Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:06, курсовая работа
Цель данной работы – всестороннее изучение личностных качеств менеджера как фактор влияющий на его успешную работу и карьеру.
Объектом исследования в работе является личностные качества менеджера
При написании работы автором были поставлены следующие задачи:
• межличностное восприятие индивидуумов
• классификация характеров и методы предотвращения конфликтных ситуаций
• карьерный рост современного менеджера и факторы влияющие на него
Введение……………………………………..……………………………с.3-6
Глава 1. Межличностное восприятие индивидуумов, типология характеров………………………………………………………………..с.5-18
1.1. Межличностное восприятие……………………………………….с.5-8
1.2. Типология индивида, классификация характеров и методы предотвращения конфликтных ситуаций……………………………с.11-18
Глава 2. Профессиональные качества современного менеджера....с.19-35
2.1 Основные профессиональные способности менеджера...............с.19-24
2.2. Карьерный рост и факторы влияющие на него...……………………………………………………………………....с.25-35
Заключение……..………………………………………………………...с.36
Список литературы……………………………………….....................................с.37
Приложения……………………………………........................................с.38
Современный менеджер должен обладать следующими качествами:
Глава 2. Профессиональные качества современного менеджера
2.1. Основные профессиональные способности менеджера
Перечень способностей, которыми должен обладать менеджер в нынешних условиях, несет важную психологическую нагрузку. Роль идёт о самоменеджменте, как необходимости руководителя правильно анализировать и оценивать собственный управленческий потенциал. Частенько руководители в попытке оправдать неумение ссылаются на объективные трудности, не позволяющие им реализовать стратегические решения. Но главная причина кроется в неумении перестроить свое мышление и использовать резервы, заложенные в самом себе. Черты личности - последний блок характеристик руководителя. Здесь широкое поле для психологических исследований, которые на первый план выдвигают: способность доминировать, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, стремление к победе, креативность, ответственность, предприимчивость, независимость, надежность, общительность. В преимущественно женских библиотечных коллективах ценится умение руководителя создать дружную сплоченную группу, что берет начало в способности общаться с людьми, создавать благоприятное условие труда, быта, отдыха. Требования к руководителю среди женщин и мужчин различны. Согласно опросу среди женщин, основными требованиями к руководителю названы эмоциональная стабильность, такт, организаторские способности, готовность помочь, компетентность, ум, принципиальность. Мужчины на первое место ставят компетентность, ум, а затем принципиальность, организаторские способности, информированность, такт, готовность помочь. Директор библиотеки решает стратегические задачи, поэтому для него на первом плане - широта мышления, стремление к самостоятельным действиям. Менеджмент в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Основными менеджерскими характеристиками являются следующие факторы:
Первый фактор — возрастной.
В целом отсутствует какая-либо прямая
и однозначная связь между ним и успешностью
деятельности. Однако возрастной фактор,
несомненно, очень важен для ее выполнения.
Во-первых, показана связь между ним и
иерархическим уровнем руководителей.
Обычно наиболее крупные руководящие
посты (особенно в японском менеджменте)
занимают люди очень зрелого или даже
преклонного возраста.
«Исторически представление
о карьере связано с
Обстановка, в которой совершаются коммерческие операции, за последнее время радикально изменилась. Краткий обзор произошедших изменений приведен в табл. 1.
Усиление конкурентной борьбы способствовало распространению общей тенденции к снижению издержек производства, чтобы таким образом добиться преимущественного положения по отношению к конкурентам. В результате целый пласт управленческого аппарата предприятий — среднее звено руководства — оказался незадействованным в новой схеме и многие менеджеры были уволены. Подобное положение наблюдалось и в отношении специалистов, профессиональные навыки которых больше предприятиям не требовались (либо потому, что их заменяли автоматы, либо потому, что ту же работу теперь выполняли специалисты, приглашаемые предприятием работать по контракту). Еще одним следствием усиления конкурентной борьбы стало повышенное внимание руководства компаний к таким вопросам, как качество продукции и предоставляемых услуг. Это привело к тому, что руководству предприятий пришлось возложить больше ответственности и полномочий на тех работников, которые были напрямую вовлечены в процесс изготовления продукции или предоставления услуг; им была обеспечена необходимая свобода действий для того, чтобы продукция и услуги отвечали всем запросам потребителей. Вследствие этого традиционная функция менеджмента, заключавшаяся в контроле и координации, уже не была в той же мере, как раньше, востребованной на производстве. Еще одна функция менеджмента предприятий — передача информации — также была сведена к минимуму. Распространение информационных технологий способствовало передаче информации наверх, вниз и по горизонтали в организации без привлечения каких бы ни было посредников, включая и среднее звено руководства. Эти тенденции оказали сильное влияние как на карьеру отдельных сотрудников в рамках организации, так и на структуру профессионального развития. Многоуровневая пирамида структуры компании стала выравниваться, и на более плоской схеме стало преобладать большое число одноуровневых и двухуровневых структур. Следовательно, отличие между первым уровнем и вторым резко возросло; теперь для продвижения сотруднику требуется не столько количественный, сколько качественный скачок в развитии. Теперь продвижение сотрудника в рамках организации совершается не столько вверх по служебной лестнице, сколько из одного отделения предприятия в другое, что можно объяснить небольшим количеством оставшихся возможностей для продвижения наверх и требованием наличия для этого большего, чем прежде, опыта. Например, для того чтобы отвечать за международные операции компании, сотрудник должен быть очень многоопытным. В конечном счете, как показано в исследовании Р. М. Кантера (Kanter, 1989), произошедшие перемены коренным образом изменили традиционное воззрение на карьеру как на последовательное продвижение сотрудника на более высокие посты и позиции в организации. Вместо предсказуемого прогресса современные работники вынуждены сталкиваться с непредсказуемостью своего служебного положения. У них уже нет уверенности в том, что они будут работать в рамках той же специальности и профессиональной деятельности, к которой были подготовлены; они не могут быть уверены в сохранении своего места в организации, не говоря уже о выдвижении на новые посты и позиции. Им предлагаются разнообразные альтернативные договоры о трудоустройстве, и ни один из них не предполагает полной и постоянной занятости. Появление договоров такого рода объясняется прежде всего тем, что с их помощью компании снижают издержки. Единственный актив наемного работника — это возможность выбирать ту или иную работу в рамках или за пределами той или иной организации. По мере совершенствования своих профессиональных навыков на внутреннем и внешнем рынке труда они улучшают и свои карьерные возможности. Теперь представители среднего класса в той же мере ощущают неуверенность относительно обеспеченности работой, как и рабочий класс; их положение в той же мере стало определяться неустойчивым и непостоянным рынком рабочей силы.
Личностные различия как факторы карьеры.
Получив понятие карьеры как последовательности работ и перехода от одной работы к другой, мы можем теперь рассмотреть в качестве факторов карьеры индивидуальные различия. По традиции, большинство исследований, посвященных этой проблеме, рассматривают выбор карьеры как однократное событие, и в результате он осуществляется по оценке степени соответствия личностных характеристик отдельного сотрудника и выбранного им рода деятельности. Быть может, лучшая теория в рамках этой традиции принадлежит перу Дж. Л. Холэнда (Holland, 1985). По его мнению, можно вычленить шесть показателей, которые более правильно было бы интерпретировать как относительно устойчивые черты личности. К ним Дж. Л. Холлэнд отнес следующие характеристики:
• реалистичность;
• склонность к исследованиям;
• мастерство;
• общительность;
• предприимчивость;
• конвенциональность (способность договариваться с другими, подчиняться решению группы).
Можно использовать шесть параметров личности, расположенных в указанном выше порядке, чтобы обозначить степень сходства работников друг с другом. На основе этой схемы сотрудников можно разделить на следующие категории:
• ориентированный или неориентированный на людей (в первом случае более важны такие показатели, как общительность и предприимчивость, а во втором — реалистичность и склонность к исследованиям) и на
• «интеллектуалов» и «практиков» (в первом случае более значимы такие показатели, как склонность к исследованиям и мастерство, а во втором — конвенциональность и реалистичность). Согласно данным последних исследований, большинство сотрудников в большей степени склонны, в зависимости от своего опыта на рынке труда, к изменению именно своих интересов и устремлений, а не к сознательной перемене своего рода деятельности. Другая теория личностных различий представлена в работе Э. X. Шейна (Schein, 1978). Он определил пять факторов карьеры, которые
являются ее основой, отражая суть талантов, мотивов и ценностей человека. Вот как они определены:
• техническая / функциональная компетентность;
• управленческая компетентность, способности;
• надежность и непоколебимость;
• творческие способности (впоследствии определяемые как «предприимчивость»);
• автономность и независимость.
Впоследствии Э. X. Шейн добавил еще три важных пункта:
• готовность делать одолжения/ преданность;
• самоотдача;
• интеграция с образом жизни компании.
Согласно теории Э. X, Шейна, люди вырабатывают и затем всю жизнь поддерживают один доминирующий фактор, который все более и более четко проявляется по мере роста профессионального опыта. Э. X. Шейн, проанализировав исследования, проведенные среди выпускников — магистров управления организациями, приводит довольно убедительные примеры различных факторов, влияющих на различные отношения с организацией. Для тех выпускников, у кого управленческая компетентность была основным и доминирующим фактором, возрастала вероятность продвижения по иерархии служебной лестницы в крупных организациях, тогда как те, кто был более склонен к автономной и независимой работе, пытались полностью освободиться от ситуаций, связанных с карьерой.
Многообещающий теоретический подход к этой проблеме был разработан в работах Д. Э. Супера (D. Е. Super). Отмечая развивающую природу карьеры, он считает, что она в очень большой степени зависит от самооценки («Я-концепции») сотрудников, а именно от представления о самих себе и своих способностях, которые являются первым фактором, определяющим профессиональное поведение. К сожалению, процессы, в рамках которых самооценка влияет на карьеру отдельного сотрудника, до сих пор не исследованы настолько, чтобы можно было выяснить, как самооценка того или иного сотрудника воздействует на социальные, экономические и организационные ситуации. Тем не менее Д. Э. Супер (Super, 1981) далее развивает понятие «карьеры по жизни», а именно последовательности ролей, которые индивидуум обычно играет в течение своей жизни. Например, во многих западных индустриальных странах люди между двадцатью и тридцатью годами впервые выступают в роли работника, супруга и родителя. Несмотря на нормативный, т. е. расчетно-оценочный характер этой модели, она, безусловно, кажется очевидной, если мы обратим внимание на взаимозависимость трудовой карьеры и «карьеры по жизни» работника.
Побочным результатом признания этого факта стало увеличение количества исследований, посвященных карьере женщин (Gutek and Larwood, 1987). Вместо того чтобы уделять внимание таким традиционным вопросам, как дискриминация женщин при выдвижении на высокие посты организации, эти исследователи задались следующим вопросом: можно ли рассматривать карьеру женщин, руководствуясь теми же терминами, что и при рассмотрении карьеры мужчин? Безусловно, по данному вопросу можно бесконечно рассуждать, до какой степени отличия, отмечаемые при изучении карьеры мужчин и женщин, могут объясняться внутренними различиями между ними. Однако есть и другой поход к решению этого вопроса: нужно просто сконцентрировать внимание на экономическом, социальном и организационном контексте. Так или иначе, становится ясно, что любое обсуждение понятия карьеры, любая теория, посвященная этому вопросу, которая не учитывала бы «женский фактор», не будет адекватной.
Информация о работе Личностные качества менеджера как фактор влияющий на его работу и карьеру