Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 20:14, курсовая работа
В данной курсовой работе мы раскроем:
1. Сущность и теория лидерства.
2. Подготовка лидеров и команд в современных компаниях
3. Изучим на практике, как менеджер более эффективно управляет работниками, используя качества лидера
Введение
На сегодняшний день успех современных компаний зависит от эффективного управления человеческими ресурсами.
Раньше конкурентная борьба была направлена в область технического прогресса, совершенствования технологий, организационных структур, маркетинга, послепродажного обслуживания.
Но сам бизнес определяют прежде всего люди. Каждый работник компании выполняет свою определенную работу и объединяет усилия с другими в достижении общих результатов.
Основой составляющей бизнеса является управление кадрами.
Управление кадрами обеспечивает благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений.
Управление кадрами в компаниях, фирмах, организациях зависит от руководства.
Руководство-это способность менеджеров воздействовать на поведение как отдельных сотрудников так и на коллективы работников через механизм межличностных и поставленных задач и целей организации. Слова руководство и руководитель являются синонимами лидерство и лидер.
Лидерство- это процесс воздействия людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.
В данной курсовой работе мы раскроем:
1. Сущность и теория лидерства.
2. Подготовка лидеров и команд в современных компаниях
3. Изучим
на практике, как менеджер более эффективно
управляет работниками, используя
качества лидера
1 Сущность и теория лидерства
Существуют организации, где вроде бы сделано все хорошо, но все-таки чего-то не хватает. Они существуют и они обречены, если только не найдется такой человек, который направит организацию на правильный путь, организует ее сотрудников, поставит цели и задачи. Именно этот человек будет называется лидером, а его роль, в которой он действует, — лидерством.
Лидерство — это не руководство, хотя лидер и может является руководителем. Лидерство — это не менеджмент, а харизматическое руководство.
В современном менеджменте лидерство характеризуется:
1) лидерство - это разновидность власти, которая направлена сверху вниз. Носителем такой власти является не большинство, а только один человек или небольшая группа людей — «лидерство -это власть, которая осуществляется одним или несколькими индивидами» (Ж. Блондель)1;
2) лидерство- это статус управления, социальная позиция, которого связанна с принятием решений, это руководящая должность. Социальный статус руководителя, требует выполнения социальной роли в образе лидера;
3) лидерство — это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер);
4) В группе лидерство —это естественный социально-психологический процесс, который основан на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Под влиянием мы понимаем такое поведение человека, которое изменяет поведение другого человека. Влияние проявляется через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.
5) лидерство — это неформальное явление, символ эмоционально-психологической общности группы и образец поведения для ее членов. Позиция широко распространена в отечественной психологии. Кричевский отмечает, что
роль лидера возникает стихийно, ее нет в штатных расписаниях, лидерство — феномен психологический, тогда как руководство — социальный.
Почему
человек становится лидером? Существует
несколько подходов к определению лидерства.
1.2 Подходы к лидерству
Рассмотрим 3 главных подхода к лидерству. Первый подход это подход с позиции личных качеств2.
В начале 20-столетия начали впервые изучать управление и объектом их исследования стало руководство и лидерство.
Результат исследования показал, что руководители обладают определенными, общими для всех личными качествами. Разумеется если бы все эти определенные личные качества могли быть раскрыты, то люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями.
В 40-х годах ученые начали изучать собранные факты о соотношении личных качеств и лидерства. Они не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера.
В 1948 году Стогдилл обнаружил, что лидеры, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом.
Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Он сделал вывод, с которым согласились бы сегодняшние ученые-бихевиористы:
«Человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».
Следующий
из рассматриваемых подходов это поведенческий
подход. Поведенческий подход создал основу
для классификации стилей руководства
или стилей поведения. Этот подход сосредоточил
свое внимание на поведении руководителя.
Согласно поведенческому подходу к лидерству
эффективность
определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.
И последний подход это ситуационный подход. Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логическое соотношение между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью – с другой.
Поэтому
современная теория лидерства обратилась
к ситуационному подходу. Современные
ученые пытаются определить, какие стили
поведения и личные качества более всего
соответствуют определенным ситуациям.
Результаты их исследований указывают,
что аналогично тому, как разные ситуации
требуют различных организационных структур,
так должны выбираться и различные способы
руководства – в зависимости от характера
конкретной ситуации. Это означает, что
руководитель-лидер должен уметь вести
себя по-разному в различных ситуациях.
1.2 Стили руководства
Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. Стиль руководства- это совокупность приемов и методов работы руководителя в его повседневной деятельности.
Рассмотрим несколько стилей управления:
1) Стиль управления по Левину.
В 1938 году Левин опубликовал свое исследование различных стилей руководства. Содержание трех стилей руководства по К. Левину показано в приложении 1.
Авторитарный (диктаторский)3- руководитель сам решает, что и как нужно делать. Демократический- решения принимаются после обсуждения. Попустительских (либеральный)- члены группы работают практически самостоятельно.
В экспериментах Левина самой производительной была работа при авторитарном руководстве, но при этом было необходимо присутствие руководителя, иначе работа прекращалась. Члены группы проявляли агрессивность друг другу. Демократическое руководство было самым популярным и позволяло получать стабильные результаты, как по качеству работу, так и по ее производительности. Либеральный стиль был самым плохим во всех отношениях.
2) Стиль управления по Мак-Грегору4.
В 40-50-е года появилась теория X и Y Дугласа Мак- Грегора.
Он считал, что среди руководителей господствует 2 типа поведения, стиля, руководства:
а) авторитарный
б) демократический
Авторитарный стиль управления основан на теории «Х». Она содержит 4 постулата:
1) люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
2) люди стараются избавиться от ответственности , хотят, чтобы ими управляли;
3) больше всего люди хотят защищенности;
4) чтобы заставить человека трудиться, нужно использовать наказания, угрозы и принуждение.
Руководствуясь теорией «Х» автократ сосредотачивает в своих руках всю власть, разделяя работу подчиненных на мелкие операции. Он принуждает работать подчиненных в нужном ритме, угрожая, применяя наказания.
Это автократ- эксплуататор. В отличие от него автократ лояльный не наказывает нерадимых, а поощряет лучших работников, сохраняя у себя всю полноту власти.
Демократический стиль управления основан на теории «У». Она содержит следующие постулаты:
1) если создаются благоприятные условия, то люди будут стремиться к принятию на себя ответственности;
2) если интересы работников совпадают с целями организации, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль;
3) необходимо использовать интеллектуальный потенциал подчиненных при выработке управленческого решения и его реализации.
Согласно этой теории, демократический руководитель делегирует часть полномочий подчиненными. Он не навязывает свое мнение, подчиненные активно участвуют в принятии стратегических решений и сами принимают тактические. Большое внимание такой руководитель уделяет установлению отношения доверия и взаимопонимания, неформального авторитета.
3) Стиль управления по Лайкерту5.
Профессор Мичиганского университета Рэнсис Лайкерт считал, что деление на авторитарного и демократического руководителя слишком примитивно.
Он считал, что существует континуум.
а)Стиль руководства, ориентированный на работу, то есть работа- это все, а персонал ничто. Этот стиль соответствует авторитарному стилю управления.
б)Стиль руководства, ориентированный на людей. Для руководителя подчиненные все, а работа что-то второстепенное. Это либеральный стиль управления.
4) Стиль управления по Блейку- Моутону.
В 1964 году Роберт Блейк и Джейн Моутон разработали « Управленческую решетку».Она включает 5 основных стилей руководства. Исследования Блейка и Моутона показали, что компетентному руководству можно научиться. Схема управленческой решетки приведена в приложении 2.
Смысл « управленческой решетки» состоит в том , чтобы руководитель оценил свое местоположение в решетке и принял соответственные меры для совершенствования стиля руководства.
5) Стиль руководства по Танненбауму- Шмидту.
В своей работе «Как выбирать стиль руководства» Танненбаум и Шмидт в 1958 предложили новый способ объяснения стиля руководства, который рассматривает власть руководителя и свободу действий подчиненных.
Их теория отличается от теории Блейка и Моутона в том, что применяемый стиль руководства отражает четыре переменных и зависит от них:
1)руководитель – его личность и предпочитаемый им стиль
2) подчиненные –их потребности, отношения и навыки
3) задание - требования и цели работы, которую надо выполнить
4) ситуация - организация, ее ценности.
А теперь рассмотрим стили руководства ситуационного подхода управления. Были разработаны 3 основных моделей руководства: