимулирования сбыта.
Если говорить о методах, используемых в практике ситуационного анализа, то их можно поделить на две группы методов анализа:
Второй этап разработки маркетинговой программы маркетинговый анализ включает в себя три основных направления:
А) Выдвижение целей (решение о разработке и реализации новых целей);
Б) Построение иерархии целей;
В) Оценка целей (осознание намерений фирмы с учётом выявления возможностей внутреннего и внешнего порядка).
Стратегическое планирование
– это формирование и реализация
целей и задач предприятия
по каждому отдельному рынку и
каждому товару на определённый период
времени, для осуществления
В результате выдвижения стратегий их отбора и обоснования принимается решение о разработке тактики маркетинга. Если говорить об этапах стратегического планирования то можно выделить следующие: определение главной цели предприятья; создание стратегических хозяйственных подразделений (СХП); установление целей маркетинга; ситуационный анализ; разработка стратегии маркетинга; реализация тактики и контроль за результатами.
Цель разработки стратегии
– определение основных приоритетных
направлений и пропорций
В рамках маркетинговой стратегии осуществляется последовательное активное влияние на рынок, его формирование, завоевание на нем целевых для компании позиций.
Этап разработки стратегии предполагает не только определение политики, но и разработку мер и мероприятий, а также методов достижения целей, он обеспечивает основу для принятия последующих долгосрочных решений.
Оценка альтернатив
Стратегические альтернативы
– набор различных частных
стратегий, позволяющих достичь
стратегических целей компании в
рамках выбранной базовой стратегии
и ограничений на использование
имеющихся ресурсов. Каждая стратегическая
альтернатива представляет компании различные
возможности и характеризуется
разными затратами и
В практике стратегического
планирования используются различные
методы и инструменты оценки альтернатив
развития компаний. В последнее время
широкое распространение
В центре моделирования находится модель - материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале. На практике для количественной оценки результатов реализации той или иной стратегии используется модель компании.
Модель компании – это многогранный и целостный взгляд на компанию, отражающий ее основные особенности и процессы. Моделирование подразумевает принятие определенных допущений в отношении ее функционирования и не учитывает факторы, незначительно влияющие на результирующие показатели, что упрощает использование модели, одновременно сохраняя наиболее важную для принятия решений информацию на поверхности.
Модель основана на использовании
количественных показателей, которые,
с одной стороны, позволяют свести
результаты различных стратегий
к единому знаменателю и
Подходы к формированию модели.
Модель компании может быть построена
с использованием различных программных
продуктов. Выбор того или иного
продукта, прежде всего, завит от используемого
компанией (уже имеющегося) программного
обеспечения и требуемой
Использование MS Excel в качестве
инструмента разработки модели позволяет
сделать модель понятной и прозрачной,
а ее изменение и расширение–
доступным для персонала
В зависимости от специфики компании при формировании модели используют различные подходы. В качестве примера рассмотрим некоторые из них (применительно к модели производственной компании):