Маркетинг в гостеприимстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:18, лекция

Описание работы

Потребители – это один из основных для любого предприятия факторов, так как именно они определяют, какую продукцию производить и по какой цене ее можно продать. Потребители (юридические и физические лица) являются фактором , отражающим многообразие внешней среды. Поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов – В России своевременное обеспечение предприятий ресурсами является актуальной проблемой . особенно остро стоят вопросы обеспечения предприятий финансами и качественными трудовыми ресурсами.

Работа содержит 1 файл

менеджмент гостепримства ответы.docx

— 104.59 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

20Социально-психологические методы управления 

основаны на использовании  в процессе управления персоналом социальных и психологических интересов как отдельных работников, так и коллектива в целом.

Роль социально - психологических методов постоянно  возрастает. Это обусловлено тремя  моментами:

- повышением образовательного  и культурного уровня работников, что вызывает с их стороны  ожидание в применении методов  управления их деятельностью,  основанных на учете их интересов,  интересов коллективов, в которых  они работают, методов, которые  не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой  активности;

- развитием демократических  начал в управлении;

- значительная часть  коллективов является не только  наемными работниками, но и  акционерами предприятия, что  вызывает необходимость некоторого  насыщения организационных (административно-правовых) и экономических методов - методами социально-психологического воздействия.

Речь идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с разработкой систем материального стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально-психологические факторы, которые сложились в коллективе.

Использование социально-психологических  методов предполагает оценку социально-психологического микроклимата в коллективе и его  роль в формировании отдельных работников. Она осуществляется с использованием психологических тестов, наблюдений, анкетирования и т.д.; разработку мероприятий по развитию социально-психологических  отношений в коллективе до требуемого уровня с помощью учебы, психологических  тренингов; учебу руководителей  по овладению социально-психологическими методами управления коллективом, подготовку коллектива к приему социально-психологических  методов воздействия со стороны  руководителей.

Целенаправленное  формирование атмосферы общественных мнений, их ориентация, образуют необходимые  условия для проявления социальной активности общества и личности. Методы формирования и использования общественного  и индивидуального сознания, социальной активности, основывающиеся на общественно  значимых морально-этических категориях и ценностях, образуют в совокупности социально-психологические, или воспитательные, методы управления (СПМУ).

Поскольку содержание духовной жизни общества отличается исключительным разнообразием, различны интересы, вкусы и взгляды различных  групп людей, социально-психологические  методы также весьма разнообразны. В связи с этим особую важность приобретает их классифика-ция. Один из возможных способов заключается в последовательной иерархии социальных процессов по уровням:

1) общество;

2) коллектив;

3) группа;

4) личность.

 

19 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

способы и формы управления, в основе которых лежит голое  администрирование, распорядительство, опирающееся на приказы, распоряжения, спускаемые сверху установки.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации  и т.п. Эти методы воздействия  отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность .Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.

18 Экономические методы управления

 
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ — способы воздействия на экономические отношения и интересы работников, трудовых коллективов с целью достижения необходимых обществу результатов. В отличие от административных методов управления, оказывающих с помощью директивных заданий и других способов прямое воздействие на управляемые объекты, экономические методы управления не ограничивают самостоятельности и инициативы последних, способствуют более полному сочетанию интересен государства, предприятия и каждого работника. К экономическим методам управления относятся хозяйственный расчет, нормативы экономические, цены с системой надбавок и скидок к ним, фонды экономического стимулирования, премии (см. Премирование), амортизационные отчисления, кредит, капитальные вложения, штрафы и другие санкции и т. д. Повышение роли экономических методов управления является важнейшим направлением формирования противозатратного хозяйственного механизма. Умелое использование экономических методов управления побуждает трудовые коллективы и работников изыскивать новые пути ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности производства, рационального использования ресурсов. Экономические методы управления применяются с таким расчетом, чтобы работники и трудовые коллективы, стремясь к удовлетворению собственных интересов, одновременно обеспечивали не только соблюдение, но и приоритет общегосударственных интересов.

Экономические методы управления дают ожидаемый эффект при условии  их комплексного, взаимосвязанного применения, когда один метод не противоречит, а усиливает другой. Основанные на использовании объективных экономических  законов социализма, экономические методы управления должны применяться таким образом, чтобы степень удовлетворения интересов коллектива и каждого работника определялась их вкладом в достижение общих конечных результатов. Повышение роли экономических методов управления способствует развитию принципа демократического централизма в управлении, развитию творческой активности трудящихся. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 Управление по целям

 

Суть управления по целям  состоит в кооперативном процессе распознавания целей, принятии решений  и выборе направления действий. Важной составляющей управления по целям считается  измерение и сравнение действующей  эффективности деятельности служащих между собой и с комплектом установленных стандартов. Идеально, когда служащие самостоятельно втягиваются  в процедуру постановки целей, и  необходимых для их достижения направления  действий. Тогда сотрудники будут  более мотивированными на выполнение своих обязанностей. Управление по целям – это один из способов управленческой деятельности, который предусматривает предвидение возможных итогов деятельности и планирование методов их достижения. Управление по целям можно реализовать тремя методами: стандартное целевое управление, регламентное управление, и программно-целевое управление. Стандартное целевое управление подразумевает разработку руководителем лишь сроков и конечной цели управления без уточнения механизма её достижения. Причём цель может быть выполнена в оговоренные сроки или даже ранее, а может и вовсе не быть достигнута. Стандартное целевое управление предоставляет огромное пространство для инициативных решений подчинённых, однако достижение поставленной цели не гарантируется.

 

14 Управление по отклонениям -управление, при котором управляющее лицо, орган управления фиксирует отклонения от заранее намеченного плана, программы и принимает меры к устранению отклонений.

Руководители постоянно  оказываются перед необходимостью  разрешать проблемы, мешающие достижению стратегических целей поставленных перед организацией, например, это может быть:

  1. выявление брака поставщика;
  2. задержки поставок и повышение их стоимости;
  3. несвоевременное выполнение производственных заданий;
  4. сложность корректирующего влияния на снижение роста себестоимости продукции;
  5. неудовлетворенность клиентов выполненными заказами по срокам и качеству;
  6. недовольство персонала;
  7. и многое другое.

 

  Для эффективного контроля  над возникающими проблемами  и управления событиями руководителю  необходимо уделять свое время  не всем деталям процессов,  а выделять ключевые, контролировать  и управлять ими. 
Управление по отклонениям – это система деятельности, основанная на выявлении и доведении до сведения руководителей только тех сигналов, которые требуют его личного внимания. Иными словами, это система, нацеленная на облегчение труда руководителя за счет разделения всей деловой информации на две части:

  1. с одной могут справиться подчиненные,
  2. другая же требует вмешательства самого руководителя.

 

13 Модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:

1. Отношения между руководителем  и членами коллектива. Подразумевают  лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю  и привлекательность личности  руководителя для исполнителей.

2. Структура задачи. Подразумевает  привычность задачи, четкость ее  формулировки и ее структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.

3. Должностные полномочия. Это - объем законной власти, связанной  с должностью руководителя, которая  позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки,  который оказывает руководителю  формальная организация.

Отношения между руководителем  и членами коллектива могут быть хорошими и плохими, задача может  быть структурирована и не структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большими или малыми. Различные сочетания этих трех размерностей могут дать восемь потенциальных  стилей руководства.Их восьми потенциальных ситуаций первая является наиболее благоприятной для руководителя. В ней задача хорошо структурирована, должностные полномочия большие, а отношения между руководителем и подчиненными также хорошие, что создает максимальную возможность для оказания влияния. В противоположность этому, ситуация 8 - наименее благоприятная, потому то должностные полномочия невелики, отношения с подчиненными плохие и задача не структурирована. Любопытно, результаты исследования Фидлера показывают, что самым эффективным стилем руководства в обоих этих крайних случаях будет ориентация на задачу. Эту кажущуюся непоследовательность можно объяснить с помощью логики.Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля руководства - это быстрота действия и принятия решения, единство цели и строгий контроль за работой подчиненных. Таким образом, для успешности производства автократичный стиль изначально является эффективным инструментом достижения целей организации при условии, что исполнители охотно сотрудничают с руководителем. В этой ситуации самым подходящим будет стиль руководства, ориентированный на задачу, потому что отношения между руководителем и подчиненными уже хорошие. Поэтому руководителю не нужно тратить много времени на поддержание этих отношений. Кроме того, поскольку руководитель имеет значительную власть, а задача имеет рутинный характер, подчиненные повинуются указаниям руководителя и почти не нуждаются в помощи. Поэтому роль руководителя в этой ситуации состоит в том, чтобы говорить, что нужно сделать.В ситуации 8 власть руководителя настолько мала, что исполнители почти наверняка будут сопротивляться всякому влиянию, как только представится возможность. Здесь самым эффективным окажется авторитарный стиль, потому что он максимизирует прямой контроль руководителя, что абсолютно необходимо для

 

12 Типы руководителей Стили управления

 

Первый - диктатура. В этом случае, как высший руководитель предприятия, так и все нижестоящие начальники чувствуют себя полновластными хозяевами  своих подчиненных. Все решения  формируются "наверху" и спускаются "вниз" без обсуждения. Главная  задача подчиненных при этом —  уловить руководящее указание и  вовремя доложить о его исполнении. Такой стиль характерен, когда  во главе предприятия стоит плохо  подготовленный и интеллектуально  слабый руководитель, которого больше всего устраивает принцип: "Я начальник  — ты дурак". Этому типу обычно сопутствует культ руководителя, "вождизм". Наша страна, в том  числе и ее экономика, очень пострадали от подобного стиля руководства. Не зря сложившаяся система управления получила название "командно-административной".

Вместе с тем бывают исключительные ситуации, в которых  диктаторский, авторитарный тип руководства  может оказаться привлекательным. Например, в чрезвычайных обстоятельствах, когда на размышления и обсуждения нет времени.

Второй тип руководства  — либеральная автократия. В этом случае начальник иногда снисходит  и выборочно выслушивает мнения подчиненных (обычно избранных и  приближенных к особе руководителя). При выработке решений частично учитывается мнение низов. Данный тип  руководства на фоне абсолютной деспотии выглядит весьма привлекательно, однако он несет в себе большую часть  пороков самодержавия, в том числе  главный — почти полное отсутствие обратной связи.

Третий тип руководства  — демократический централизм. Руководитель выслушивает предложения подчиненных, но принимает решения единолично, основываясь на мнении большинства, после чего решение становится обязательным для всех, в том числе и для несогласных с ним. Мнение меньшинства при этом обычно игнорируется. Данный тип руководства — шаг вперед по сравнению с диктаторским, авторитарным. Однако и он подавляет инициативу, смелые новаторские предложения отбрасываются как не собравшие большинства голосов (смелые новации, как правило, поначалу рождаются в головах меньшинства).

Четвертый тип — последовательно  демократический. В этом случае решения  готовятся коллегиально. Каждый член коллектива независимо от его положения  на иерархической лестнице имеет  одинаковое право голоса. По принципиальным вопросам права меньшинства обеспечиваются путем соблюдения принципа консенсуса (общего согласия) за счет взаимных уступок, компромиссов. Уместно привести по этому поводу следующее малоизвестное  высказывание, принадлежащее Льву Толстому: "Для того, чтобы приказание было наверняка исполнено, надо, чтобы человек выразил такое приказание, которое могло бы быть исполнено". Руководитель выступает здесь в качестве координатора. Данный тип руководства характеризуется наиболее развитой и полной обратной связью, что помогает избежать многих ошибок управления.

Информация о работе Маркетинг в гостеприимстве