Проблема
деловых и личностных качеств, составляющих
психологический портрет успешных
руководителей, исследуется зарубежными
и российскими учеными в контексте
рассмотрения важнейших личностных
предпосылок успешного предпринимательства
и управления. По результатам Стогдилла
Р. важнейшими качествами руководителя
являются: доминантность, уверенность
в себе, эмоциональная уравновешенность,
стрессоустойчивость4. Борисова
Е.М. констатировала, что умение сохранять
самообладание в стрессовой ситуации,
активность, умение сохранять высокую
работоспособность при наличии помех
являются оптимальными детерминантами
профессиональной успешности руководителя5.
Шмелев А.Г. среди базовых качеств успешного
руководителя выделял интеллект, активность,
энергию. Важными качествами российского
топ-менеджера, по результатам исследований
Чириковой А.Е., выступают репутация, умение
создать хорошую команду, умение брать
на себя ответственность, менеджерский
профессионализм и универсальность. Ильиным
С.С. среди личностных особенностей были
выделены следующие: доминантность (умение
влиять на других людей, «воодушевлять
подчиненных»), уверенность в себе, настойчивость
и умение убеждать, сдержанность, умение
не терять самообладания в экстремальной
ситуации, способность не преувеличивать
трудности и препятствия на пути достижения
целей, деловая направленность, стремление
брать ответственность на себя.
Исследуя
становление качеств личности менеджера,
Е.В. Милькина показала, что у студентов-менеджеров
и руководителей не наблюдается резких
качественных изменений личности в процессе
профессиональной подготовки, соответственно
и в дальнейшей профессиональной деятельности
менеджер управляет системой, основываясь
не только на полученных знаниях и навыках,
но в большей степени на базовых личностных
характеристиках.
Французский
писатель Жан де Лабрюйер (1645-1696) в
своей книге «Характеры, или нравы
нашего века» отмечал: «Кто не умеет
с толком употреблять свое время,
тот первый жалуется на его нехватку,
… ему некогда ни заниматься делом,
ни предаваться удовольствиям. …
Любой министр, как бы он не был
занят, каждый день теряет впустую, по
крайне мере, часа два, а сколько
это составит за целую жизнь. Люди
более низкого звания берегут
свое время еще меньше. Какое безмерное
и повседневное расточительство
того, что так драгоценно и чего
нам вечно не хватает»6.
По
данным компании «Esselte Leitz», немецкие менеджеры
проводят на работе 70 часов в неделю,
английские – 60, американские – 58, французские
– 56, шведские – 54. 23% немецких менеджеров
работают по 80 часов в неделю, 24% -
по 100. Для 75% менеджеров рабочая неделя
превратилась в семидневку.
По
определению Стивена Кови можно
выделить четыре этапа развития теоретических
изысканий и практических разработок
в области управления личным временем.
При рассмотрении этих этапов необходимо
учитывать, что каждый последующий
из них не отвергал предыдущий, а
вбирал его в себя.
Вывод:
Из приведенного анализа литературных
источников видно, что проблема изучения
личностных свойств менеджеров довольно
сложна и многогранна, в рамках одного
исследования весьма трудно учесть все
её особенности.
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА
Формирование
качеств сильной личности является
одним из обязательных условий работы
руководителя над собой. Как же соотносятся
между собой понятия «сильная
личность» и «сильный руководитель»?
Можно быть сильной личностью
и при этом не быть сильным руководителем,
хотя сильные руководители, как правило,
являются сильными личностями. Нам
представляется, что процесс подготовки
специалистов по управлению должен формировать
у будущих менеджеров профессиональные
знания, умения, навыки, коммуникативные
и организаторские способности,
и целый ряд личностных качеств,
необходимых для эффективной
работы, а также социально-психологическую
готовность к будущей управленческой
деятельности.
Из
множества личностных
качеств руководителя, влияющих на
эффективность управления, наиболее существенными
являются следующие:
- Доминантность.
Во-первых, для влияния на окружающих недостаточно
опоры только на властные, должностные
полномочия, т.е. на формальный авторитет.
Известно, что если подчиненные действуют,
следуя только правилам и требованиям,
установленным руководителем, они используют
не более 65% своих возможностей и иногда
выполняют свои обязанности удовлетворительно,
просто чтобы удержаться на работе. Так
что влияние руководителя, основанное
только на средствах формально-организационного
характера, должно обязательно подпитываться
влиянием неформальным. Во-вторых, неформальное
влияние дает нужный эффект только тогда,
когда оно находит внутренний отклик,
некую форму обратной связи. Без позитивной
ответной реакции стремление руководителя
доминировать будет выглядеть как примитивная
претензия на власть.
- Уверенность
в себе. Уверенный в себе руководитель
обеспечивает определенный психологический
комфорт и повышает мотивацию подчиненных
к работе. Следует отметить два важных
обстоятельства. Во-первых, существует
разница между уверенностью в себе и самоуверенностью.
Это различие легко уловимо, но трудно
преодолимо. Уверенный в себе человек
исходит из реалистичных представлений
о своих возможностях, достоинствах и
недостатках, не преуменьшая и не преувеличивая
их, т.е. у него сформирована адекватная
самооценка. Во-вторых, известно, что подчиненные
очень хорошо чувствуют состояние руководителя,
а значит, как бы ни складывались обстоятельства,
следует хотя бы внешне держать себя спокойно
и уверенно.
- Эмоциональная
уравновешенность. Во-первых, неконтролируемые
эмоции (даже положительные) неблагоприятно
влияют на психологический климат в коллективе.
Поэтому руководитель должен поддерживать
со всеми сотрудниками ровные, уважительные
деловые отношения, независимо от личных
симпатий и антипатий. Во-вторых, руководитель
– это такой же человек, как и все другие:
он может предаваться раздражению, негодованию,
унынию и т.д. Постоянное подавление негативных
эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке
может привести к неврозам. Поэтому руководителю
исключительно важно найти средства эмоционально-психологической
разгрузки (занятия спортом, встречи с
друзьями, хобби и т.д.).
- Стрессоустойчивость.
Стресс – это общая защитная реакция организма
на окружающие воздействия, нарушающие
его гомеостаз; это состояние напряжения
(как физиологического, так и эмоционально-психологического),
активизирующее усилия человека для достижения
целей. Проблема заключается в том, что
уровень напряжения, благоприятный для
одного человека, оказывается непереносимым
для другого. Стресс связан с любой сферой
жизнедеятельности человека. Значительная
часть причин, вызывающих стрессовые состояния
человека, связана с его профессиональной
деятельностью. Основные из них – это
страх не справиться с работой, допустить
ошибку, быть обойденным другими, потерять
работу, потерять собственное «Я».
- Креативность.
Это способность человека к творческому
решению задач, очень важная черта личности,
особенно существенная для инновационной
деятельности. Применительно к управленческой
деятельности креативность может рассматриваться
как способность руководителя видеть
элементы новизны, творчества в деятельности
подчиненных и поддерживать их. Проявить
творческий подход к делу человеку мешают
некоторые препятствия: слабое стремление
к новому, недостаточное использование
своих возможностей, излишняя напряженность,
излишняя серьезность; плохая методология.
Осуществление эффективной
деятельности менеджера невозможно
без творческого подхода к
своей работе. Рассмотрим некоторые
принципы творческого
отношения к профессии:
- Уметь отличать
главное от второстепенного – как в отношении
к делу, так и во взаимодействии с людьми.
- Знать меру
воздействия на события.
- Умение подходить
к проблеме с разных сторон.
- Готовность
к неожиданным событиям.
- Умение извлекать
положительный опыт из происходящего.
- Стремление
к достижениям и предприимчивость.
Без этих качеств невозможно представить
себе эффективного руководителя. В стремлении
человека к достижениям отражается одна
из фундаментальных потребностей – потребность
в самореализации. Руководители, обладающие
этими чертами, имеют ряд особенностей.
Во-первых, они предпочитают ситуации,
в которых можно брать на себя ответственность
за решение проблемы. Во-вторых, они не
склонны подвергать себя слишком большому
риску и ставят пред собой реальные цели.
В-третьих, стремящиеся к достижениям
люди всегда заинтересованы в наличии
обратной связи – информации о том, насколько
успешно они справляются с заданием.
- Ответственность
и надежность. В современном менеджменте
эти качества личности являются своеобразной
«визитной карточкой» и фирмы, и самого
руководителя. Для фирмы, дорожащей своей
репутаций, совершенно очевидно, что обязательства
должны быть выполнены, даже если это принесет
убытки. Можно смело утверждать, что будущее
за теми компаниями и руководителями,
девиз которых – отличное качество, надежность
исполнения и верность в отношениях с
клиентами. Достоинство
и ответственность – это больше, чем
просто деловая этика. Каждый руководитель
должен точно знать, за какую работу и
по каким критериям он несет абсолютную
ответственность. Эта ответственность
никогда и ни при каких обстоятельствах
не может быть передана кому-то другому.
Отсюда и достоинство, ведь оно определяется
наличием постоянной ответственности.
- Независимость.
Это готовность руководителя самостоятельно
принимать решения и нести ответственность
за них. Чем более независимым является
руководитель, чем самостоятельнее он
себя ведет, тем ценнее и полезнее для
него прислушиваться к мнению коллег,
если в них содержится рациональное зерно.
Следует отметить, что выдающиеся предприниматели
поощряют инакомыслие в своих компаниях.
Это важно со всех точек зрения, ведь единомышленники
– это не те, кто думает одинаково, а те,
кто думает об одном и том же. Сильный,
самостоятельный руководитель может позволить
себе иметь среди своих подчиненных инакомыслящих
людей. Опираться можно только на то, что
оказывает сопротивление.
- Коммуникабельность.
По данным некоторых исследований, менеджер
затрачивает на общение более трех четвертей
своего рабочего времени. Без общительности
невозможно такое основополагающее качество,
как умение строить отношения с людьми.
Коммуникабельность – качество не врожденное,
его можно развивать. Развитие коммуникативных
навыков – важнейшая часть самосовершенствования
и саморазвития менеджера.
К
вышеперечисленным качествам личности
можно добавить еще ряд
черт, присущих «сильному»
руководителю:
- Высокая устойчивость
к фрустрации (эмоциональному состоянию
угнетенности, подавленности и опустошения,
возникающему при столкновении с препятствиями,
кажущимися непреодолимыми).
- Способность
отказаться от своей точки зрения, если
подчиненные докажут, что она не оптимальна.
- Способность
обсуждать свои качества, принимать критику,
при этом сохраняя уверенность в себе.
- Способность
выдержанно принимать и победы и поражения.
- Способность
проигрывать без чувства поражения, немедленно
принимаясь за новые проблемы.
- Энергичность,
высокий уровень усилий.
- Компетентность
в вопросах управления.
- Умение управлять,
организовывать дело.
- Умение вызвать
расположение к себе.
- Способность
видеть изменения внутри организации
и вне ее.
- Готовность
к изменениям и к их немедленному осуществлению.
- Умение продуктивно
использовать свое время.
Анализ
этих признаков показывает, что некоторые
из них непосредственно связаны
с личностными качествами менеджера
и являются «производными» от них. Другая
часть представленных характеристик
– чисто профессиональные качества
менеджера, выработанные с помощью
специальных усилий. Так что сильная
личность и сильный руководитель
– понятия близкие, но не идентичные.
Кроме
того, для успешного управления будущий
менеджер должен обладать следующими
профессиональными
качествами7:
- Компетентность
– каждый менеджер должен знать, что делать
и как выполнять свою работу наилучшим
образом. Данное требование не исключает
того, что он работает в своей, только ему
присущей манере.
- Чувство
нового и умение рисковать – развивается
в результате постоянного изменения способов
выполнения задач. Новые способы и средства
выполнения стандартных задач имеют преимущество.
Их постоянный поиск поощряется в деятельности
каждого менеджера. С другой стороны, важно
не только иметь желание и способность
идти на риск, важно уметь рисковать. Для
этого менеджер должен быть готов эффективно
использовать все имеющиеся у него ресурсы,
и способен планировать свои действия.
- Чувствительность
и подвижность – культивируются путем
поощрения новых идей и стратегических
решений на любом уровне подчинения. Предвидение
проблемы позволяет справляться с ней
еще до того, как она встанет в полный рост
(способности прогнозирования, видение
нужной перспективы). А это экономит не
только время, но и деньги.
- Высокая
работоспособность – это не только
способность долго и качественно работать,
а еще и умение наиболее оптимальным образом
организовывать свой труд (понимаемое
как количество принимаемых важных решений
на единицу времени). Это терпение, без
которого невозможна длительная напряженная
работа.
Сам
характер управленческой деятельности
требует постоянной и ежедневной
работы по самосовершенствованию и
саморазвитию личности. Без этого
стать и оставаться эффективным
руководителем невозможно.
В
качестве основных качеств, присущих современному
менеджеру, можно назвать:
•
способность управлять собой,
•
способность влиять на окружающих,
•
стремление к личностному росту,
•
изобретательность,
•
умение обучать подчиненных.
Способность
управлять собой. Необходимость
уметь управлять собой определяется
тем, что человек, желающий управлять
другими сначала должен научиться
управлять собой. Работа может поглотить
человека, выжать из него творческую силу
и лишить радости жизни. Поэтому
менеджер должен научиться обращаться
с самим собой как с уникальным и бесценным
ресурсом, постоянно поддерживая свою
производительность.
Это
умение складывается из четырех основных
компонентов.
1
Умение поддерживать собственное
физическое здоровье, легко отслеживаемым
показателем которого является
стабильный вес.
2.
Умение поддерживать собственное
психическое здоровье. Для этого
необходимо:
•
изучать и знать свой внутренний
мир;
•
переживать, признавать и выражать
свои чувства, не подавляя собственных
эмоций;
•
добиваться установления добрых отношений
с окружающими и одновременно
терпеливо переносить нелюбовь к
себе со стороны подчиненных;
•
спокойно принимать неудачи, рассматривая
их как нечто неизбежное и даже
полезное, позволяющее учиться;
•
стремиться к созданию таких условий,
которые бы достаточно остро стимулировали
активность, но не предъявляли бы избыточных
требований, ведущих к стрессам.
3.
Наличие здравой системы личных
ценностей. Если руководителю
недостаточно ясны его личные
ценности, то ему будет не хватать
твердых оснований для принятия
решений, которые поэтому могут
восприниматься окружающими как
необоснованные.