Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:22, курсовая работа
Спорт и физическая культура функционируют в форме множества разнообразных физкультурных и спортивных организаций. В целом в России работу по физической культуре и спорту сейчас проводят около 100 тыс. различных организаций физкультурно-спортивной направленности. Это, прежде всего, клубы профессионального спорта, как, например, футбольный и хоккейный клубы "Спартак" и "Динамо", клубы для любительского, рабочего спорта, как, например, спортивные клубы "Москвич" или "ЗИЛ" и др.
Введение 3
1. Общие представления о модельных характеристиках руководителя (менеджера) физкультурно-спортивной организации 6
1.1. Личные качества спортивного руководителя 6
1.2. Профессиональные качества спортивного руководителя 10
1.3. Требования, предъявляемые к спортивному руководителю 15
1.4. Особенности деятельности спортивного руководителя 17
2. Реализация модельных характеристик руководителя (менеджера) физкультурно-спортивной организации и пути их совершенствования 21
2.1. Менеджмент и маркетинг как виды деятельности в модели личности спортивного руководителя 21
2.2. Пути формирования и совершенствования модельных характеристик спортивного руководителя 29
Заключение 35
Источники и литература 36
7. Самодисциплина. От организации труда самого руководителя, его личного примера зачастую зависят количество и качество работы коллектива. Если руководитель небрежен, неаккуратен, халатно относится к своим обязанностям, он может быть уверен, что все эти качества в той или иной мере присущи и его сотрудникам. Хороший руководитель не только рассказывает, но и показывает (в том числе собственным примером), как надо делать.
8. Требовательность. Руководитель только в том случае сможет наладить работу сотрудников, если будет систематически требовать от них выполнения их задач. Попустительство в этом вопросе приводит к безответственности, расхлябанности, волоките, что дезорганизует всю работу коллектива.
9. Равное отношение ко всем. В своей работе руководитель должен обязательно опираться на всех сотрудников. Практика окружать себя избранными и в дальнейшем полагаться только на них восстанавливает против руководителя остальную часть коллектива.
Руководитель и коллектив.
1. Залог успешной работы коллектива, благоприятной атмосферы в нем - психологическая совместимость его членов. Отношения товарищества и взаимопомощи, сложившиеся внутри коллектива, создают условия для плодотворной деятельности, устраняют неприязнь, подозрительность, зависть, недоверие. Построить правильные, хорошие взаимоотношения в коллективе, поддерживать чувство взаимной симпатии работников друг к другу, умело руководить - это искусство. Хорошие качества руководителя определяются главным образом тем, насколько он образован, а также его самодисциплиной, энергией, настойчивостью, способностью принимать оптимальные решения, смелостью и чувством ответственности.
2. Если руководитель хочет иметь крепкий, спаянный коллектив, он должен подбирать кадры по принципу: каждый человек соответствует занимаемой должности и каждая должность - занимающему ее человеку.
3. В вопросах работы руководитель не имеет права следовать личным симпатиям и антипатиям. Приоритетными для него должны быть деловые качества сотрудника, его активность, отношение к работе, полезность для общего дела.
4. Руководитель должен помнить, что он отвечает за работу вверенного ему коллектива в любое время. Поэтому он обязан подготовить себе преемников, которые в его отсутствие (болезнь, отпуск, командировка) могли бы выполнять его обязанности без ущерба для дела.
6. Ничто так не подрывает авторитет руководителя, как неумение сдержать свое слово. Семь раз взвесьте свои возможности, прежде чем один раз пообещать. Но, дав слово, приложите вес силы и энергию для выполнения обещанного.
8. В управления спортивным коллективом деятельность одного работника тесно связана с деятельностью других. Поэтому знать чужие обязанности ничуть не менее важно, чем свои. Это поможет избежать дублирования в работе аппарата управления спортивной организации, лишней траты времени па повторение того, что уже сделано или что может сделать намного быстрее специалист. Знать свои обязанности и уметь их выполнять означает определить, когда следует прибегнуть к помощи другого сотрудника.
10. Справедливость прежде всего. Если вы хвалите или порицаете за дело, ваше мнение будет высоко цениться в коллективе. Помните, что ни один проступок не должен оставаться незамеченным, иначе возникают безнаказанность и безответственность. Однако мера наказания должна соответствовать степени проступка. Бойтесь излишней строгостью вызвать озлобление.
11. Между проступком и наказанием нет и не может быть линейной зависимости. Хороший работник, допустивший промах в первый раз, не может быть наказан со всей строгостью. Первый выговор всегда нужно делать наедине. Следует помнить, что есть люди, психологически легкоуязвимые, К ним применять разные взыскания нужно особенно осторожно, так как несправедливое наказание легко может вызвать у них озлобленность или даже психическое заболевание.
12. Только в крайнем случае разрешается применять выговор в присутствии коллег. Излишнее злоупотребление распеканиями создает в коллективе дополнительные промахи, и все это лишь приводит к потере доверия к руководителю.
Роль руководителя.
1. Немыслимо руководить современным коллективом без достаточной профессиональной квалификации, основательных технических, экономических, управленческих, педагогических знаний, понимания существа общественно-политических преобразований в стране. Поэтому необходимо следить за требованиями, предъявляемыми к современному руководителю и периодически проходить курсы повышения квалификации, заниматься самообразованием и т.д. Современный руководитель должен уметь адаптироваться к быстро изменяющейся обстановке в производстве и жизни. Он, работая динамично, должен постоянно повышать свой уровень знаний, умений и навыков, чтобы не оказаться «на обочине жизни» и не подвести возглавляемый коллектив.
2. Принцип единоначалия означает как право руководителя на принятие решений, так и его личную ответственность за их выполнение. Руководитель несет ответственность не только за свою работу, но и за работу своих подчиненных.
3. Каждый руководитель обязан работать так, чтобы стиль и методы его руководства соответствовали характеру современных взаимоотношений в обществе, выделяя главные задачи, не допуская работы по формуле «цель оправдывает средства», приводящей к перенапряжению коллектива. Задача руководителя - подобрать ровный, умеренный ритм работы аппарата управления, обеспечивающий высокую работоспособность в течение длительного времени.
4. Руководитель обязан создать в коллективе наиболее благоприятную атмосферу для свободного обмена мнениями, научиться совещаться с опытными людьми, внимательно выслушивать чужое мнение.
5. Девизом руководителя должно стать: всегда можно сделать лучше, чем было до сих пор. Существующий порядок - это не единственный из возможных. Руководитель должен постоянно искать лучшие формы и методы организации деятельности подчиненного ему коллектива. Избегайте, однако, слишком частых реформ. Они вносят в работу путаницу, беспорядок и неорганизованность.
6. При планировании работы руководитель должен учесть, какое место в ней занимают другие службы; предусмотреть, чтобы все необходимое им было включено в этот план. Заранее составив распорядок дня, вы не только избегаете долгих раздумий, с чего бы начать работу или что же делать дальше, но и будете уверены, что все намеченное вами будет выполнено.
7 Время - неоценимое богатство, и его надо беречь. Требуйте от себя и подчиненных точного и конкретного изложения вопросов по существу. Длинные разглагольствования мешают выделить главную мысль, затрудняют взаимопонимание и отнимают много времени. Нужно говорить так, чтобы вас поняли с первого раза.
8. Умейте слушать. Не перебивайте собеседника, проследите его мысль до конца. Свои замечания вы всегда успеете высказать, ведь именно за этим к вам обращаются. Одна из первостепенных задач каждого руководителя, каждого работника - научиться планировать свой рабочий день, выработать умение следовать намеченному плану, экономить время.
9. Никогда не нужно откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, даже если эта работа вам не нравится. Научитесь быть решительным. Располагая определенными фактами, решайте и действуйте.
10. Не упускайте из виду мелочи. Вы можете избежать небольших, но растрачивающих время издержек, если будете по возможности предупреждать наступление внезапных мелких кризисов.
11. Приступайте к делу сразу же, раз вы знаете, что надо делать. Тут нельзя дать никаких советов. Никто, кроме вас, не сможет помочь вам избавиться от привычки мешкать с делами.
12. Начинайте раньше. Начиная рабочий день всего на 15-20 минут раньше того, к чему вы привыкли, вы зададите тон всему дню.
13. Цените время и свое, и чужое. Остерегайтесь любителей поговорить в рабочее время: они сорвут вам самые прекрасные планы и намерения. Умейте приостанавливать праздный разговор.
14. Научитесь говорить «нет». Если вы не научитесь этому, то окажетесь вовлеченными в такие дела, которыми вы никогда не занялись бы по своей воле. Часть вашей программы самодисциплины и экономии времени должна состоять из того, чтобы отделять второстепенное от главного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной работы, нужно отметить, что на современном этапе развития физкультуры и спорта российскому спорту жизненно необходимы сегодня не только яркие спортсмены и тренеры, но и профессиональные менеджеры, агенты, маркетологи и экономисты, способные рационально и успешно управлять коллективом и вести всю финансово-хозяйственную деятельность спортивной организации.
Авторитет руководителя неотделим от всей его деятельности, знаний теории и практики спорта, высокой требовательности и т.п. Он должен быть новатором, уметь видеть все передовое в методике, тактике, чтобы не копировать, а творчески применять их в работе.
Что касается личных качеств руководителя, на первое место тут выходит соответствие новым задачам, организаторские способности, дисциплина и самообладание, общительность, психологические навыки, а также имеет непререкаемый авторитет, ответственность, самостоятельность широко развитое, абстрактное мышление, активность и инициативность. Человек, не обладающий ими, даже если он большой знаток своего дела, не сможет стать руководителем.
Таким образом, успех спортивной организации возможен только при условии качественного менеджмента. Без него частные организации просто не смогут элементарно выжить в условиях рынка, а государственные структуры не смогут грамотно готовить спортсменов к крупнейшим международным соревнованиям.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
2. Введение в теорию физической культуры: учебное пособие для ин-тов физ. культ. / Л.П. Матвеев. - М.: ФиС, 1983. -324 с.
3. Вилькин, Я.Р., Каневец, Т.М. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: учеб. пособие для ин-тов физ. культ. / Я.Р. Вилькин, Т.М. Каневец. - М.: ФиС, 1985. – 186 с.
4. Вилькин, Я.Р. Популярный менеджмент: пособие для физкультурных работников / Я.Р. Вилькин. - М.: РМК ФКС, 1992. – 216 с.
5. Галкин, В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: учебное пособие для вузов / В.В. Галкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448 с.
6. Искусственный отбор: пособие для менеджеров по работе с персоналом / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2004. - 188 с.
7. Крюков, Д., Мусаелов, Н. Организация физкультурно-оздоровительной работы / Д. Крюков, Н. Мусаелов. - М.: ФиС, 1972. – 196 с.
8. Кузин, В.В., Кутепов, М.Е., Переверзин, И.И. Научные основы спортивного менеджмента / В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, И.И. Переверзин // Теория и практика физической культуры. – 1998. - № 5. – С. 16-17.
9. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.
10. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для высших спец. физк. учеб. завед. / Л.П. Матвеев. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003. – 248 с.
11. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. – М.: Издателький центр «Академия», 2004. – 432 с.
12. Мескон, М. X. Основы менеджмента / М.Х. Мескон. - М.: ИНФРА-М, 2002.
13. Переверзин, И.И. Менеджмент спортивной организации: учебное пособие / И.И. Переверзин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физическая культура и спорт, 2006. – 464 с.
14. Питер Ф. Друкер. Эффективный управляющий. - М.: КНОРУС, 2002.
15. Психология менеджмента: учебник / Г. С. Никифоров. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000.
16. Робине, С. Менеджмент / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.
17. Степанова, О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта / О.Н. Степанова. – М.: Советский спорт, 2005. – 256 с.
18. Томич, М. Маркетинг в спорте. Рынок и спортивные продукты / М. Томич. – М., 2002. – 224 с.
19. Черепов, В.А. Проблемы менеджмента в сфере физической культуры и спорта: хрестоматия / В.А. Черепов. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. – 229 с.
20. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 300 с.
2