Лидерство и стиль руководства, их влияние на эффективность работы трудового коллектива организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

своей курсовой работе я раскрыл сущность лидерства и стиля руководства, а также показал их влияние на эффективность работы трудового коллектива организации. Для того, чтобы дать наиболее полную характеристику этих терминов и отразить актуальность темы, я поставил перед собой задачи: дать определение лидерства и руководства, перечислить и охарактеризовать типы лидерства и стили руководства, показать, какими качествами должен обладать руководитель для того, чтобы эффективно влиять на работу трудового коллектива.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..стр.2
Глава 1. Лидерство. Стили руководства. ……………………………стр.4
1.1. Природа и определение понятия лидерство…………………..стр.4
1.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией. .стр.7
1.3. Стили руководства……………………………………………….стр.13
1.4. Качества руководителя………………………………………….стр.22
Глава 2. Практическая часть. ООО «Промтехэкспо»……………...стр.27
2.1. Общая характеристика ООО «Промтехэкспо»……………… ..стр.27
2.2. Оценка эффективности руководства. Применяемые стили руководства. …………………………………………………………….стр.28
Заключение……………………………………………………………...стр. 37
Список используемой литературы………………………………… .стр.39

Работа содержит 1 файл

КР Лидерство и стиль руководства.doc

— 482.00 Кб (Скачать)
 

     Влияние стилей управления на эффективность  работы групп в течение продолжительного времени исследовали и  немецкие ученые. Было установлено, что результативность труда постоянно повышалась у коллектива, где преобладал демократический стиль руководства, снижение эффективности – у коллектива с либеральным и авторитарным стилем.

     Группа  научных сотрудников из Мичиганского университета во главе с Ренсисом  Лайкертом ни сравнивая группы с  высокой и с низкой производительностью труда в различных организациях, пришла к выводу что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Оказалось, что стиль управления, сосредоточенный на человеке, из-за характера ситуации часто не  способствовал повышению производительности труда и не всегда являлся оптимальным поведением руководителя.

     

Рис. 3. Сравнение эффективности различных стилей управления.

Четыре  системы Рэнсиса  Лайкерта

       Лайкерт предложил четыре базовых системы  стиля руководства (таблица 2).

Таблица 2

       Стили руководства Лайкерта

Стиль руководства Характеристика  стиля
1 Эксплуататорско-авторитарный Руководители  мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами принимают  решения.
2 Благосклонно-автортраный Руководители  уверены в себе и верят своим подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных.
3 Консультативно-демократический Руководители  оказывают определенное доверие  подчиненным, используют их идеи и точки  зрения и консультируются с подчиненными в процессе принятия управленческих решений.
4 Основанный  на участии Руководители  проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся  к подчиненным как к равным.
 

       Позднее было установлено, что каждый из указанных стилей “в чистом виде” встречается редко.

  «Управленческая  сетка ГРИД»

     Гибкость  руководителя  заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации. На этом положении основана система ГРИД, в которой представлены различные способы реализации полномочий руководителем (рис. 4). Взаимосвязь измерений для определения типов управления схематически может быть изображена в виде таблицы с 9-бальной оценкой. В таблице ГРИД 1 балл – низкая степень измерения, а 9 баллов – высокая. Другие показатели обозначают промежуточные степени того или другого измерения.

     По  таблице ГРИД действия руководителя осуществляются в двух основных направлениях:

  • забота о производстве (ось Х) – стремление к получению положительных производственных результатов;
 

Рис. 4. Определение типов управления

  • забота о людях (ось Y) – стремление руководителя к достижению конечных результатов на основе доверия и уважения работников, симпатии друг к другу, понимания и поддержки. Это создание благоприятных условий труда, ходатайство о повышении зарплаты, премирование и т.п.

     Исходя  из подхода «управленческой решетки  ГРИД», из всей совокупности типов руководства  можно выбрать пять, которые характеризуются  индивидуальными свойствами поведения  руководителей (таблица 3).

     Таблица 3

Наименование Характеристика типа руководства в решетки ГРИД
9.1 Максимальная  забота об эффективности производства (9 баллов) сочетается с минимальной  заботой о подчиненных (1 балл). Руководитель типа 9.1 отдает приоритет максимизации производственных результатов, диктует  подчиненным, что и как они должны делать.
1.9 Минимальная забота о производстве (1 балл) и максимальная забота о людях (9 балов). Основное внимание уделяется сохранению дружеских  отношений между работниками, пусть  даже и за счет производственных показателей.
1.1 Минимальная забота о производстве и о нуждах работников. Руководитель данного типа принимает  лишь минимальные усилия, которые  требуются для того, чтобы сохранить  свое место в организации.
5.5 Это теория руководителя с философией “золотой середины”. В ее основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных.
9.9 Высокий уровень  заботы о производстве синтезирован с высоким уровнем заботы о  людях. В действиях руководителя преобладают демократические приемы и способы решения производственных и личных задач.

     В дальнейшем эти типы могут быть сведены  к трем обобщенным типам управления. Эти дополнительные типы рассматривают  как сочетание описанных пяти “чистых” типов (таблица 4).

     Таблица 4 

Тип управления Характеристика типа управления
Патернализм Сочетание высокого уровня заботы о производстве и людях. Он носит не интеграционный характер, а дополняющий. Приоритет отдается исполнительности.
Оппортунизм Сочетание любых  или всех подходов к управлению, которые способны укрепить положение руководителя или дать ему определенные личные преимущества, из любой ситуации ищет выгоду.
Фасадизм  Руководитель  создает себе новое фальшивое  лицо («любитель показухи»), а настоящее  лицо прячет.
 
 

      1.4. Качества руководителя

            «Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди…Человек, который занимал руководящий пост и был облечен доверием, покрывает себя позором, если обманывает это доверие»

            Акио  Морита

     Ранние исследования в области менеджмента в основном сосредоточивались на внутренних качествах или чертах, которыми должны обладать руководители. Теории, которые изучают качества или характерные черты руководителей, называют личностными, или теориями великих людей. В ранних теориях предполагалось, что основным фактором становления руководителя являются его личные качества или таланты. Девиз этих теорий: «Лидерами рождаются, а не становятся». В таком случае это означает, что организациям необходимо просто подобрать прирожденных руководителей и расставить их на нужные места. Это ошибочный подход, так как он подразумевает, что если вы не обладаете нужными качествами, то можете отказаться от мысли стать руководителем. К счастью никто еще не сумел дать точный набор характеристик, которыми должен обладать руководитель. Среди великих имен, стоящих за названиями процветающих компаний, очень мало людей, которые возвышаются над толпой. Они работают «за ширмой». Гениальность таких руководителей – в их достижениях, а не во внешних проявлениях, хотя со временем они становятся известными.

     Личностные  теории предполагают, что руководитель должен обладать некоторым набором  характерных черт, необходимых ему  для эффективного лидерства. Классики менеджмента считали, что большинство  людей стремиться принадлежать к определенной целенаправленной группе, например компании, церкви или гражданскому клубу. В силу того, что лишь немногие могут быть лидерами, можно предположить, что большинство людей хотят, чтобы их вели, и в качестве ведомых чувствуют себя комфортно. Ведомым хочется верить. Что их дело находится в надежных руках, тогда как лидеры должны преодолевать искушение сваливать на других вину за свои неудачи. Хорошие лидеры коммуникабельны, имеют чувство юмора, они, как правило, хорошие учителя.

     Ордуэй  Тид – американский исследователь  в области бизнеса, экономики  и социальных проблем называет пять характеристик эффективного руководителя:

  1. Физическая и нервная нагрузка. Лидерство – это тяжелая работа, поэтому руководитель должен обладать более чем средним запасом энергии.
  2. Сознание цели и направления. Цель должна вдохновлять подчиненных на ее достижение;
  3. Энтузиазм. Настоящие руководители воспринимают себя, как бы одержимыми некоей силой. Этот внутренний энтузиазм каким-то образом трансформируется во властные распоряжения и другие формы влияния;
  4. Вежливость и обаяние. Для руководителя лучше, если его любят, а не боятся. Ему необходимо уважение ведомых, для того чтобы оказывать на них реальное влияние.
  5. Порядочность. Руководителю необходимо заслужить доверие подчиненных.

     Большинство исследователей выделяют следующие  важные характерные черты руководителя:

  • Интеллектуальные возможности выше среднего, но не на уровне гения. Исследователи единодушны в том, что в идеале руководитель должен быть немного умнее своих подчиненных, но чрезвычайно высокий интеллектуальный уровень (или очень низкий) может дать отрицательный эффект. Есть разные умственные способности, и человек с хорошими показателями специальных тестов на определение умственных способностей часто не настолько полезен, как тот, который может решать сложные проблемы и анализировать ситуацию;
  • Инициатива, или способность понимать необходимость действия, а затем действовать. Эта характеристика, по-видимому, тесно связана с энергией и жизнестойкостью, во многих случаях последние снижаются с годами.
  • Уверенность или способность поверить в то что ты делаешь. Эта черта характера связана с пониманием человеком его места в обществе, с сильным желанием достичь цели. Однако, эта уверенность должна быть не агрессивной, а скорее незаметной.
  • Способность посмотреть на ситуацию «с высоты птичьего полета» - это способность преуспевающего руководителя «подняться» над данной ситуацией и рассмотреть ее в более широком контексте, а затем «опуститься» обратно и заняться более мелкими, но конкретными делами.

     Отказавшись от поиска основных черт характера, общих  для всех руководителей, позже исследователи  стали рассматривать другие факторы, которые могли бы помочь стать  преуспевающим руководителем. Джон Хант ил Лондонской школы бизнеса пришел к следующему заключению относительно общих характерных особенностей старших менеджеров, которые возглавляли организации в государственном и частном секторах. Хороший руководитель отличается следующими особенностями:

  • Был первым ребенком или первым сыном в семье: как правило, достигали вершин преимущественно первые дети в семье, а не вторые и не третьи;
  • Сильное желание успеха, присущее лицам, которые любят бороться и серьёзно относятся к своей карьере;
  • Мощная жизненная энергия, позволяющая сопротивляться, не разочаровываться, «держать удар» при движении вверх по иерархической лестнице;
  • Способность к долгосрочному прогнозу – прогнозированию ситуации на продолжительный период (от 3до 5 лет);
  • Стремление к цели, которая не исключает формулирования искусственных целей, если нет других;
  • Способность к политической активности
  • Замкнутость: ограничение деятельности только в рамках своей компании, где они чувствуют себя уверенно;
  • Независимость от области работы – психологическая способность выделить важное из менее важного, центральное из периферийного

     По  мнению Джона Адаира, самыми ценными  качествами руководителя являются:

  • Способность работать с широким кругом людей
  • Умение брать ответственность на себя за выполнение важных задач
  • Стремление к достижению больших целей
  • Опыт руководства коллективом
  • Большой опыт разных деловых функций в середине карьеры.

     В других исследованиях упоминаются  энтузиазм, общительность, честность, отвага, воображение, решительность, энергия  и вера.

     Перечень  качеств руководителя можно продолжать, но видимо, имеет огромное значение, то как сочетаются эти качества, чтобы получился классный руководитель, который развивает умение руководить на основе опыта и расширения области знаний. Ибо современные исследования, в противовес личностным теориям, склоняются в сторону ситуативных теорий, согласно которым качества руководителя и его стиль руководства изменяются и проявляются в соответствии с тем, как меняются условия деятельности организации, как складывается конкретная ситуация. Например, в условиях кризисного состояния организации необходим энергичный и конструктивный руководитель с авторитарным стилем руководства. В условиях стабильного роста организация нуждается в другом типе руководителя, более склонного к демократическому стилю руководства.

Информация о работе Лидерство и стиль руководства, их влияние на эффективность работы трудового коллектива организации