Личностные качества менеджера как фактор влияющий на его работу и карьеру

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – всестороннее изучение личностных качеств менеджера как фактор влияющий на его успешную работу и карьеру.
Объектом исследования в работе является личностные качества менеджера
При написании работы автором были поставлены следующие задачи:
• межличностное восприятие индивидуумов
• классификация характеров и методы предотвращения конфликтных ситуаций
• карьерный рост современного менеджера и факторы влияющие на него

Содержание

Введение……………………………………..……………………………с.3-6
Глава 1. Межличностное восприятие индивидуумов, типология характеров………………………………………………………………..с.5-18
1.1. Межличностное восприятие……………………………………….с.5-8
1.2. Типология индивида, классификация характеров и методы предотвращения конфликтных ситуаций……………………………с.11-18
Глава 2. Профессиональные качества современного менеджера....с.19-35
2.1 Основные профессиональные способности менеджера...............с.19-24
2.2. Карьерный рост и факторы влияющие на него...……………………………………………………………………....с.25-35
Заключение……..………………………………………………………...с.36
Список литературы……………………………………….....................................с.37
Приложения……………………………………........................................с.38

Работа содержит 1 файл

2) Личностные качества менеджера как фактор влияющий на его работу и карьеру (2 курс).docx

— 69.57 Кб (Скачать)

Современный менеджер должен обладать следующими качествами:

  1. умение управлять собой, то есть быть энергичным, жизнестойким, оптимистичным, уметь справляться со стрессами и жизненными трудностями;
  2. иметь личные установки, характеризующие ответственность и принципиальность руководителя и в высшей степени его авторитет и влиятельность;
  3. определить цели, обуславливающие последовательность действий руководителя, разумное распределение сил, объективность оценки деятельности коллег и подчиненных;
  4. иметь способность к саморазвитию и обучению, как осознанной потребности, отраженной в процессе ее непрерывного профессионального и личностного самосовершенствования;
  5. уметь решать проблемы, необходимые в нынешних условиях постоянного обновления, выбрать подходящую методику, использовать комплексный подход;
  6. обладать творческими способностями, выраженными в адекватном поведении в нестандартных ситуациях, настроенности на инновации, умение руководить творческими людьми;
  7. оказывать влияние на людей, которое выражается в уверенности, убедительности изложения своих доводов, настойчивости в достижении намеченных целей;
  8. понимать особенности управленческого труда, то есть владеть различными стилями руководства, искренне общаться с подчиненными, создавать в коллективе позитивный рабочий климат;
  9. иметь преподавательские способности для создания в коллективе обучающей среды, в целях решения сложных задач, точно оценивать потенциал своих сотрудников;
  10. формировать коллектив, поддерживающий идеи коллективизма, уметь правильно подобрать сотрудников, заботиться об удовлетворении их потребностей, строить здоровые межгрупповые отношения, использовать конфликтные ситуации в конструктивных целях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Профессиональные качества современного менеджера

2.1. Основные профессиональные способности менеджера

Перечень способностей, которыми должен обладать менеджер в нынешних условиях, несет важную психологическую нагрузку. Роль идёт о самоменеджменте, как необходимости руководителя правильно анализировать и оценивать собственный управленческий потенциал. Частенько руководители в попытке оправдать неумение ссылаются на объективные трудности, не позволяющие им реализовать стратегические решения. Но главная причина кроется в неумении перестроить свое мышление и использовать резервы, заложенные в самом себе. Черты личности - последний блок характеристик руководителя. Здесь широкое поле для психологических исследований, которые на первый план выдвигают: способность доминировать, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, стремление к победе, креативность, ответственность, предприимчивость, независимость, надежность, общительность. В преимущественно женских библиотечных коллективах ценится умение руководителя создать дружную сплоченную группу, что берет начало в способности общаться с людьми, создавать благоприятное условие труда, быта, отдыха. Требования к руководителю среди женщин и мужчин различны. Согласно опросу среди женщин, основными требованиями к руководителю названы эмоциональная стабильность, такт, организаторские способности, готовность помочь, компетентность, ум, принципиальность. Мужчины на первое место ставят компетентность, ум, а затем принципиальность, организаторские способности, информированность, такт, готовность помочь. Директор библиотеки решает стратегические задачи, поэтому для него на первом плане - широта мышления, стремление к самостоятельным действиям. Менеджмент в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Основными менеджерскими  характеристиками являются следующие  факторы:                  

Первый фактор — возрастной. В целом отсутствует какая-либо прямая и однозначная связь между ним и успешностью деятельности. Однако возрастной фактор, несомненно, очень важен для ее выполнения. Во-первых, показана связь между ним и иерархическим уровнем руководителей. Обычно наиболее крупные руководящие посты (особенно в японском менеджменте) занимают люди очень зрелого или даже преклонного возраста.                                                                                 Во-вторых, функцией возраста является богатство профессионального опыта, а следовательно, и возможности эффективного осуществления управленческой деятельности. В-третьих, пропорционально возрасту (хотя и не автоматически) происходит карьерное продвижение. В-четвертых, от возраста зависит соотношение продуктивных и репродуктивных методов управления: вторые, как правило, усиливаются, а первые — наоборот. В-пятых, имеет место и возрастная динамика предпочитаемых стилей руководства — в основном, в сторону их ужесточения. Если отмечать наиболее общую тенденцию динамики эффективности управленческой деятельности в зависимости от возраста, то она будет позитивной (за исключением наиболее старших возрастных групп руководителей). Следующий фактор — фактор пола также оказывает определенное влияние как на качество, так и особенно на сферу профессионально-управленческих предпочтений личности. Следует подчеркнуть, что современная психология управления — это, в основном, «психология мужчин-руководителей», хотя и женщина-руководитель привлекает в последнее время все большее внимание исследователей. Основной вывод, сделанный из сравнительного исследования женщин-руководителей и мужчин-руководителей, состоит в следующем. В целом для руководителей-мужчин характерно лучшее решение одних задач управления, а для женщин — других. Однако в общем случае мужчины-руководители все же имеют преимущества. Более того, некоторые важные для управления личностные качества (такие, например, как доминантность, агрессивность, активность) являются факторами, «сцепленными с полом». Кроме того, социальные и ролевые стереотипы воспитания также влияют на большую успешность выполнения управленческих функций мужчинами. Фактор культурно-образовательного уровня. В отличие от первых двух характеризуется прямой позитивной связью с эффективностью управленческой деятельности. Более того, часто он является необходимым условием для того, чтобы человек вообще мог занять какой-либо руководящий пост (хотя не всегда, последствия чего, однако, подтверждают его значимость). Фактор социально-экономическою статуса. Он не обусловлен содержанием управленческой деятельности, но на практике, как показывают исследования, оказывает сильное влияние на ее успешность, а в особенности — на шансы занять тот или иной руководящий пост, продвинуться по «управленческой вертикали». Как отметил в этой связи Ф. Филлер, «...один из наиболее надежных способов стать президентом компании — родиться в семье, которая владеет компанией». Вторую группу характеристик эффективного менеджера составляют личностные качества, обусловливающие успешность управленческой деятельности и выступающие тем самым в функции способностей. Главные личностные менеджерские качества: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, общительность. Доминантность (дословно — господство, преобладание, влияние) — черта личности, состоящая в способности и потребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле. Она является личностной основой для реализации главного механизма регуляции управленческой деятельности — механизма властных отношений в ней. Показано, что при наличии достаточно жестких доминантных отношений руководителя и подчиненных последние реализуют свой «рабочий потенциал» на 60—65%. Доминантность является предпосылкой авторитарного стиля руководства. Уверенность руководителя в себе как следующее важное личностное качество оказывает позитивное влияние на управленческую деятельность по двум основным направлениям. Во-первых, она является стабилизатором личных усилий — индивидуальной деятельности руководителя, придавая ей своеобразный стержень и препятствуя внешним возмущающим воздействиям. А недостаток ведет к поведению, характерному для так называемых руководителей-флюгеров, чутко и чрезмерно гибко реагирующих на внешние влияния. В конечном итоге, это проистекает из-за аморфности собственной профессиональной позиции, неуверенности в ее правомерности и, главное, в своих возможностях по ее реализации. Во-вторых, подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя. В силу механизмов идентификации, эмпатии они воспроизводят поведенческие установки руководителя в своей деятельности. Три следующие черты эффективного менеджера — эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость и креативность. В отношении эмоциональной стабильности надо отметить, что она важна не только для обеспечения надежной индивидуальной деятельности руководителя. В психологии описан механизм возникновения отраженных состояний, когда состояние, развивающееся у одного из членов группы, в особенности — у ее лидера, индуцируется на других членов группы — как осознанно, так и, в основном, неосознанно. Следовательно, и негативные состояния, возникающие у руководителя в связи с его низкой эмоциональной стабильностью, могут многократно отражаться в состояниях подчиненных. Они при этом также многократно усиливаются. Тем самым возникают предпосылки для снижения эффективности всей совместной деятельности группы. Стремление к достижениям и предприимчивость тесно взаимосвязаны и находятся в причинно-следственных отношениях. Будучи причиной и фактором предприимчивости, стремление к достижениям (как личным, так и профессиональным) базируется на одной из фундаментальных потребностей — мотивации достижения. Характерные черты менеджеров с высоким уровнем мотивации: Во-первых, несклонность подвергать себя чрезмерному риску, умение ставить перед собой достаточно взвешенные, умеренные цели.. Вместе с тем они отнюдь не избегают риска как такового, отчетливо понимая, что риск — неотъемлемое условие достижений. Во-вторых, они предпочитают такие ситуации, в которых ответственность за их преодоление лежит лично на них, а успех при этом зависит, в основном, от личных усилий и способностей, т.е. они предпочитают те ситуации, в которых они находятся в позиции «хозяина» своего поведения. В-третьих, эти люди не только не избегают обратной связи, информирующей их о результатах своего поведения, а наоборот — позитивно относятся к ней и стремятся получить как можно более полную и объективную информацию о результатах своего поведения. Эта информация рассматривается ими как средство, на основе которого можно и нужно корректировать свое поведение с целью придания ему большей эффективности и достижения более высоких результатов. Ответственность и надежность в выполнении заданий также взаимосвязаны и взаимообусловлены. Надежность в значительной мере тождественна умению «держать слово», добиваться таких результатов деятельности и так строить ее, чтобы обеспечить реализацию принятых на себя обязательств. Без этого, разумеется, управленческая деятельность невозможна, а отношение к руководителю, даже если оно было исходно позитивным, быстро меняет свой знак — как со стороны подчиненных, так и со стороны других руководителей. Наряду с этим существуют большие индивидуальные различия в мере принятия ответственности. Более распространена субъективная тенденция к уходу от ответственности. Позиция руководителя в системе управления требует высокой степени развития этих потребностей, что и делает указанные личностные качества профессионально-значимыми. Независимость личности. В процессе управления неизбежно возникают разные точки зрения, столкновение индивидуальных позиций, интересов, мнений. Кроме того, руководитель испытывает постоянное «давление сверху» — со стороны вышестоящих инстанций. Если он не обладает достаточно устойчивыми и сильными внутренними ресурсами, способными противостоять этим «верховым» и «низовым» давлениям, если он конформен, то управление приобретает черты хаотичности, а стиль управления трансформируется в попустительский. Давая на первых порах некоторые иллюзорные выгоды (например, «теплые отношения» в коллективе, хорошая репутация в глазах вышестоящего руководства), такая позиция очень негативна в средне- и долгосрочной перспективе. Наоборот, именно независимые, так называемые «неудобные» руководители могут вначале трудно приниматься коллективом и вступать в конфликты с вышестоящими инстанциями. Но в конечном итоге они добиваются значительно больших результатов. Общительность, являясь очень важной сама по себе, выступает, однако, и аспектом более общего личностного качества — социабельности. Это способность, состоящая в умении строить межличностные отношения, а также в потребности к установлению широких социальных контактов. Она имеет многочисленные проявления, начиная от позитивного восприятия контактов как таковых и заканчивая искусством строить межличностные и профессиональные отношения, эффективно влиять на других. Важность этой способности для руководителя определяется тем, что она лежит в основе коммуникативной и организационной функций. Они являются сквозными, связующими — т.е. основными во всей структуре управленческой деятельности. Рассмотренные качества и характеристики, являясь безусловно важными для обеспечения эффективности управленческой деятельности, в то же время не исчерпывают собой всего перечня качеств и способностей, необходимых для нее. В теории управления существует множество такого рода перечней, более или менее подробно описывающих состав менеджерских характеристик и качеств.

 

 

 

    1. Карьерный рост и факторы влияющие на него

«Исторически представление  о карьере связано с продвижением сотрудника вверх по служебной лестнице организации в рамках того рода деятельности, который был им избран в начале трудовой жизни. Однако жизнь во многом изменила эту модель. Усиление конкурентной борьбы, стремление снизить издержки производства больше, чем конкуренты, информационные технологии и особое внимание к потребителю привели  к снижению роли таких классических явлений, как «правильная расстановка» и «иерархическая структура». Организации  убрали традиционные «ступеньки карьерной  лестницы» и сосредоточили свое внимание на оптимальном использовании  собственных «человеческих ресурсов. Значительные изменения претерпело также представление руководства  компании о карьерном росте и  способах воздействия на профессиональное развитие сотрудника. Произошел отказ от традиционных взглядов на профессиональный успех сотрудника, определяемый его местом в корпоративной иерархии, и состоялся переход к пониманию, что важнее всего то, как сами работники истолковывают свою карьеру, что они под ней подразумевают, каким образом могли бы лучше управлять ею и какими будут наилучшие модели взаимоотношений между компанией и сотрудниками. Помимо того, современные исследователи и теоретики стремятся рассматривать карьерный рост в контексте перемен, затрагивающих и работника компании, и саму компанию, и окружающую среду, в которой действует компания».

Обстановка, в которой  совершаются коммерческие операции, за последнее время радикально изменилась. Краткий обзор произошедших изменений  приведен в табл. 1.

Усиление конкурентной борьбы способствовало распространению общей  тенденции к снижению издержек производства, чтобы таким образом добиться преимущественного положения по отношению к конкурентам.  В  результате целый пласт управленческого  аппарата предприятий — среднее  звено руководства — оказался незадействованным в новой схеме и многие менеджеры были уволены. Подобное положение наблюдалось и в отношении специалистов, профессиональные навыки которых больше предприятиям не требовались (либо потому, что их заменяли автоматы, либо потому, что ту же работу теперь выполняли специалисты, приглашаемые предприятием работать по контракту).  Еще одним следствием усиления конкурентной борьбы стало повышенное внимание руководства компаний к таким вопросам, как качество продукции и предоставляемых услуг. Это привело к тому, что руководству предприятий пришлось возложить больше ответственности и полномочий на тех работников, которые были напрямую вовлечены в процесс изготовления продукции или предоставления услуг; им была обеспечена необходимая свобода действий для того, чтобы продукция и услуги отвечали всем запросам потребителей. Вследствие этого традиционная функция менеджмента, заключавшаяся в контроле и координации, уже не была в той же мере, как раньше, востребованной на производстве.  Еще одна функция менеджмента предприятий — передача информации — также была сведена к минимуму. Распространение информационных технологий способствовало передаче информации наверх, вниз и по горизонтали в организации без привлечения каких бы ни было посредников, включая и среднее звено руководства. Эти тенденции оказали сильное влияние как на карьеру отдельных сотрудников в рамках организации, так и на структуру профессионального развития. Многоуровневая пирамида структуры компании стала выравниваться, и на более плоской схеме стало преобладать большое число одноуровневых и двухуровневых структур. Следовательно, отличие между первым уровнем и вторым резко возросло; теперь для продвижения сотруднику требуется не столько количественный, сколько качественный скачок в развитии. Теперь продвижение сотрудника в рамках организации совершается не столько вверх по служебной лестнице, сколько из одного отделения предприятия в другое, что можно объяснить небольшим количеством оставшихся возможностей для продвижения наверх и требованием наличия для этого большего, чем прежде, опыта. Например, для того чтобы отвечать за международные операции компании, сотрудник должен быть очень многоопытным. В конечном счете, как показано в исследовании Р. М. Кантера (Kanter, 1989), произошедшие перемены коренным образом изменили традиционное воззрение на карьеру как на последовательное продвижение сотрудника на более высокие посты и позиции в организации. Вместо предсказуемого прогресса современные работники вынуждены сталкиваться с непредсказуемостью своего служебного положения. У них уже нет уверенности в том, что они будут работать в рамках той же специальности и профессиональной деятельности, к которой были подготовлены; они не могут быть уверены в сохранении своего места в организации, не говоря уже о выдвижении на новые посты и позиции. Им предлагаются разнообразные альтернативные договоры о трудоустройстве, и ни один из них не предполагает полной и постоянной занятости. Появление договоров такого рода объясняется прежде всего тем, что с их помощью компании снижают издержки. Единственный актив наемного работника — это возможность выбирать ту или иную работу в рамках или за пределами той или иной организации. По мере совершенствования своих профессиональных навыков на внутреннем и внешнем рынке труда они улучшают и свои карьерные возможности. Теперь представители среднего класса в той же мере ощущают неуверенность относительно обеспеченности работой, как и рабочий класс; их положение в той же мере стало определяться неустойчивым и непостоянным рынком рабочей силы.

Личностные различия как  факторы карьеры.

Получив понятие карьеры  как последовательности работ и  перехода от одной работы к другой, мы можем теперь рассмотреть в  качестве факторов карьеры индивидуальные различия. По традиции, большинство  исследований, посвященных этой проблеме, рассматривают выбор карьеры  как однократное событие, и в результате он осуществляется по оценке степени соответствия личностных характеристик отдельного сотрудника и выбранного им рода деятельности. Быть может, лучшая теория в рамках этой традиции принадлежит перу Дж. Л. Холэнда (Holland, 1985). По его мнению, можно вычленить шесть показателей, которые более правильно было бы интерпретировать как относительно устойчивые черты личности. К ним Дж. Л. Холлэнд отнес следующие характеристики:

• реалистичность;

• склонность к исследованиям;

• мастерство;

• общительность;

• предприимчивость;

• конвенциональность (способность договариваться с другими, подчиняться решению группы).

Можно использовать шесть  параметров личности, расположенных  в указанном выше порядке, чтобы  обозначить степень сходства работников друг с другом. На основе этой схемы сотрудников можно разделить на следующие категории:

• ориентированный или неориентированный на людей (в первом случае более важны такие показатели, как общительность и предприимчивость, а во втором — реалистичность и склонность к исследованиям) и на

• «интеллектуалов» и «практиков» (в первом случае более значимы  такие показатели, как склонность к исследованиям и мастерство, а во втором — конвенциональность и реалистичность). Согласно данным последних исследований, большинство сотрудников в большей степени склонны, в зависимости от своего опыта на рынке труда, к изменению именно своих интересов и устремлений, а не к сознательной перемене своего рода деятельности. Другая теория личностных различий представлена в работе Э. X. Шейна (Schein, 1978). Он определил пять факторов карьеры, которые

являются ее основой, отражая  суть талантов, мотивов и ценностей  человека. Вот как они определены:

• техническая / функциональная компетентность;

• управленческая компетентность, способности;

• надежность и непоколебимость;

• творческие способности (впоследствии определяемые как «предприимчивость»);

• автономность и независимость.

Впоследствии Э. X. Шейн добавил еще три важных пункта:

• готовность делать одолжения/ преданность;

• самоотдача;

• интеграция с образом  жизни компании.

 

 

 

 

 

 

 

Согласно теории Э. X, Шейна, люди вырабатывают и затем всю жизнь поддерживают один доминирующий фактор, который все более и более четко проявляется по мере роста профессионального опыта. Э. X. Шейн, проанализировав исследования, проведенные среди выпускников — магистров управления организациями, приводит довольно убедительные примеры различных факторов, влияющих на различные отношения с организацией. Для тех выпускников, у кого управленческая компетентность была основным и доминирующим фактором, возрастала вероятность продвижения по иерархии служебной лестницы в крупных организациях, тогда как те, кто был более склонен к автономной и независимой работе, пытались полностью освободиться от ситуаций, связанных с карьерой.

Многообещающий теоретический  подход к этой проблеме был разработан в работах Д. Э. Супера (D. Е. Super). Отмечая развивающую природу карьеры, он считает, что она в очень большой степени зависит от самооценки («Я-концепции») сотрудников, а именно от представления о самих себе и своих способностях, которые являются первым фактором, определяющим профессиональное поведение. К сожалению, процессы, в рамках которых самооценка влияет на карьеру отдельного сотрудника, до сих пор не исследованы настолько, чтобы можно было выяснить, как самооценка того или иного сотрудника воздействует на социальные, экономические и организационные ситуации. Тем не менее Д. Э. Супер (Super, 1981) далее развивает понятие «карьеры по жизни», а именно последовательности ролей, которые индивидуум обычно играет в течение своей жизни. Например, во многих западных индустриальных странах люди между двадцатью и тридцатью годами впервые выступают в роли работника, супруга и родителя. Несмотря на нормативный, т. е. расчетно-оценочный характер этой модели, она, безусловно, кажется очевидной, если мы обратим внимание на взаимозависимость трудовой карьеры и «карьеры по жизни» работника.

Побочным результатом  признания этого факта стало  увеличение количества исследований, посвященных карьере женщин (Gutek and Larwood, 1987). Вместо того чтобы уделять внимание таким традиционным вопросам, как дискриминация женщин при выдвижении на высокие посты организации, эти исследователи задались следующим вопросом: можно ли рассматривать карьеру женщин, руководствуясь теми же терминами, что и при рассмотрении карьеры мужчин? Безусловно, по данному вопросу можно бесконечно рассуждать, до какой степени отличия, отмечаемые при изучении карьеры мужчин и женщин, могут объясняться внутренними различиями между ними. Однако есть и другой поход к решению этого вопроса: нужно просто сконцентрировать внимание на экономическом, социальном и организационном контексте. Так или иначе, становится ясно, что любое обсуждение понятия карьеры, любая теория, посвященная этому вопросу, которая не учитывала бы «женский фактор», не будет адекватной.

Информация о работе Личностные качества менеджера как фактор влияющий на его работу и карьеру