Лидерство как фактор эффективного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность лидерства как фактор управления.
Задачи исследования:
1. Дать определение и характеристику термину «лидерство»
2. Рассмотреть типы лидерства
3. Рассмотреть разницу между лидерством и менеджментом
4. Рассмотреть стили руководства

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………5
1.1 Определение лидерства…………………………………………………….5
1.2 Функции лидера………………………………………………………….….8
1.3 Требования к лидерам……………………………………............................13
1.4 Эффективно действующие лидеры………………………………………...15
1.5 Лидерство в индустрии гостеприимства…………………………………..16
1.6 Общая модель лидерства…………………………………...........................18
1.7 Лидерство и менеджмент…………………………………...........................20
1.8. Стили руководства………………………………………………………….23
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………...27
2.1 Общая характеристика гостиницы Burj Al Arab 5*………………………..27
2.2. Исследование власти и лидерства на примере отеля Burj Al Arab ……...29
Заключение………………………………………………….……………………33
Список литературы………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Лидерство как фактор эффективного управления1.docx

— 120.93 Кб (Скачать)

Индивидуальные факторы  соотносятся с личными качествами лидера и стилем лидерства.

Организационные факторы - это  силы в организации, которые влияют на лидера, например, люди в группе, формальная власть, приданная лидеру, характер задания. Взаимодействие этих факторов определяется тем, подходит ли лидер для какой-либо конкретной ситуации, так как установлено, что  человек способен быть лидером далеко не во всех ситуациях. Влияние лидера на подчиненных зависит также от эффективности группы. Результативность группы. Цель лидерства заключается в улучшении результатов, достигаемых группой. Эффективный менеджер — такой лидер, группа которого с наибольшей эффективностью выполняет задачу. Определяющие силы могут прямо влиять на результативность группы. Мастерство лидера, особенности задачи и навыки каждого из работников влияют на достижения группы. Например, если один из членов группы не обладает необходимыми навыками, группа достигнет меньших результатов. То же самое случиться, если задание недостаточно конкретно определенно. Эти факторы объединяются и изменяются под воздействием лидера. Влияние лидера на подчиненных служит катализатором при выполнении задания группой. И по мере повышения результативности группы влияние на нее лидера также возрастает. В общем виде модель лидерства можно представить так: 

  1. Лидер формирует видение, ставит цели, задачи. Лидер должен не только осознавать это видение для себя, но и уметь мотивировать людей на достижение целей, уметь объяснять, почему это важно, зачем это нужно и что это даст в будущем.
  2. Лидер всегда находится в поле системы: окружении и информации. Умение выделять из непрерывного потока информации нужные сведения, распознавать полезные сигналы и трансформировать их в цели.
  3. Чтобы притягивать к себе людей, лидер должен обладать харизмой. Харизматичный лидер сам по себе является привлекателем для других. Такому лидеру хотят подражать и следовать за ним.
  4. Лидер должен транслировать вдохновляющие убеждения и идеи. Это наполняет лидера, как сосуд изнутри, создаёт внутренний стержень, опору. Люди понимают, что за словами и внешней оболочкой стоит конкретное дело, конкретная мысль, внутренняя убежденность.

1.7 Лидерство и менеджмент

Менеджмент – это формализованный  процесс, благодаря которому предприятие  реализует свои цели, организуя усилия своих работников.

Под лидерством понимается процесс социального влияния, который  может иметь место почти при  каждом взаимодействии между людьми. Это более широкое понятие, чем  менеджмент с его сосредоточенностью на выполнении конкретных целей предприятия.

Лидерство – это процесс, благодаря которому человек с  идеями может оказывать нужное воздействие  на поведение других людей. Хотя менеджеры  обладают властью в силу своего положения, компании стремятся назначать менеджерами людей-лидеров, способных воздействовать на подчинённых силой своей личности, опытом и т.д. Роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет. Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению),

он как бы «один из нас». Вместе с тем лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер, право на их применение нигде официально не зафиксировано. Здесь следует обратить внимание еще и на такой любопытный момент. Как бы человек ни стремился стать лидером (а это, что скрывать, мечта многих из людей), он никогда им не станет, если окружающие не воспримут его как лидера А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе.

Менеджер нередко назначается  на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.

Разницу между менеджментом и лидерством можно показать, сравнивая  между собой черты идеального менеджера и идеального лидера.

Менеджер                                                                            Лидер

Управляет                                                               Творит

«является копией»                                                 «Является оригиналом»

Поддерживает                                                         Развивает

Фокусируетя на системе и  структуре                   Сфокусирован на людях

Полагается на контроль                                          Внушает доверие

Имеет краткосрочную цель                                    Имеет широкий кругозор

Спрашивает «как» и  «когда»                         Спрашивает «что и «почему»

Ориентируется на показатели балансового отчёта    

Инициирует                                                               Порождает новое

Поддерживает статус-кво                                        Бросает вызов

Делает работу так, как  надо                                    Делает то, что надо

Благодаря лидерству руководитель осуществляет процесс стабильного  влияния на подчинённых. Роль лидера в менеджменте уникальна. Идея лидерства  пронизывает всю систему менеджмента: от планирования до контроля. Сотрудники оценивают деловые качества менеджера  прежде всего по его способности  быть лидером.

Только настоящий лидер  может эффективно управлять людьми, сплачивать коллектив, направлять его  на решение стоящих задач. Опытный лидер действует по плану: определяет цели, стоящие перед коллективом, организует членов коллектива на решение стоящих перед предприятием задач, регулярно обсуждает ход выполнения работы, всячески поощряет инициативу и творчество, приветствует открытость в общении между людьми, делегирует подчинённым полномочия, регулярно контролирует подчинённых и совместно с ними работает над исправлением ошибок. Главное в работе менеджера-лидера заключается в доверии к нему людей. Доверие приобретается благодаря высокому профессионализму и уважению к людям. Существует много различных мнений об облике современного лидера; трудно составить некий усреднённый, обобщённый его образ. Тем не менее, можно отметить ряд качеств менеджера, определяющих его способность управлять эффективно, быть лидером. Качества лидера-это наличие признаков или особенностей, которыми он отличается от других сотрудников. Менеджеру недостаточно знать лишь круг своих обязанностей, понимать технологию работы, её процедурные тонкости или располагать информацией.

По данным американской Академии менеджмента, лидерство ассоциируется  со следующими качествами руководителя:

Стремление к  достижению цели. Настоящий лидер тратит больше усилия на достижение своих целей. Он инициативен, энергичен и настойчив;

Желание быть лидером. Лидер стремится влиять на других, вести людей за собой. Он готов брать на себя ответственность;

Честность и прямота. Лидер умеет строить отношения с подчинёнными на основе взаимного доверия, так как слово у него не расходится с делом;

Уверенность в  себе. Люди хотят, чтобы их лидер не сомневался в самом себе;

Навыки и знания. Эффективный лидер знает свою отрасль и компанию. Это позволяет ему принимать правильные решния и принимать их последствия;

Контроль над  эмоциями. Лидер постоянно себя контролирует и адекватно реагирует на полученную информацию.

Можно добавить ещё несколько  качеств, присущих истинному лидеру: проницательность – способность  лидера реально представлять себе будущее, что требует богатого воображения;

Упорство. Лидер не должен сгибаться под тяжестью проблем и даже поражений.

Прямота – умение беспристрастно излагать правду. Лидер уверен в своей правоте, а поэтому старается не лгать;

Смелость – способность рисковать и относиться к ошибкам как к возможности дополнительного совершенствования своих знаний.

 

1.8 Стили руководства

Слово «лидер» и «руководитель» являются близкими по значению, поскольку  номинальный руководитель обязан быть лидером своего коллектива.

Руководство – умственный и физический процесс, приводящий к  выполнению подчинёнными официальных  поручений менеджера и решению  поставленных задач. В теории менеджмента различают несколько стилей руководства.

Стиль руководства – это  совокупность приёмов поведения  руководителя по отношению к подчинённым.

Каждый менеджер в силу своей индивидуальности обладает собственным  стилем руководства. В жизни в  чистом виде эти стили не проявляются, более того, менеджер может в различной  обстановке использовать те или иные их варианты.

Авторитарный  стиль руководства – властный, основанный на стремлении утвердить своё влияние, авторитет, стиль руководства. При авторитарном стиле менеджер привержен формальному характеру взаимоотношений с подчинёнными. Он предоставляет своим сотрудникам лишь минимум информации, поскольку никому не доверяет. При первом благоприятном случае старается избавиться от сильных и талантливых работников. По его мнению, лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. В такой атмосфере процветают интриги, сплетни и доносы. Отдельные работники многим обязаны руководителю. Однако такая система руководства не способствует развитию самостоятельности, так как подчинённые все вопросы стараются решать у руководства. Никто из сотрудников не знает, как их руководитель будет реагировать на те или иные события – он непредсказуем, из одной крайности бросается в другую.

Демократический стиль руководства основан на инициативе коллектива, а не руководителя. Он характеризуется коллективной деятельностью, при которой обеспечивается активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении намечаемых к реализации целей, определении задач и выборе исполнителей для их решения.

Руководитель старается  быть максимально объективным к  подчинённым, подчёркивая свою причастность к мнению коллектива.  Демократический  стиль руководства предполагает взаимодействие. У руководителя и  подчинённого в этом случае возникает  чувство доверия и взаимопонимания. Но стремление прислушиваться к мнению своих сотрудников по самым разным вопросам объясняется не тем, что сам он чего-то не понимает. Менеджер убеждён в том, что при обсуждении проблем всегда могут возникать новые дополнительные идеи, которые позволят улучшить процесс реализации решения. Такой руководитель не считает для себя зазорным идти на компромисс либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчинённого убедительна.

Там, где авторитарный руководитель действовал бы приказом и давлением, менеджер-демократ старается убедить, доказать  целесообразность решения  проблемы, показать выгоды, которые  могут получить сотрудники. Хорошо знающий дело и обстановку в коллективе, он при осуществлении контроля обращает особое внимание на конечный результат работы. Благодаря этому создаются условия для самовыражения подчинённых, у которых развивается самостоятельность.

Такая обстановка носит воспитательный характер и позволяет достигать  цели с малыми издержками. Управление происходит без грубого нажима, с  учётом способностей людей, опыта и  уважения их достоинства.

Либеральный стиль  руководства предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности. Данный стиль руководства отличается полной свободой индивидуальных и коллективных решений сотрудников при одновременно минимальном участии руководителя, который, по существу, самоустраняется от руководящих функций. Обычно в такой роли выступают люди недостаточно компетентные, не уверенные в прочности своего рабочего положения.

Менеджер-либерал обычно предпринимает какие-нибудь решительные  действия только по указаниям вышестоящего руководства и стремится уклониться от ответственности за полученные неудовлетворительные результаты. В организации, в которой  трудится такой руководитель, важные вопросы часто решаются просто без  его участия, поэтому в коллективе, возглавляемом этим менеджером, скорее всего, будет царить фамильярность.

Кооперативный – часть полномочий по управлению передана коллективу. Комитет - это тот орган, который наиболее часто используется для функционирования кооперативного стиля руководства. Обычно вопросы управления являются постоянными обязанностями членов комитета. Например, решение вопросов распределения заработной платы может принимать коллегиальный орган-комитет. Этот стиль имеет варианты: - коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятии решения и информирует сотрудников, последние задают вопросы, высказывают свое мнение, однако в конце концов должны следовать указаниям менеджера); - консультативный стиль управления (то же самое, но решения принимаются совместно совещательно); - совместное решение (менеджер выдвигает проблему, указывает ограничения, сотрудники сами принимают решение, менеджер сохраняет право вето).

Таблица1- Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров

Группа качеств

Характеристики качеств

 

Физиологические качества

Приятная внешность(лицо,рост,фигура), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность

 

Психологические качества

Властность, амбициозность, агрессивность, уравновешенность, независимость, смелость, упорство, мужество

 

 

 

Интеллектуальные качества

Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические  знания, широта кругозора, проницательность, оригинальность и быстрота мышления, чувство юмора

Информация о работе Лидерство как фактор эффективного управления