Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование таких вопросов как стиль и эффективность в лидерстве.
В данной работе определены следующие задачи:
• рассмотреть основы лидерства;
• изучить стили лидерства;
• исследовать подходы к определению эффективного лидерства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА………………………………………………….……5
2. СТИЛИ ЛИДЕРСТВА……………………………………………………….....7
2.1. Классификация Курта Левина………………………………………….…8
2.2. Теория Дугласа Мак Грегора…………………………………………..…9
2.3. Четыре системы Рэнсиса Лайкерта……………………………………...13
2.4. «Управленческая сетка ГРИД»………………………………………….14
3. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ЛИДЕРСТВА……...17
3.1. Личностная теория лидерства…………………………………………...18
3.2. Теории поведенческого подхода………………………………………...19
3.3. Ситуационные подходы………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По
дисциплине: «Общий
менеджмент»
На
тему: «Лидерство: стиль
и эффективность»
Якутск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА………………………………………………….…
2. СТИЛИ ЛИДЕРСТВА………………………………………………………
2.1. Классификация Курта Левина………………………………………….…8
2.2. Теория Дугласа Мак Грегора…………………………………………..…9
2.3. Четыре системы Рэнсиса Лайкерта……………………………………...13
2.4. «Управленческая сетка ГРИД»………………………………………….14
3. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ЛИДЕРСТВА……...17
3.1. Личностная теория лидерства…………………………………………...18
3.2. Теории поведенческого подхода………………………………………...19
3.3. Ситуационные подходы………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
Грамотное управление в каждой организации необходимо для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации и контроля. Но руководитель предприятия должен быть не только компетентным специалистом, но и опытным дипломатом, и воспитателем, и авторитетным судьей – словом, он должен быть лидером. В условиях современной России лидерство является обязательным качеством руководителя.
В
настоящее время существует некоторый
минимум различных
Стиль управления руководителя во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении.
Проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером.
В связи с вышеизложенным, такая тема для курсовой работы, как «Лидерство: стиль и эффективность» является очень актуальной.
Объектом данной работы выступает понятие лидерство в менеджменте. Предметом изучения в работе являются стили эффективного руководства, с точки зрения концепций лидерства.
Целью данной курсовой работы является исследование таких вопросов как стиль и эффективность в лидерстве.
В данной работе определены следующие задачи:
Такое решение поставленных вопросов и определило дальнейшее направление работы.
Исследование осуществляется на основе анализа действующих источников по теории управления. Методами работы являются подбор и изучение специальной литературы для получения и закрепления знаний по данному разделу менеджмента.
Работа
состоит из введения, трёх глав, заключения,
списка использованной литературы.
1.
ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
Лидерство
– это управленческие взаимоотношения
между руководителем и
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.
Выделяют
формальное и неформальное лидерство.
В первом случае влияние на подчиненных
оказывается с позиций
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной. [2,с.205]
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.
Ранние
традиционные концепции предлагали
определять эффективное лидерство
на основе либо качеств лидера, либо
образцов его поведения. Ситуационность
в этих случаях во внимание не принималась.
Эти концепций в конечном счете
утонули в бесконечном
Подходы
основанные на ситуационности лидерства,
предлагали объяснять эффективность
лидерства через различные
2.
СТИЛИ ЛИДЕРСТВА
Слово «стиль» - греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера. [11,с.254]
Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у себя эти качества, то возможно их развитие, позволяющее в будущем стать хорошим руководителем.
В дальнейшем возник другой, поведенческий подход, который создал основу для более точного определения: стиль управления это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждения их к достижению целей организации. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Но и такой подход оказался не полным. Дальнейшие исследования показали, что в эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы, которые, например, включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию. На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести в различных ситуациях.
Таким образом, представители поведенческой школы выработали подход к определению значимых факторов эффективного руководства: подход с позиции: [11,с.143]
Согласно
поведенческому подходу к руководству,
по способу и методу отношения к
подчиненным, каждая организация представляет
собой уникальную комбинацию индивидов,
целей и задач. А каждый управляющий –
это уникальная личность, обладающая рядом
способностей. Поэтому стиль руководства
должен быть соотнесен с какой-то позицией
руководителя.
2.1.
Классификация Курта
Левина
Возможно,
самое раннее исследование эффективности
стилей лидерства было проведено
Куртом Левином и его коллегами.
По классификации Курта Левина
стиль является одномерным и может
быть авторитарным, демократическим
или либеральным (рис. 1).
Авторитарный Демократический Либеральный
В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно - более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю.
Более
поздние исследования не полностью
подтвердили выводы о том, что
автократичное руководство
2.2.
Теория Дугласа Мак
Грегора
Дуглас Мак Грегор разработал теорию лидерства, выделив руководителей двух типов «X», «Y». Согласно теории “Х”:
Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили. Больше всего люди хотят защищенности. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Лидер такого типа, обладая достаточной властью, навязывает свою волю исполнителям, единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Все новое воспринимается таким руководителем с осторожностью, или вообще не воспринимается, в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Таким образом, вся власть сосредоточивается в руках такого руководителя, получившего название автократа. Даже размещение сотрудников в процессе проведения совещания ориентировано на постоянный контроль их деятельности (рис. 2а.).