Маркетинг как специфическая функция управления. Маркетинговые исследования рынка на примере ведущих фирм

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования по организации маркетинга на промышленных предприятиях в новых условиях экономической реформы определяется прежде всего продолжающейся переориентацией промышленных предприятий на удовлетворение в первую очередь потребностей потребителей продукции. Назрела необходимость в принципиально новой организации производства и управлении им, которая должна способствовать успешному решению, казалось бы, взаимоисключающих задач: повышать гибкость производства, быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителя и одновременно оперативно внедрять новую технику и технологию.

Содержание

Введение
Раздел1. Теоретическая часть
Содержание маркетинговой деятельности
Маркетинг как специфическая функция управления
Концепция Маккарти «4Р»
Раздел2.Практическая часть. Маркетинговое исследование потребительского рынка компании «CD-Land»
2.1 . Разработка проекта исследований
2.2. Результаты анкетирования
2.3. Конкурентный анализ
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Государственное образовательное учреждение.docx

— 94.91 Кб (Скачать)

Такая совокупность видов деятельности в рамках маркетинга по существу озна­чает качественно новый подход к управлению производством. Суть этого подхода состоит в том, что исходным пунктом глубокого и всестороннего выявления воз­можностей конкретного производства, путей его интенсификации и повышения эф­фективности становится анализ платежеспособного рыночного спроса на соответст­вующие товары, потребностей потребителя.

ТНК выработали много ценного с точки зрения методологии и методики изуче­ния рынка, учета запросов конкретных потребителей и их требований к товару, от­ражения этих потребностей в маркетинговой программе. В фирмах ведется посто­янное исследование состояния и тенденций развития мировых товарных рынков, потребностей (спроса) и факторов, влияющих на их изменения. Широко применя­ются прогнозирование и другие современные методы. В изучении товарных рынков сложились хорошо отработанная организация и техника, учитывающие характер то­вара и спрос на него.

Несомненный интерес представляет практика выработки  организационной структуры, содействующей  осуществлению маркетинговой деятельности в фирмах. Эта структура имеет  принципиальные отличия в средних  и малых компаниях от крупных, в частности, ТНК. В большинстве  фирм требования к важнейшим подраз­делениям фирмы формулирует служба (отдел), отвечающая за маркетинг.

Главное в маркетинговой деятельности - разработка программ. В рамках марке­тинговых программ находит оптимальный вариант сочетание в производстве сле­дующих направлений:

разработка  принципиально новых видов продукции, обладающих качественно новыми технико-экономическими и эстетическими характеристиками;

 

модификация старых видов изделий применительно  к требованиям и запросам конкретных покупателей;

 

усовершенствование  выпускаемой продукции на базе новейших научно-техниче­ских разработок своей фирмы;

создание  новых видов продуктов с применением  приобретенных патентов и ли­цензий.

В условиях, когда рынок насыщен товарами и происходит сокращение их жиз­ненного цикла, чтобы поддержать свою высокую эффективность, фирма прибегает к поиску новаторских идей. На это нацелены технические отделы фирмы. Они орга­низуют выдвижение, оценку и отвечают за поощрение и применение нововведений. По данным зарубежной печати, в корпорациях, перешедших на принципы марке­тинга, возникает 20- 40% новаторских идей относительно новых товаров. Ориента­ция на человеческий фактор - это существенно, но главное преимущество такой системы управления в том, что она позволяет быстрее довести товар до рынка, про­верить его на потребителе. Ценно то, что меняется сам характер управления в про­цессе нововведений. Как уже подчеркивалось, маркетинг - не административная система, его задача создать благоприятные условия для успеха в результате встро­енных экономических и организационно-психологических механизмов, позволяю­щих преодолевать бюрократические (административные) барьеры. Важную роль призвано играть и высшее руководство, обязанное организовать быструю и гласную процедуру оценок новизны и полезности идеи, ее поощрение и пропаганду. От ру­ководителя требуются высокий профессионализм и умение сконцентрировать ре­сурсы на нужном направлении в наиболее подходящее время. Выбору оптимальных направлений инвестиционных затрат, достижению высокого качества и эффектив­ности служат маркетинговые программы.

На основе выработанной ассортиментной политики, приоритетной номенклату­ры определяются количество, качество выпускаемых изделий и общий объем произ­водства в стоимостном выражении. Принимаются решения, какие из указанных на­правлений должны получать предпочтение, а также какая устаревшая продукция подлежит снятию с производства. Эти решения принимаются с учетом предвари­тельной оценки требуемых капитальных вложений, их распределения по приори­тетным направлениям, размещения производства (реконструкции действующего или строительства (покупки) нового, заказа или закупки конкретного нового обору­дования и технологии, расходов всех видов ресурсов, источников финансирования (собственных, заемных) и т.п.

На маркетинговые  программы возлагается главная  задача - дать возможность определить оптимальную структуру (номенклатуру, ассортимент намечаемой к вы­пуску продукции) производства, ориентируемого на получение желаемого уровня прибыли.

В этой связи  выработка структурной политики неотделима от рассмотрения возможных  альтернативных путей достижения намеченной прибыли. Оценка за­трат-результатов, являющихся основой для формирования прибыли, производится путем сравнения альтернатив для выбора наиболее предпочтительного варианта, т.е. исходя из намеченных вариантов структуры производства и возможных затрат ре­сурсов, включая капиталовложения, с учетом основных внешних факторов.

В процессе анализа учитываются многие условия, ограничения, действия пря­мых и обратных связей. Как свидетельствует зарубежная практика, разработка про­граммы маркетинга, изучение потребностей, рыночного спроса - не пассивное, а ак­тивное средство. В процессе составления программ просчитываются наиболее целе­сообразные варианты такой структуры производства, которая призвана оказать воз­действие на формирование новых потребностей. Учитывая не текущую, а долговре­менную (перспективную) эффективность деятельности фирмы, принимаются реше­ния вместо одних продуктов создавать и предлагать на рынок новые и более совер­шенные. Как показывает практика, работа над программами - творческий процесс, требующий постоянного поиска наиболее эффективных решений. В этом их главная суть. Поэтому разработка маркетинговой программы - ответственное и в то же время сложное и трудоемкое дело, но оно себя полностью окупает. Например, японская ав­томобильная фирма "Ниссан" составляет программы по 600 продуктам; в подготовке каждой программы участвуют три-пять человек, эта работа ведется на современной информационно-технической базе с хорошим программным обеспечением.

Оптимизация осуществляется путем постоянного  сопоставления разных вариан­тов удовлетворения спроса рынка с учетом конкретного расхода ресурсов при тех или иных технологиях.

Непрерывность осуществления в ходе разработки программ прямых и обратных связей с рынком позволяет своевременно приспособить структуру производства к изменяющимся потребностям и в  свою очередь влиять на эти потребности.

Программа открывает возможности для обеспечения, рационального планирова­ния, применения наиболее эффективных систем материального стимулирования, ценообразования, организации производства и труда и т.д. Иначе говоря, примене­ние маркетинга заставляет по-иному переосмыслить сложившуюся практику плани­рования, материального стимулирования, ценообразования не только в производст­венных отделениях, но и в верхних эшелонах управления производством. Особое значение приобретает необходимость перестройки организационной структуры, ус­тановление четких полномочий и ответственности. Без совершенствования такой организации внедрение маркетинга в практику не представляется возможным, по­скольку маркетинг как функция управления включает в себя и организационную структуру.

Важно четко  представлять границы, охватываемые маркетинговой  деятельно­стью. Это имеет практическое значение для определения взаимодействия маркетин­га с другими функциями управления. В реальной жизни все функции управления тесно связаны, и маркетинг выступает как исходный момент, или предпосылка пла­нирования.

В деятельности фирм, где внешнеэкономическая сфера  занимает значительную часть, маркетинг  играет определяющую роль. Именно на основе результатов марке­тинговой деятельности заключаются международные коммерческие сделки, прово­дятся коммерческие операции на мировом рынке.

Осуществление коммерческих сделок и операций предусматривает  выработку определенных принципов  и правил применения новых методов  работы на рынке. Производителю необходимо заранее определить возможности  рынка по номенкла­туре конкретных видов продукции. При этом производитель не может ограничи­ваться исследованиями и разработками сегодняшнего дня. Он должен видеть пер­спективу и ориентировать исследования и разработки на наиболее перспективные направления развития науки и техники и сам диктовать (предлагать) потребителям наиболее перспективные виды продукции. Практика свидетельствует о том, что если маркетинговая деятельность замыкается на задачах решения текущего рыночного спроса, то она по существу теряет свои преимущества. Ее главное назначение - изу­чать тенденции и возможности развития потребностей потребителей и оказывать определяющую роль на формирование этих потребностей, конкретного рыночного спроса.

Поэтому маркетинговая деятельность - это  деятельность, прежде всего ориен­тированная на перспективу. В этом заинтересован как потребитель, так и произво­дитель. В фирмах используются специфические методы в области осуществления текущей и перспективной маркетинговой деятельности.

Характер, формы и методы маркетинга имеют  существенные различия в зави­симости от вида продукта, на который направлена эта деятельность. Так, при по­ставках сложного оборудования, комплектных предприятий отношения между про­изводителем и потребителем носят длительный, устойчивый характер; они начина­ются задолго до заключения коммерческого контракта и продолжаются многие годы после пуска предприятия в эксплуатацию либо на условиях гарантийного техниче­ского обслуживания, либо проведения обслуживания за дополнительную плату.

Поскольку производитель продукции всегда рискует в отношении конечного  ре­зультата своей деятельности, то чем точнее используемые им методы изучения по­требностей спроса рынка, т.е. чем полнее и эффективнее поставлена маркетинговая деятельность, тем более прочно и стабильно положение производителя на рынке. От­сюда: для каждой фирмы особое значение приобретают вопросы тщательного изуче­ния рынка с целью выявления "ниши", т.е. поиск продукта и покупателя, потребности которого не покрываются конкурирующими фирмами, или "ниши", где конкурент за­крепился недостаточно прочно и можно его потеснить за счет внедрения на рынок бо­лее перспективной эффективной продукции, обладающей лучшим качеством и надежностью. Поскольку в условиях научно-технической революции происходят сущест­венные сдвиги в науке и технике, выживает тот, кто быстрее адаптируется к этим из­менениям - перейдет на производство и потребление наиболее эффективной и новей­шей продукции (прежде всего это касается машин и оборудования, но и сложные то­вары личного спроса здесь также занимают не последнее место).

Таким образом, все функции управления пронизывает  целенаправленный подход к решению  главной задачи: создание и производство качественной, конкурентоспособ­ной продукции с минимальными издержками в целях получения заранее определен­ного уровня прибыли (устойчивой сверхприбыли, максимальной прибыли и т.д.).

Исключительное  значение в современных условиях, в особенности при выходе на внешние  рынки, имеет осуществление строжайшего  контроля за качеством вы­пускаемой продукции, реализацией мероприятий  по организации сбыта, послепро­дажному техническому обслуживанию, предоставлению технических и других услуг, проведению рекламных кампаний. Цель всех этих мероприятий, относящихся к ор­ганизации и технике коммерческих операций, - доведение маркетинговой деятель­ности до логического конца - получения конечного результата. В то же время это свидетельствует о том, насколько правильно были составлены программа маркетин­га и план-бюджет на текущий год и насколько успешно они были реализованы. Главный критерий оценки - достижение поставленных целей: получение макси­мальной и устойчивой прибыли, прочное закрепление на рынке или проникновение на новые рынки.

Такой анализ проводится самой фирмой и независимыми аудиторами, его ре­зультаты отражаются в ежегодно публикуемых годовых отчетах фирмы, представ­ляемых к обсуждению на собрании акционеров. В годовых отчетах приводятся дан­ные об итогах деятельности каждого хозяйственного подразделения фирмы незави­симо от того, в какой юридической форме оно существует. Публикуются и баланс фирмы (материнской компании или консолидированный, включающий показатели по всем дочерним компаниям), счет прибылей и убытков (обычно за текущий год и за предыдущие пять лет). Годовые отчеты фирм доступны для ознакомления не только акционерам, но и фирмам-контрагентам, любым заинтересованным лицам бесплатно. На основе данных годовых отчетов составляются с использованием ЭВМ, национальные и международные банки данных, ежегодные публикации сводных данных о деятельности 500 американских и 500 внеамериканских фирм в американ­ском журнале "Форчун", издаются фирменные справочники.

 

1.3 Концепция Маккарти «4Р»

 

 

Понятие «комплекс маркетинга» впервые  научно закреплено в 1964 году профессором  Гарвардской школы бизнеса Нейлом Борденом. Однако, истоки его уходят в далекие 40-е годы прошлого столетия, когда Д.Каллитон впервые применил так называемый «рецептный подход» в изучении затрат на маркетинг. Продавец был определен им как «составитель маркетинговой программы из ингредиентов», так как именно он осуществляет планирование стратегии конкуренции, одновременно являясь менеджером, способным интегрировать все составляющие в комплекс маркетинга. В 1960 Маккарти, в целях создания квалифицированных кадров маркетологов, синтезировал комплекс маркетинга из таких элементов, как товар, цена, распределение и продвижение, создав модель «4P».

В настоящее  время наиболее распространенным является такое определение комплекса  маркетинга, которое характеризует  его как совокупность контролируемых факторов, направленных на возникновение  предсказуемых и желаемых ответных реакций определенного сегмента рынка. То есть, это те мероприятия, которые способна осуществить та или иная компания с целью продвижения  своего товара на рынке.

Концепция Маккарти «4Р», впервые опубликованная в 1965 году в статье «The Concept of the Marketing Mix», автором которой являлся Neil H. Borden , заключается в том, что комплекс маркетинга состоит из четырех компонентов: продукт, цена, продвижение товаров на рынке и доставка продукта потребителям.

Итак, рассмотрим подробнее каждый из вышеперечисленных  компонентов.

1. Одним  из важнейших составляющих комплекса  маркетинга является ассортиментная  политика. Она напрямую зависит  от направления денежных потоков,  его оценки и прогноза. Ассортимент  может изменяться в соответствии  с тремя подходами: вертикальным, горизонтальным и комплексным. Вертикальное изменение ассортимента представляет собой начало выпуска продукции, ранее закупаемой у других производителей, а также продвижение ее в собственной торговой сети. Горизонтальное изменение представляет собой расширение ассортимента и выход на новые рынки сбыта в рамках действующей кооперации. Комплексный подход представляет собой расширение ассортимента как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.

Информация о работе Маркетинг как специфическая функция управления. Маркетинговые исследования рынка на примере ведущих фирм