Лидерство и стиль руководства, их влияние на эффективность работы трудового коллектива организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования выступает изучение теоретических аспектов лидерства в организации, проведение анализа взаимоотношений между руководителем и подчиненными, предложение методов решения возможных проблем лидерства в организации «Салон сотовой связи» (ИП Ловаков С.С.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Лидерство как регулятор управленческой деятельности…..5
Понятие и сущность лидерства……………………………………...5
Стили руководства…………………………………………………….10
Значение лидера в системе управления………………......................18
Современные модели лидерства……………………………………...22

ГЛАВА 2. Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организации «Салон сотовой связи» (ИП Ловаков С.С.)...………………………………….………………....................26
Краткая организационно-экономическая характеристика организации «Салон сотовой связи» (ИП Ловаков С.С) …..……………26
2.2 Обработка и анализ результатов………………………………………………………………….......27

ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию эффективного управления в организации «Салон сотовой связи» (ИП Ловаков С.С.)..30

3.1 Влияние стиля руководства и лидерства на эффективность кадровой политики………………………………………………………….30

3.2 Рекомендации по совершенствованию эффективного управления…………………………………………………………………....31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......33

Библиографический список………………………………………………...36

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Работа содержит 1 файл

Lider.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

      В условиях рыночной экономики одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия является обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Сутью же кадровой политики является работа с персоналом, соответствующая концепции развития организации.

      Необходимо  иметь в виду, что работа с персоналом не начинается с вакансии и не заканчивается приемом на работу. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере.

      Исследуя  организацию «Салон сотовой связи» (ИП Ловаков С.С.) можно сделать  вывод о том, что здесь кадровая политика не эффективна. Примером может послужить,  например, то, что:

  • выручка в месяц составляет приблизительно 70 000 рублей. Из этих денег выплачивается аренда помещения в размере 17 500 рублей. От 10 000 уходят на закупку нового товара и амортизацию. Зарплата менеджера составляет 350 рублей в день. При графике 5/2 в месяц менеджер получает примерно 7 500 рублей, что менее 50% от прибыли;
  • организация не предоставляет соц. пакет;
  • в этой организации не выдаются премии;
  • отсутствует карьерный рост;
  • наблюдается текучесть кадров.  
 

3.2 Рекомендации по совершенствованию эффективного управления

    В данной организации наблюдается  очень большая текучесть кадров. За 3 года оттуда уволилось примерно 15 человек. Получается, что каждый проработал около нескольких месяцев. Мало кто продержался до года. Все увольнялись по собственному желанию. Исходя из опроса в анкете, можно отметить, что 7 работников не устраивала зарплата, остальные жаловались на отсутствие соц. пакета и возможности карьерного роста.  

      Чтобы как-то улучшить сложившуюся ситуацию в организации «Салон сотовой  связи» (ИП Ловаков С.С.) можно порекомендовать:

  1. руководителю нужно рассмотреть вопрос о зарплате. Предприниматель Ловаков С.С. большую часть денег от выручки распределяет на содержание места, закупку товара и т.д. Чтобы заработная плата не была меньше 50% (что не допустимо), следует выдавать ее в виде «оклад + %». Например, оклад составляет 4000 + 10% от выручки в месяц. Выдавать зарплату ежемесячно, по необходимости – аванс.
  2. поощрять инициативу и творческую активность;
  3. создать систему выдачи премий. Например, з/п в день составляет 200 рублей + 10% от выручки, при условии, если выручка до 5 000 рублей. А с 5 000 рублей до 10 000 рублей плюс 100 рублей и т.д.;
  4. следует рассмотреть вопрос о соц. пакете. Многие хорошие работники остались бы в данной организации, что огромный плюс для обоих сторон. Менеджер бы нарабатывал опыт, а предприятию нужны опытные сотрудники;
  5. можно создать систему оценки персонала.  Исходя из результатов тестирования в практической части данной работы, можно отметить, что трое из шести участников тестирования склонны к авторитарному стилю управления. Было выявлено, что эти люди обладают лидерскими качествами. Это было бы плюсом для таких работников. Можно выставлять баллы по трем критериям: а) инициативность; б) бонусы (премии); в) отзывы о работнике. Система должна состоять из 10 баллов.
  6. также следует создать систему карьерного роста. Подводя итоги нескольких месяцев, с помощью данных системы оценки персонала, выявить несколько менеджеров с высокой оценкой. Например, для начала им можно доверить стажировку персонала. Ее тоже можно оценить, следя за тем, как работает стажер. Если все нормально, менеджер может претендовать на более высокие посты и т.д.;

        Таким образом, можно уменьшить текучесть персонала, увеличить заинтересованность в работе, возможно, увеличить прибыль. Неформальные лидеры смогут реализовать свои природные способности, т.е. смогут стать формальными лидерами. Считается, что идеальным для лидера является сочетание двух основ власти: личной и организационной.    
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Лидерство, как и управление, является в некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Ситуационный подход подошёл ближе всего к решению данной проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в третьих – безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.

      В данной курсовой работе было рассмотрено  и изучено влияние личностных качеств лидера на успех его работы, а, следовательно, и успех организации. Лидер может повысить эффективность работы подчинённых, не прибегая к общепринятым мерам, а используя свои лидерские качества и способности. Также мною было изучено влияние стилей руководства на поведение подчинённых, им лучше работать с общительным, не авторитарным и привлекательным руководителем, с которым можно поделиться своими мыслями и идеями.

      Подводя итог вышеизложенному можно сформулировать такие выводы:

  • Лидерство – это процесс воздействия на группу людей, чтобы привлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.
  • Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер.
  • Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится на отношениях типа «лидер-последователь», чем «начальник-подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении.
  • Стиль руководства – это совокупность приемов поведения руководителя по отношению к подчиненным.
  • Различают авторитарный, демократический и либеральный стиль руководства.
  • Многие ученые исследовали лидерство и его типы, например, Дуглас Мак Грегори разработал теорию лидерства, выделив руководителей двух типов «X» («авторитарный стиль руководства»), «Y» («демократический стиль руководства»).
  • Влияние стилей управления на эффективность работы в течение продолжительного времени исследовали и немецкие ученые. Ими было установлено, что результативность труда постоянно повышалась  у коллектива, где преобладал демократический стиль руководства, снижение эффективности наблюдалось у коллектива с либеральным и авторитарным стилем.
  • В практической части данной работы было выявлено, что, из 6 менеджеров персонала, трое придерживаются авторитарного стиля управления, двое – либерального и один менеджер склоняется к демократическому стилю руководства.

      На  основании проведённого исследования можно заявить, что цель курсовой работы достигнута. Выявилась зависимость, связывающая лидерские качества со стилем управления человека. Эта зависимость проявляется в том, что человек, у которого ярко выражены лидерские качества и он лидер не только по своей должности на службе, но и лидер по «жизни». То у этого человека в его стиле управления будет преобладать авторитарный стиль управления. Но самое главное при таком стиле управления не выходить за рамки «допустимой жёсткости». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список  

    
  1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с  англ. / под ред. Ю.Н. Каптуревского  – СПб: Издательство «Питер», 1999. С. – 192.
  2. Виханский О.С., Наумов Л.И. Менеджмент: Учебник. – Гардарика, 2005.
  3. Комелев А.Н., Иванникова Н.Н.. Основы менеджмента: Учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2007. 
  4. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. – СПб.: издательство ОЛБИС, 2001.
  5. Менеджмент: Учебник для вузов / М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под. ред. М.М Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
  6. Основы менеджмента: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  7. Пилипчак Ю.В. Основы менеджмента. 3 курс: Курс лекций. 2007.
  8. Столяренко Л. Д. Основы психологии и практикум-Феникс. 2004 г.
  9. Яковлева Е.С. Эффективность управленческого лидерства. – М.: ТЕНС, 2002. С. – 11.
  10. Черников Н., Матвейчук А. Путь лидера. – М.: Издательство «Селина», 2001.
  11. Воробьев А.А., Чуркин А., С.А. Сигневич (интервью). Законы лидерства // Управление персоналом. – 2007. - №12 (166).
  12. Дридзе Т.М. Социокультурная коммуникация: текст и диалог в семиосоциопсихологии // Социокультурное пространство диалога. М., С. 33-58.
  13. Мясоедов С.П.(интервью). Лидерству и успеху можно научить // Управление персоналом. – 2007. - №11(165).
  14. Сайко Э.В. О природе и пространстве «действия» диалога // Социокультурное пространство диалога. М., 1993. С. 9-32.
  15. Соломатин А. Самый лучший стиль управления // Новый менеджмент. – 2007. - №5.
  16. Юрасов И. Лидерство как коммуникативная способность // Управление персоналом. – 2006. - №8 (138). С. 32-36
 
    
  1. Schrieshein, Tollier & Behling, 1978. P. – 35.
  2. Stogdill, 1950.
  3. Campbell D. Foreword // Contemporary issues in leadership. L., 1984. P.
 
    
  1. Гольдштейн  Г.Я.. Основы менеджмента. http://www.aup.ru
  2. Все о менеджменте. http://www.management.com
  3. Словари. http://www.glossary.ru/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1.  

Характеристика  стилей управления

  

Стили управления  
 

Характеристики

Авторитарный Демократический Либеральный
Природа стиля Сосредоточение  всей власти и ответственности в  руках лидера 
 

Личное установление целей и выбор средств их достижения 
 

Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций  у лидера 
 

Принятие решений  разделено по уровням на основе участия 
 

Коммуникации  осуществляются активно в двух направлениях

Снятие лидером  с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации 

Предоставление  возможности самоуправления в желаемом для группы режиме 

Коммуникации  строятся в основном по горизонтали

Сильные стороны  
Внимание  срочности и порядку, предсказуемость результата
 
Усиление  личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении
Позволяет начать дело так, как это видится без  вмешательства лидера
Слабые  стороны  
Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы
 
Требует много времени на принятие решений
 
Группа  может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Параметры взаимодействия с  подчинёнными, в зависимости  от стиля руководства

Параметры взаимодействия с  подчинёнными Стили руководства
Авторитарный Демократический Либеральный
принятие  решений Решения принимаются  единолично. Решения принимаются  после обсуждения в группе. Решения принимаются  сами собой (кем-то в группе) или по указанию руководства.
способ  доведения решения Приказы, распоряжения, команды. Предложения, советы. Просьбы.
отношение ответственности Или берет полностью  на себя или полностью перекладывает  на подчиненных. Коллективная  ответственность. Снимает с себя всякую ответственность.
отношение к инициативе Подавляется. Поощряется. Отдаётся в  руки подчинённых.
отношение к квалифицирован- ным кадрам Стремится задавить. Стремится максимально  эффективно их использовать. Отпускает их в  «свободное плаванье».
отношение к недостаткам  собственных знаний Недостатков нет  «и не может быть по определению». Постоянно повышает свою квалификацию. Нет «большого  значения».
стиль общения «Держит дистанцию». Поддерживает  дружеское общение. Избегает общения.
характер  отношений с подчиненными В зависимости  от настроения. Манера поведения  со всеми как с равными коллегами. Мягкая манера поведения.
отношение к дисциплине Жёсткая формализованная  дисциплина. Сторонник дисциплины «разумной достаточности». Формально-попустительское  отношение.
отношение к моральному воздействию  на подчиненных Неотвратимость наказания - основной метод стимулирования. Необходимо  использовать различные методы поощрения  и наказания. Безразличное.

Информация о работе Лидерство и стиль руководства, их влияние на эффективность работы трудового коллектива организации