Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:52, курсовая работа
Целью данной работы является анализ лидерства руководителя в организации и обоснование предложений и рекомендаций по его совершенствованию.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
- рассмотрения сущности, роли, значения лидерства в управлении организацией;
- анализа проявления стилей лидерства руководителей организации в ДСУ-17;
- определения путей повышения эффективности лидерства руководителя организации в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 5
1.1. Природа лидерства и основные ее концепции 5
1.2. Стили лидерства, их анализ и система оценок 9
1.3. Зарубежный опыт лидерства в организации 11
2. АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДСУ-17 15
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности Дорожно-стороительного управления-17 15
2.2. Оценка и анализ стилей лидерства руководителей организации 18
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИДЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ ДСУ-17 В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 23
3.1. Оценка эффективности системы управления и труда руководителей ДСУ-17 23
3.2. Основные направления совершенствования лидерства руководителей в организации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Седьмой важнейший признак - «простая форма, скромный штат управления». Для соблюдения данного принципа необходимо добиться такого формирования и функционирования организационной структуры управления, которые позволили бы совместить необходимую стабильность (консерватизм) этих структур и гибкость системы.
Восьмой, и последний, признак - «свобода действий и жесткость одновременно». Смысл его в сочетании свободы, неформализованности управления со строжайшим порядком и дисциплиной всех работников. Обеспечивается это тем, что с многими мягкими «можно» соседствуют и железные «нельзя». Такими «табу» являются вопросы, связанные с конечными целями деятельности компании, прежде всего снижение качества продукции и обслуживания потребителя.
Следует отметить, что соблюдение директором ДСУ-17 ОАО «ДСТ-2» в своей деятельности указанных выше признаков будет способствовать успеху в своей сфере.
Таким образом, в результате определения путей повышения эффективности лидерства руководителя организации в современных условиях можно сделать следующие выводы.
Управленческие усилия руководства рассматриваемой организации в 2008-2010 гг. оказались недостаточно эффективны. Руководству ДСУ-17 ОАО «ДСТ-2» следует обратить внимание на необходимость повышения экономической эффективности и совершенствования лидерства руководителей в организации, так как недостатки работы в этом направлении влекут за собой появление недоработки в других аспектах финансово-хозяйственной деятельности ДСУ-17 ОАО «ДСТ-2».
Руководство должно рационально сочетать методы руководства, при этом предпочтение отдавать социально-психологическим и экономическим методам управления.
С целью совершенствования управленческой деятельности и организации труда руководителей ДСУ-17 необходимо следовать следующим признакам эффективного управления: «лицом к потребителю»; «производительность - от человека»; «пристрастие к действию»; «самостоятельность и предприимчивость»; «побуждение через ценности, активная включенность руководителя в дела персонала»; «приверженность своему неповторимому делу»; «простая форма, скромный штат управления»; «свобода действий и жесткость одновременно».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лидерство является специфическим типом управленческого взаимодействия, основанным на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Выделяют различные типологии лидерства. Основными типами лидерства являются деловое, эмоциональное, ситуативное лидерство.
Стиль лидерства руководства представляет собой подход к делу, манера работать, совокупность приемов использования тех или иных организационных и мотивационных средств, свойственных какому-либо органу, работнику. Основными стилями руководства являются: авторитарный, демократический, нейтральный (либеральный). Различают экономические, организационные и социально-психологические методы управления. Методами оценки стиля лидерства являются следующие методики: оценка индивидуальных и групповых характеристик; однофакторный, четырехфакторный, многофакторный анализы стилей руководства; оценка стиля по методам управления и др.
Формирование стиля происходит под воздействием и личных качеств, и поведения, и ситуации. Своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности раскрываются через индивидуальность. В индивидуальности личности выделяются базовые свойства - ее самооценка, темперамент, характер, способности, формирующие определенный стиль поведения и деятельности.
К лидерству любого уровня в зарубежной практике предъявляется целый ряд требований. Он должен обладать следующими основными качествами: наличие знаний и опыта в области управления современной организацией; компетентность в вопросах состояния и развития той отрасли, к которой относится организация по виду и характеру деятельности; владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках; умение обосновывать и принимать компетентные решения в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками, распределять участие их в реализации принятых решений и др.
Исследуемое предприятие ДСУ-17 ОАО «ДСТ-2» обособленное подразделение ОАО «ДСТ-2, г.Гомель», предмет деятельности организации - строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог, площадок и др. За исследуемый период предприятие в целом работает эффективно. Имеет место увеличение объемов производства, рост производительности труда, фондоотдачи, прибыли и рентабельности. К числу негативных показателей следует отнести уменьшение численности.
Руководители организации соответствуют занимаемым должностям
В своей практической деятельности руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Работники организации охарактеризовали фактический стиль управления директора и как жестко авторитарный, и как доброжелательно-авторитарный, и как коллегиально-демократический, и как солидарный. Желаемым стилем руководства руководителей является коллегиально-демократический и интегрально-демократический стиль.
Управленческие усилия руководства рассматриваемой организации в 2008-2010 гг. оказались недостаточно эффективны. Руководству ДСУ-17 ОАО «ДСТ-2» следует обратить внимание на необходимость повышения экономической эффективности и совершенствования лидерства руководителей в организации, так как недостатки работы в этом направлении влекут за собой появление недоработки в других аспектах финансово-хозяйственной деятельности ДСУ-17 ОАО «ДСТ-2».
Руководство должно рационально сочетать методы руководства, при этом предпочтение отдавать социально-психологическим и экономическим методам управления.
С целью совершенствования управленческой деятельности и организации труда руководителей ДСУ-17 необходимо следовать следующим признакам эффективного управления: «лицом к потребителю»; «производительность - от человека»; «пристрастие к действию»; «самостоятельность и предприимчивость»; «побуждение через ценности, активная включенность руководителя в дела персонала»; «приверженность своему неповторимому делу»; «простая форма, скромный штат управления»; «свобода действий и жесткость одновременно».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адаир, Д. Искусство управлять людьми и самим собой / Д. Адаир. - М: Изд-во Эксмо, 2006. – 324 с.
2. Агеева, Е.И. Эмоциональный интеллект и лидерство / Е.И. Агеева // Менеджмент сегодня. – 2010. - №1. – С.50-57.
3. Астратенков, О.И. Методические подходы формирования лидеров нового поколения / О.И. Астратенков // Транспортное дело России. – 2009. - №3. – С.48-50.
4. Брасс, А. А. Основы теории организации: учеб. пособие / А. А. Брасс. -Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009.
5. Базаров, Т. Роль лидера в кризисе / Т. Базаров // Управление персоналом. – 2009. - №17. – С.43-46.
6. Белов, В.В. Акмеологический подход к формированию лидеров организаций для инновационной экономики региона / В.В. Белов // Экономика и управление. – 2008. - №6. – С.70-73.
7. Бордунос, К.А. Обучение лидерству / К.А. Борудонос // Персонал-микс. – 2007. - №1. – С.24-25.
8. Ботавина, Р. Н. Этика менеджмента / Р. Н. Ботавина. - М: Финансы и статистика, 2009. – 296 с.
9. Богданов, А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука / А. А. Богданов. - М, 2006. – 248 с.
10. Вариативное управление: словарь-справочник рук. / М. В. Петрович, A.А. Брасс. - Мн.: Дикта, 2008. – 352 с.
11. Гаврилова, В. Лидерство: формула успеха // http://www.ubo.ru/articles/?
12. Герчикова, И, Н. Менеджмент: учеб. для студ. экон. спец. / И. Н. Герчикова. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2007. - 500 с.
13. Голуб, В. А. Управление экономикой / В. А. Голуб, М. В. Голуб, А. И. Короткевич. - Гомель: Бел. торг.-экон. ун-т потреб, кооп., 2005. - 201 с.
14. Гончаров, В. И. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / В. И. Гончаров. - Минск: Мисанта, 2008. - 624 с.
15. Князев,.С. Н. Управление: искусство, наука, практика: учеб. пособие / С. Н. Князев. - Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2009. – 264 с.
16. Климович, Л. К. Антикризисное управление: практ. / Л. К. Климович, В. С. Коржов. - Гомель: Бел. торг.-экон. ун-т потреб, кооп., 2006. - 39 с.
17. Климович, Л. К. Основы менеджмента: учеб. пособие / Л. К. Климович [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : ДизайнПро, 2005. -145 с.
18. Климович, Л. К. Основы правового регулирования управленческой деятельности: учеб. / Л. К. Климович, Ж. Ч. Коновалова, Е. И. Пар-менова. - Минск: Выш. шк., 2006. - 272 с.
19. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов / В.И. Кнорринг. – Мн.: Норма, 2007. – 544 с.
20. Котлер, Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2006. – 478 с.
21. Кудрявцева, Т. В. Менеджмент: курс лекций / Т. В. Кудрявцева, Е. А. Левченко, Н. В. Анисимова. - Гомель: Бел. торг.-экон. ун-т потреб, кооп., 2006. - 184 с.
22. Кудрявцева, Т. В. Управление персоналом в потребительской кооперации : курс лекций / Т. В. Кудрявцева, Н. В. Анисимова. - Гомель: Бел. торг.-экон. ун-т потреб, кооп., 2005. - 96 с.
23. Кучерчук, В. Лидерство: начиная с себя // http://bizentropy.biz/
24. Кулижский, А. Стратегия: курсовая устойчивость и «гонка ради лидерства» / А. Кулижский // Директор. – 2009. - №9. – С.11-13.
25. Куликова, Е. Спящее лидерство / Е. Куликова // Эксперт. - 2010. - № 4. - С.61-63.
26. Лебедева, С. Н. Экономика и организация труда: учеб. / С. Н. Лебедева, Л. В. Мисникова. - Минск: Мисанта, 2009. - 166 с.
27. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибир. соглашение, 2000. - 288 с.
28. Мельников, О.Н. Природа лидерства / О.Н. Мельников // Российское предпринимательство. - 2011. - № 4 (16). - c. 58-63.
29. Мескон, М. X.. Основы менеджмента / М. X. Мескон, М. Альберт, Хедо-ури Ф. - М.: Дело, 1992.
30. Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по курсу «Управление организацией» (для слушателей Института государственной службы). – Мн., 2008. – 10 с.
31. Мипьнер, Б. 3. Теория организации: учеб. / Б. 3. Мильнер. - 4-е изд., пер. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 648 с.
32. Мильнер, Б.З. Управление знаниями /Б. 3. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2008.
33. Менеджмент организации. Учебное пособие / Румянцева З.П., Саломатин Н.А. и др. – М.: ИНФРА-М, 1995 – 430 с.
34. О совершенствовании управления предприятием / О. Калякин // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - №6. – С.150-154.
35. Основы теории управления: учеб. пособие / под ред. В. Ц. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2007.
36. Организационная психология / Сост. и общая редакция Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка – СПб.: Питер, 2000.- 512 с.: ил. – (Серия « Хрестоматия по психологии»)
37. Петровский, А.В., Шпалинский, В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: «Просвещение», 1978. – 176 с.
38. Петрович, М. В. Управление организацией: словарь-справочник / М. В. Петрович, А. А. Брасс. - Мн.: Акад. Упр. При Президенте Республики Беларусь, 2006.
39. Петрович, М. В. Управление организацией: пособие по самоконтролю и контролю знаний, М.В. Петрович. - Мн.: Акад. упр. При Президенте Республики Беларусь, 2008.
40. Петрович, М. В. Управление организацией: пособие, М.В. Петрович. - Мн.: Акад. упр. При Президенте Республики Беларусь, 2009. – 316 с.
41. Практикум по теории управления: учеб. пособие / под ред.Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - 2-е изд. доп. - М.: Финансы и статистика, 2005.
42. Травин, В. В. Менеджмент персонала предприятия / В. В. Травин, B.А. Дятлов. - М.: Дело, 2006. – 242 с.
43. Показатели и методы оценки эффективности организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием / А.А.Воронов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - №4. – С.98-104.
44. Управление персоналом организации: учеб. / под. ред. А. Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1998.
45. Управление организацией: учеб. / под ред. А.Г.Поршнева, 3.П.Румянцевой, Н. А. Саломатина. М., 1998.
46. Управление современной компанией: учеб. / под ред. Б. Мильнера и Ф. Липса. - М.: ИНФРА-М, 2001.
47. Управление организацией / М. В. Петрович [и др.]; под науч. ред. М. В. Петровича. - Мн.: Дикта, 2008.
48. Управление организацией: словарь-справочник, М.В.Петрович; А.А.Брасс. - 2-е изд., стер. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2008.
49. Фомичев, А.Н. Административный менеджмент: Учебное пособие / А.Н.Фомичев. – М.: ИТК «Дашков и К», 2008. – 228 с.
50. Характерные личные и деловые черты руководителей // http://www.cecsi.ru/coach/