Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:11, курсовая работа
своей курсовой работе я раскрыл сущность лидерства и стиля руководства, а также показал их влияние на эффективность работы трудового коллектива организации. Для того, чтобы дать наиболее полную характеристику этих терминов и отразить актуальность темы, я поставил перед собой задачи: дать определение лидерства и руководства, перечислить и охарактеризовать типы лидерства и стили руководства, показать, какими качествами должен обладать руководитель для того, чтобы эффективно влиять на работу трудового коллектива.
Введение…………………………………………………………………..стр.2
Глава 1. Лидерство. Стили руководства. ……………………………стр.4
1.1. Природа и определение понятия лидерство…………………..стр.4
1.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией. .стр.7
1.3. Стили руководства……………………………………………….стр.13
1.4. Качества руководителя………………………………………….стр.22
Глава 2. Практическая часть. ООО «Промтехэкспо»……………...стр.27
2.1. Общая характеристика ООО «Промтехэкспо»……………… ..стр.27
2.2. Оценка эффективности руководства. Применяемые стили руководства. …………………………………………………………….стр.28
Заключение……………………………………………………………...стр. 37
Список используемой литературы………………………………… .стр.39
Влияние
стилей управления на эффективность
работы групп в течение
Группа научных сотрудников из Мичиганского университета во главе с Ренсисом Лайкертом ни сравнивая группы с высокой и с низкой производительностью труда в различных организациях, пришла к выводу что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Оказалось, что стиль управления, сосредоточенный на человеке, из-за характера ситуации часто не способствовал повышению производительности труда и не всегда являлся оптимальным поведением руководителя.
Четыре системы Рэнсиса Лайкерта
Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля руководства (таблица 2).
Таблица 2
Стили руководства Лайкерта
|
Позднее было установлено, что каждый из указанных стилей “в чистом виде” встречается редко.
«Управленческая сетка ГРИД»
Гибкость руководителя заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации. На этом положении основана система ГРИД, в которой представлены различные способы реализации полномочий руководителем (рис. 4). Взаимосвязь измерений для определения типов управления схематически может быть изображена в виде таблицы с 9-бальной оценкой. В таблице ГРИД 1 балл – низкая степень измерения, а 9 баллов – высокая. Другие показатели обозначают промежуточные степени того или другого измерения.
По таблице ГРИД действия руководителя осуществляются в двух основных направлениях:
Рис. 4. Определение типов управления
Исходя
из подхода «управленческой
Таблица 3
|
В дальнейшем эти типы могут быть сведены к трем обобщенным типам управления. Эти дополнительные типы рассматривают как сочетание описанных пяти “чистых” типов (таблица 4).
Таблица
4
|
1.4. Качества руководителя
«Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди…Человек, который занимал руководящий пост и был облечен доверием, покрывает себя позором, если обманывает это доверие»
Акио Морита
Ранние исследования в области менеджмента в основном сосредоточивались на внутренних качествах или чертах, которыми должны обладать руководители. Теории, которые изучают качества или характерные черты руководителей, называют личностными, или теориями великих людей. В ранних теориях предполагалось, что основным фактором становления руководителя являются его личные качества или таланты. Девиз этих теорий: «Лидерами рождаются, а не становятся». В таком случае это означает, что организациям необходимо просто подобрать прирожденных руководителей и расставить их на нужные места. Это ошибочный подход, так как он подразумевает, что если вы не обладаете нужными качествами, то можете отказаться от мысли стать руководителем. К счастью никто еще не сумел дать точный набор характеристик, которыми должен обладать руководитель. Среди великих имен, стоящих за названиями процветающих компаний, очень мало людей, которые возвышаются над толпой. Они работают «за ширмой». Гениальность таких руководителей – в их достижениях, а не во внешних проявлениях, хотя со временем они становятся известными.
Личностные теории предполагают, что руководитель должен обладать некоторым набором характерных черт, необходимых ему для эффективного лидерства. Классики менеджмента считали, что большинство людей стремиться принадлежать к определенной целенаправленной группе, например компании, церкви или гражданскому клубу. В силу того, что лишь немногие могут быть лидерами, можно предположить, что большинство людей хотят, чтобы их вели, и в качестве ведомых чувствуют себя комфортно. Ведомым хочется верить. Что их дело находится в надежных руках, тогда как лидеры должны преодолевать искушение сваливать на других вину за свои неудачи. Хорошие лидеры коммуникабельны, имеют чувство юмора, они, как правило, хорошие учителя.
Ордуэй Тид – американский исследователь в области бизнеса, экономики и социальных проблем называет пять характеристик эффективного руководителя:
Большинство
исследователей выделяют следующие
важные характерные черты
Отказавшись от поиска основных черт характера, общих для всех руководителей, позже исследователи стали рассматривать другие факторы, которые могли бы помочь стать преуспевающим руководителем. Джон Хант ил Лондонской школы бизнеса пришел к следующему заключению относительно общих характерных особенностей старших менеджеров, которые возглавляли организации в государственном и частном секторах. Хороший руководитель отличается следующими особенностями:
По мнению Джона Адаира, самыми ценными качествами руководителя являются:
В других исследованиях упоминаются энтузиазм, общительность, честность, отвага, воображение, решительность, энергия и вера.
Перечень качеств руководителя можно продолжать, но видимо, имеет огромное значение, то как сочетаются эти качества, чтобы получился классный руководитель, который развивает умение руководить на основе опыта и расширения области знаний. Ибо современные исследования, в противовес личностным теориям, склоняются в сторону ситуативных теорий, согласно которым качества руководителя и его стиль руководства изменяются и проявляются в соответствии с тем, как меняются условия деятельности организации, как складывается конкретная ситуация. Например, в условиях кризисного состояния организации необходим энергичный и конструктивный руководитель с авторитарным стилем руководства. В условиях стабильного роста организация нуждается в другом типе руководителя, более склонного к демократическому стилю руководства.