Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:53, курсовая работа
Основной целью исследования выступает изучение теоретических аспектов лидерства в организации, проведение анализа взаимоотношений между руководителем и подчиненными, предложение методов решения возможных проблем лидерства в организации «Салон сотовой связи» (ИП Ловаков С.С.).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Лидерство как регулятор управленческой деятельности…..5
Понятие и сущность лидерства……………………………………...5
Стили руководства…………………………………………………….10
Значение лидера в системе управления………………......................18
Современные модели лидерства……………………………………...22
ГЛАВА 2. Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организации «Салон сотовой связи» (ИП Ловаков С.С.)...………………………………….………………....................26
Краткая организационно-экономическая характеристика организации «Салон сотовой связи» (ИП Ловаков С.С) …..……………26
2.2 Обработка и анализ результатов………………………………………………………………….......27
ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию эффективного управления в организации «Салон сотовой связи» (ИП Ловаков С.С.)..30
3.1 Влияние стиля руководства и лидерства на эффективность кадровой политики………………………………………………………….30
3.2 Рекомендации по совершенствованию эффективного управления…………………………………………………………………....31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......33
Библиографический список………………………………………………...36
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.
Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения определенных целей. Имеется множество средств, с помощью которых можно оказывать влияние и вести людей за собой. Например:
В основе лидерства лежит процесс, социальная технология – социальная коммуникация в обществе, она является глобальной макротехнологией управления. Достижение уровня диалога является одним и самых важных моментов превращения социальной коммуникации в управленческую технологию, формирующую эффективного лидера. Диалог – это широкое, универсальное проявление коммуникаций [12, 14]. В науке различаются следующие типы диалога:
Социально-
Процесс социально-психологического программирования начинается уже с рождения. Оказываясь в определенном социально-культурном окружении, ребенок приводится в соответствии с теми нормами, в соответствии с той моделью поведения, которая рассматривается социальной средой в данном месте и в данное время как требуемая, как сложившаяся в данной культуре и соответствующая ей.
Таким образом, сущность эффективного лидерства состоит в:
Слово «стиль» в переводе с греческого первоначально означало стержень для писания на восковой доске, позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – это своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Руководство – умственный и физический процесс, приводящий к выполнению подчиненными официальных поручений менеджера и решению поставленных задач. В теории менеджмента различают несколько стилей руководства.
«Стиль
руководства – это совокупность приемов
поведения руководителя по отношению
к подчиненным» [2, С.178]. Каждый менеджер
в силу своей индивидуальности обладает
собственным стилем управления. Можно
выделить несколько типичных стилей руководства
(рис. 1). В жизни в чистом виде эти стили
не проявляются, более того, менеджер может
в различной обстановке использовать
те или иные их варианты [6].
Рис.
1. Стили руководства
Какие бывают стили руководства?
Как считает ведущий тренер, руководитель тренингового отдела «Мэйнстрим Консалтинг» Александр Соломатин: «Ответ на этот вопрос не может быть однозначным ибо концепций управленческой гибкости – множество, и каждая имеет свои привлекательные стороны, как, впрочем, и некоторые недостатки» [15, С.24].
Одна
из базовых идей принадлежит Рэнсису
Лайкерту и его коллегам, по мнению которых,
в деятельности любого руководителя есть
две важнейшие составляющие: сосредоточенность
на работе (их поведение, направленное
на структуру деятельности) и сосредоточенность
на человеке (или внимание к подчиненным)
(рис.2).
Сосредоточенность
на
работе
Рис.2.
Континиум стилей управления по Лайкерту
Идея двух составляющих стала отправной точкой для многочисленных исследований, обогативших эту концепцию.
Сосредоточенность на работе |
Низкая |
Высокая |
Низкая Высокая
Рис. 3. Стили управления (Бюро по исследованиям в области бизнеса)
Вот как ее представили специалисты Бюро по исследованиям в области бизнеса (Университет Огайо): отложив каждую из составляющих по осям координат, выстроили матрицу и в результате получили четыре различных сочетания этих элементов руководства (рис.3).
Роберт
Блэйк и Джейн Мутон из Техасского
университета усовершенствовали модель,
описав не только крайние позиции, но
и центральное положение и
этой оси координат (рис. 4). В результате
получился пятый стиль – некое промежуточное
положение.
Сосредоточенность на человеке |
Низкая |
Низкая
Рис.4. Гибкий стиль управления (Техасский университет)
Стиль управления (2) в некоторых учебниках получил название «управление в стиле загородного клуба». Руководитель сосредотачивается на хороших человеческих отношениях, но мало заботится о развитии производства.
Стиль
управления (1), называемый «власть-подчинение»,
характеризуется высоким
И, наконец, стиль (4), который базируется на усиленном внимании руководителя одновременно к подчиненным и производству. Обеспечивается высокий моральный настрой и высокая эффективность производства [4].
Многие менеджеры, особенно начинающие, больше склоняются к какому-то одному стилю (впрочем, зачастую чаша сия не минует и опытных начальников) [15].
По мнению профессора Максимцова М.М. «принято делить руководителей на «автократов» и «демократов». Автократы используют методы принуждения, власть, а демократы чаще применяют в своей работе методы убеждения» [5, С.261]. Профессор Сухов В.Д. выделяет еще и либеральный стиль управления (Приложение 1).
Согласно поведенческому подходу к руководству, по способу и методу отношения к подчиненным, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. А каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. По классификации Курта Левина стиль является одномерным и может быть авторитарным, демократическим или либеральным.
Авторитарный стиль руководства – властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства.
Демократический стиль руководства основан на инициативе коллектива, а не руководителя.
Либеральный стиль руководства предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности.
В своем знаменитом исследовании Курт Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Но зато здесь наблюдалась низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, агрессивность, большая подавляемая тревога и одновременно - более зависимое и покорное поведение. При либеральном стиле объем работы уменьшается, качество работы снижается. В опросах выражается предпочтение демократичному руководителю.
Более
поздние исследования не полностью
подтвердили выводы о том, что
автократичное руководство
Дуглас Мак Грегори разработал теорию лидерства, выделив руководителей двух типов «X», «Y». Согласно теории «Х» («авторитарный стиль руководства»):
Лидер такого типа, обладая достаточной властью, навязывает свою волю исполнителям, единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Все новое воспринимается таким руководителем с осторожностью, или вообще не воспринимается, в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Таким образом, вся власть сосредотачивается в руках такого руководителя, получившего название автократа. Даже размещение сотрудников в процессе проведения совещания ориентировано на постоянный контроль их деятельности. Это создает напряженную обстановку, подчиненные в этом случае сознательно или интуитивно стремятся избегать тесного контакта с таким руководителем.