Личность руководителя (менеджера) в управлении физкультурно-спортивной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Спорт и физическая культура функционируют в форме множества разнообразных физкультурных и спортивных организаций. В целом в России работу по физической культуре и спорту сейчас проводят около 100 тыс. различных организаций физкультурно-спортивной направленности. Это, прежде всего, клубы профессионального спорта, как, например, футбольный и хоккейный клубы "Спартак" и "Динамо", клубы для любительского, рабочего спорта, как, например, спортивные клубы "Москвич" или "ЗИЛ" и др.

Содержание

Введение 3
1. Общие представления о модельных характеристиках руководителя (менеджера) физкультурно-спортивной организации 6
1.1. Личные качества спортивного руководителя 6
1.2. Профессиональные качества спортивного руководителя 10
1.3. Требования, предъявляемые к спортивному руководителю 15
1.4. Особенности деятельности спортивного руководителя 17
2. Реализация модельных характеристик руководителя (менеджера) физкультурно-спортивной организации и пути их совершенствования 21
2.1. Менеджмент и маркетинг как виды деятельности в модели личности спортивного руководителя 21
2.2. Пути формирования и совершенствования модельных характеристик спортивного руководителя 29
Заключение 35
Источники и литература 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Личность руководителя (менеджера) в управлении физ-спорт. организации.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Срыв задания может зачастую отразиться на деятельности всего предприятия, структурного подразделении. Поэтому при планировании роботы руководитель должен учесть, какое место в ней занимают другие службы; предусмотреть, чтобы все необходимое им было включено в этот план, добиться в первую очередь выполнения межслужебных заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Особенности деятельности спортивного руководителя

 

Спортивные менеджеры, являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, выполняют в организации ряд разнообразных функций.

Отметим три ключевые функции, которые выполняет менеджмент в спорте топ-уровня:

- Принятие решений. Только профессиональный менеджер определяет направление развития организации на том или ином уровне, решает все вопросы, касающиеся распределения ресурсов, а также  производит оперативные корректировки. Также именно он принимает конечное решение о найме на работу того или иного сотрудника. Данное эксклюзивное право принятия решений принадлежит именно менеджеру, но он и несет всю полноту ответственности за его последствия.

- Информационная функция. В данном случае спортивный менеджер аккумулирует информацию о внешней и внутренней среде спортивной организации, распространяет ее в виде нормативных установок, после чего разъясняет персоналу как ближайшие, так и перспективные цели организации.

- Функция руководителя. Спортивный менеджер формирующего отношения внутри и вне подконтрольной организации, мотивирует ее членов на достижение целей, координирует их усилия и выступающего в качестве официального представителя организации при взаимодействии с другими организациями.

Управление спортивной организацией можно рассматривать как процесс последовательно сменяющихся, логически следующих друг за другом действий, носящих повторяющийся, циклический характер. Такие действия субъекта управления, соответствующие последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла, получили название общих функций менеджмента. В их составе выделяют: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию.

Рассмотрим содержание каждой из указанных функций менеджмента.

1. Планирование - это стадия управленческой деятельности, содержанием которой является определение целей деятельности организации на предстоящий период и необходимых для этого ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных). Планирование с точки зрения технологии представляет собой систему технико-экономических расчетов, представленных в форме таблиц, графиков и моделей, определяющих пути достижения цели. Результатом планирования является план. План включает: цели и задачи организации на предстоящий период, мероприятия, комплекс необходимых ресурсов с распределением их по целям и задачам, ответственных исполнителей и сроки выполнения плановых мероприятий. Различают стратегическое и оперативное планирование. Основой стратегического планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления развития объекта.

В перспективных и текущих планах физкультурно-спортивной организации определяют рынки потенциальных потребителей своих услуг, устанавливают конкретные цели, задачи и плановые показатели по предоставлению физкультурно-спортивных услуг и достижению результатов, определяют необходимые для этого трудовые, финансовые, материальные ресурсы и др. Планирование как функция спортивного менеджмента включает также разработку целевых комплексных программ, бизнес-планов, календарных планов соревнований и спортивных мероприятий, планов организационной работы и т.д.

2. Организация - вторая функция менеджмента. Ее задачей является формирование структуры организации, а также обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы - персоналом, помещениями, денежными средствами, материалами, оборудованием и т.п.

3. Мотивация - стадия управления, предусматривающая создание стимулов и санкций, материальной и моральной заинтересованности с целью активизации персонала спортивных организации к эффективной работе. В спортивном менеджменте мотивация включает, по нашему мнению, также деятельность, имеющую цель активизировать интерес населения к занятиям различными видами спорта и физическими упражнениями, к потреблению физкультурно-спортивных услуг.

4. Контроль и учет - это стадия управления, задачей которой является оценка качества выполнения принятых решений, количественная оценка результатов работы физкультурно-спортивной организации, а также оперативный учет проводимой в организации работы.

5. Координация - стадия процесса управления, обеспечивающая его непрерывность и бесперебойность. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними, а также с общественностью [23, с. 164].

Спортивный менеджер - ключевая фигура в спортивной организации, функционирующей в рыночных условиях. Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития физической культуры и спорта. Отдельные элементы управленческой деятельности в определенной мере присущи всем категориям работников физической культуры и спорта: тренерам, преподавателям, учителям физической культуры, инструкторам и т.д. В этом можно убедиться, проанализировав должностные обязанности различных категорий физкультурно-спортивных работников, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками. Так, например:

- тренер-преподаватель по спорту осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом; обеспечивает безопасность учебно-тренировочного процесса; разрабатывает годовые и текущие планы подготовки. Ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы;

- инструктор по физической культуре учреждений образования организует активный отдых обучающихся (воспитанников) в режиме учебного и внеучебного времени учреждения; организует и проводит с участием педагогических работников и родителей физкультурно-спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера; организует работу кружков и спортивных секций; осуществляет связи с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и учреждениями спорта; организует деятельность физкультурного актива и т.д. [23, с. 246].

Итак, мы видим, что все общие и конкретные функции спортивного менеджера действуют в единстве, образуя определенный организационно-технологический процесс. Система функций менеджера в спортивной организации - это комплекс взаимосвязанных во времени и пространстве видов управленческой деятельности, осуществляемых персоналом физкультурно-спортивной организации.

 

Таким образом, мы пришли к выводу, что в управлении спортивными организациями ключевую роль играет личность руководителя (менеджера).

Первоначальное значение имеют, конечно же, личностные качества менеджера. Это честность и порядочность, принципиальность, ответственность. Руководитель должен иметь хорошее физическое здоровье, но в то же время быть и эмоционально устойчивым человеком.

Ко второй группе качеств, которыми должен обладать спортивный менеджер, относятся профессиональные. Эффективная работа организация возможна лишь тогда, когда менеджер сознательно и заинтересованно создает оптимальные производственные отношения, привлекает подчиненных к творческому труду. Для этого важно обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, дисциплина и контроль над собой, работоспособность, коммуникабельность, уверенность в себе, лидерство. Руководитель также должен уметь рисковать.

Для эффективной деятельности менеджеру необходимо иметь достаточный опыт управления. Он должен быть хорошо знаком с технологией управленческой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РУКОВОДИТЕЛЯ (МЕНЕДЖЕРА) ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

2.1. Менеджмент и маркетинг как виды деятельности в модели личности спортивного руководителя

 

Менеджмент в переводе с английского означает «управление», «заведование», «организация». Под этим термином подразумеваются два понятия. Первое - процесс управления производством, второе - наука об управлении, т.е. совокупность принципов, методов, средств и форм руководства предприятием с целью повышения его рентабельности [26, с. 12].

Цель менеджмента - достижение максимальной эффективности труда по качеству, стоимости и времени.

Объектами менеджмента могут быть любые виды деятельности, где требуются организация и управление людьми, определение организационных структур и функций, планирование, создание оптимальных трудовых групп, оценка и анализ результатов, учет психологических особенностей людей и умение использовать их для совершенствования своей деятельности. Выделяют три группы объектов менеджмента:

а) коллективы, организации;

б) массовые мероприятия, акции;

в) товары, услуги [26, с. 24].

В каждой из этих групп могут быть три направления деятельности:

1) управление созданием (например, клуба, учреждения, предприятия) или подготовкой (праздника, соревнования) или налаживанием производства (товаров, услуг);

2) управление функционированием (клуба, учреждения, предприятия) или проведением (праздника, соревнования), или сбытом (товаров, услуг);

3) управление развитием (организации, производственного предприятия), т.е. расширением, обновлением, модернизацией и т.п. [26, с. 31].

В зависимости от характера такой деятельности используются самые различные средства и методы: капиталовложения, научная организация труда, создание организационных систем, разработка сценариев, реклама, стимулирование исполнителей, рационализация и т.д.

Менеджмент использует такие дисциплины, как информатика, социология, техническая эстетика, управление, психология и др. Естественно, основой менеджмента являются экономические знания и математический расчет, опирающийся на своевременную и достоверную информацию о ресурсных и транспортных возможностях, исполнительских кадрах, технологии, станках и оборудовании, ценах, платежеспособном спросе и др. Например, структура менеджмента по организации производства каких-либо товаров может быть представлена следующим образом:

1) сбор информации;

2) анализ своих возможностей;

3) выбор оптимального варианта и разработка плана действий;

4) организация предприятия;

5) управление производством;

6) организация рекламы и сбыта товаров;

7) распределение доходов [23, с. 126].

Специалист по менеджменту, или менеджер (англ. manager - организатор, управляющий, заведующий) - это профессиональный управленец широкого профиля. В профессиональном спорте менеджер - это предприниматель, организующий тренировки и выступления спортсмена, обеспечивающий коммерческую сферу его деятельности. От менеджера требуется умение заинтересовать, убедить, активизировать участников руководимой им деятельности, организовать их для рационального и высокоэффективного труда.

Для этого менеджер должен владеть технологией производства, обладать высокой культурой общения с людьми, верно определять их характеры, особенности, возможности. Профессиональной обязанностью менеджера являются создание необходимого психологического климата в коллективе, оптимальных условий труда, умение рационально использовать рабочее время, быстро решать ситуационные задачи, владеть собой.

Менеджер обязан постоянно иметь новейшую информацию по всем аспектам своей деятельности, в достаточной мере знать делопроизводство и бухгалтерское дело, обладать силой воли и настойчивостью.

Таким образом, от менеджера требуется проявление комплекса качеств, знаний и умений.

Менеджмент может иметь узко профессиональный характер, например, управление каким-либо конкретным производством, какой-либо организаторской деятельностью, сбытом определенных товаров или посредничеством между производителем и потребителем. Ведь далеко не всегда тот, кто производит товар, умеет выгодно и своевременно его продать. Для этого нужны менеджеры - специалисты по маркетингу.

Такой посредник (дилер, дистрибьютор) должен хорошо разбираться в вопросах сбора и анализа необходимой информации о рыночной конъюнктуре, быть организатором работ по транспортировке, хранению, рекламе, непосредственной реализации товара, а также его упаковке и художественному оформлению. Посредничество, в том числе при продаже отечественных товаров за рубежом,- занятие не только доходное, но и крайне необходимое. Без него невозможно создать рыночную экономику, да и вообще эффективно хозяйствовать.

Главная задача менеджмента - достижение наибольшей эффективности при оптимальных вложениях финансовых средств, расходах на амортизацию, затратах сырья, энергии, времени и человеческого труда. Начиная какую-либо деятельность, профессиональный менеджер делает все необходимое для того, чтобы избежать неудачи, срыва намеченных планов, брака, потери доверия настоящих и будущих потребителей и клиентов. Для этого его деятельность должна отвечать определенным принципам.

Основные из них следующие:

1. Актуальность работы. Под этим понимается ее своевременность, соответствие моде, обстановке, запросам потребителей, их платежеспособному спросу.

Информация о работе Личность руководителя (менеджера) в управлении физкультурно-спортивной организации