Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:22, курсовая работа
Спорт и физическая культура функционируют в форме множества разнообразных физкультурных и спортивных организаций. В целом в России работу по физической культуре и спорту сейчас проводят около 100 тыс. различных организаций физкультурно-спортивной направленности. Это, прежде всего, клубы профессионального спорта, как, например, футбольный и хоккейный клубы "Спартак" и "Динамо", клубы для любительского, рабочего спорта, как, например, спортивные клубы "Москвич" или "ЗИЛ" и др.
Введение 3
1. Общие представления о модельных характеристиках руководителя (менеджера) физкультурно-спортивной организации 6
1.1. Личные качества спортивного руководителя 6
1.2. Профессиональные качества спортивного руководителя 10
1.3. Требования, предъявляемые к спортивному руководителю 15
1.4. Особенности деятельности спортивного руководителя 17
2. Реализация модельных характеристик руководителя (менеджера) физкультурно-спортивной организации и пути их совершенствования 21
2.1. Менеджмент и маркетинг как виды деятельности в модели личности спортивного руководителя 21
2.2. Пути формирования и совершенствования модельных характеристик спортивного руководителя 29
Заключение 35
Источники и литература 36
2. Законность действий, которые не должны противоречить существующему законодательству, нормам права, принятой морали, местным традициям и особенностям.
3. Выполнимость принимаемых задач по срокам исполнения, имеющимся или доступным материальным и энергетическим ресурсам, местным климатическим условиям, а также по численности и квалификации имеющихся исполнителей.
4. Конкретность управления. Соблюдение этого принципа требует четкого определения общей деятельности и исполнительских задач, правильного расчета необходимых ресурсов, обоснования последовательности операций, контрольных тестов и производственных показателей.
5. Эффективность используемых методов. Предполагает творческий подход к делу, выбор оптимальных вариантов, новейшей технологии, гибкость управления и своевременную координацию действий в зависимости от смены обстановки [20, с. 115].
Результатом профессионального менеджмента может быть проведение массовых соревнований по спорту или организация, строительство и обеспечение функционирования физкультурно-оздоровительного центра, назначение которого - массовая оздоровительная работа с молодежью или послерабочее восстановление трудоспособности трудящихся.
Обязательной составной частью работы является организаторская деятельность. Знание менеджмента в той или иной мере необходимо методисту, тренеру, работнику спортивного сооружения, руководителю физкультурной организации и др.
Ниже перечисляются виды и объекты менеджерской деятельности в сфере спорта с оздоровительной направленностью. Каждый вид деятельности требует специальной методики, профессиональной подготовки, знания специфических приемов и особенностей объекта.
1. Создание организаций, учреждений, предприятий (культурно-спортивный клуб, физкультурно-оздоровительный комбинат, школа закаливания, производственное предприятие и т.д.).
2. Руководство строительством (объект физкультурно-оздоровительного назначения, спортивное сооружение, производственное помещение, жилое сооружение, спортивно-оздоровительный лагерь и др.
3. Перевод предприятия на хозяйственный расчет (арендный подряд, коллективный подряд и т.п.).
4. Административно-экономическое управление профессиональными физкультурно-оздоровительными организациями, спортивными командами, группами здоровья и др.
5. Подготовка и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий (соревнования, спартакиады, турниры, дни здоровья, физкультурные праздники, фестивали), спортивно-зрелищных мероприятий (показательные выступления, спортландии, шоу и др.).
6. Организация учебных курсов, «круглых столов», семинаров, конференций.
7. Управление функционированием спортивных организаций, учреждений, объединений и т.п.
8. Налаживание производства и сбыт спортивных товаров.
9. Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
10. Оформление и расширение спонсорских связей.
11. Проведение лотерей, конкурсов.
12. Коммерческая и физкультурно-спортивная реклама.
13. Посредничество.
14. Маркетинговые исследования в области ОФК и МС.
15. Проведение банковских операций и биржевых сделок.
Однако этим перечнем не ограничивается диапазон деятельности менеджера в области ОФК и МС. Ему приходится решать массу самых разнообразных организационных, управленческих, финансовых, социально-психологических, личностно-поведенческих, юридических и других проблем, требующих специальных знаний, находчивости, смелости, а иногда и специализированной подготовки [20, с. 124-125].
Под маркетингом понимается комплексный подход к управлению производством и реализацией продукции. Этот подход предполагает расчет и оценку всех стоимостных показателей производства, а также спроса и покупательских возможностей потребителя. Считается, что маркетинг решает четыре последовательные задачи:
1. Улучшение работы фирмы путем совершенствования организации труда, создания благоприятных условий для работы, внедрения новейших технологий и оборудования, повышения квалификации работников и т.п.
2. Повышение уровня обслуживания клиентов, качества товаров, совершенствование форм доставки товаров потребителям и др.
3. Повышение престижа фирмы, расширение информации об услугах и товарах, выбор оптимальных цен и увеличение спроса на продукцию фирмы.
4. Обеспечение роста доходов фирмы и на этой основе расширение сферы ее деятельности и повышение заработной платы служащих.
Маркетинг необходим при организации любого предприятия.
Началом маркетинга является обоснование рентабельности предполагаемой производственной деятельности. Для этого проводятся специальные маркетинговые исследования, в ходе которых прогнозируются спрос на товары и услуги, изменение цен, выявляются оптимальные варианты рекламы, хранения и транспортировки товаров, формы обслуживания потребителей и др.
Содержание маркетингового исследования можно разделить на четыре относительно самостоятельных этапа:
1. Определение факторов, влияющих (или могущих повлиять) на предпринимаемую деятельность. Факторы разделяются на положительные и отрицательные. Путем анализа этих факторов, соответствующих консультаций и экспертных заключений оценивается уровень их влияния, намечаются методы нейтрализации неблагоприятных факторов и наиболее полного использования благоприятных. Возможно, что итогом уже первого этапа маркетингового исследования может быть вывод о нецелесообразности намечавшейся деятельности.
2. Расчет объемов капиталовложений и других ресурсов, необходимых для организации и функционирования намечаемого предприятия. Сюда входят расходы на строительство производственных помещений и конструкций, их оборудование, эксплуатацию, оплату всех категорий работников, стоимость сырья и энергии, транспортные расходы, налоги и т.п.
Если предполагаемая деятельность связана со сбытом товаров, анализируются показатели рынка (в том числе - состав потребителей по уровню доходов и другим особенностям, сезонные объемы продаж, конкурентоспособность, покупательские мотивы и т.д.).
3. Прогноз ожидаемой прибыли. Его точность прямо пропорциональна точности определения платежеспособного спроса на предполагаемую продукцию и ее себестоимость. Сопоставление расчетных данных по общим расходам и доходам позволяет определить возможную прибыльность предприятия и сделать окончательный вывод о его целесообразности.
4. Подготовка рабочих планов, рекомендаций, выбор технологии, т.е. разработка всех документов, которые необходимы для четкой организации работы по налаживанию производства и его функционированию [29, 38].
В маркетинговых исследованиях широко применяются методы прикладной социологии, анализ и экспертная оценка предложений, экстраполирование и методы математической статистики, обобщение, искусственный эксперимент и теоретический анализ специальных источников, справочников и необходимой технической литературы. Научный подход позволяет находить не только оперативные оптимальные решения, но и разрабатывать долгосрочную стратегию (концепцию) развития избранного вида физкультурно-спортивной деятельности, которая может быть связана не только с коммерцией.
Объектом маркетингового исследования может быть любой узкий вопрос, решение которого необходимо для лучшей организации производства или сбыта, определения оптимальных сроков или объемов, выбора функциональных структур, лучших вариантов, эффективной методики и т.п. Для иллюстрации этого ниже приводится типовое исследование, цель которого - определение путей повышения экономической рентабельности физкультурно-спортивного объекта.
Например, необходимо повысить экономическую рентабельность физкультурно-спортивного объекта (манежа), который имеет следующие технико-экономические показатели (в ценах 2010 г.):
– количество рабочих дней в месяц - 26;
– количество рабочих часов в день - 8;
– арендная стоимость 1ч - 8000 руб.
– амортизационные расходы и другие выплаты - 15 000 руб. в месяц;
– заработная плата 10 человек обслуживающего персонала - 1 000 000 руб. в месяц.
Таким образом, доходы от сдачи манежа в аренду примерно составят 26 х 8 х 8000 - (1 000 000 + 15 000) - 649 000 руб.
Прибыль - 649 000 руб.- не позволяет накопить средства для модернизации манежа и увеличить фонд заработной платы, что не способствует улучшению качества обслуживания занимающихся.
Для выбора путей решения проблемы составляется банк предложений.
Например:
1. Увеличить количество рабочих часов в день до 15 (с 8.00 до 23.00).
2. Организовать работу манежа без выходных дней (с одним санитарным днем в месяц).
3. Сократить (на 2-4 чел.) численность обслуживаемого персонала, перераспределив обязанности и повысив оставшимся работникам заработную плату.
4. Сократить расходы путем экономии энергетических ресурсов, бережной эксплуатации помещений и оборудования.
5. Установить новое, экономически более выгодное оборудование.
6. Расширить базу, ввести дополнительные платные услуги.
7. Повысить арендную плату.
8. Организовать собственные абонементные физкультурно-оздоровительные и спортивные группы.
9. Предоставлять объект в аренду устроителям временных выставок, организаторам собраний, дискотек, вечеров отдыха.
Путем расчета предполагаемых доходов и расходов по каждому из путей повышения экономической рентабельности объекта выбирается одно или комплекс мероприятий, позволяющий оптимально решить поставленную задачу.
Другой пример маркетингового исследования.
Цель - определить спрос на физкультурно-оздоровительные услуги.
После проведенной рекламы, пользуясь данными опроса населения, заявками, демографическими данными, сведениями о зарплате, наблюдениями исследователи определяют спрос (процент занимающихся в группах здоровья), платежеспособность возможных клиентов, соотношение взрослого контингента и детей, характерные для данного региона, виды и стоимость услуг.
Сведения, полученные в результате исследования, позволяют в кратчайшие сроки экономически выгодно организовать работу ФОКа.
2.2. Пути формирования и совершенствования модельных характеристик спортивного руководителя
Каждый руководитель в определенной мере должен быть и психологом, ибо правильный стиль руководства, благоприятная обстановка на работе, культура управленческого труда способствуют повышению качества и результативности труда, оказывают решающее влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение руководителя, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют развитию творческой инициативы работников и в итоге дают не меньший производственный эффект, чем механизация и автоматизация труда. Повседневная практика учит, что руководители, сумевшие добиться здоровых отношений в коллективе, наладившие прочный контакт и взаимоотношения между сотрудниками, добиваются лучших результатов в работе.
Чтобы наметить пути формирования и совершенствования модельных характеристик спортивного руководителя, мы обобщим некоторые методические подходы, которые в определенной мере помогут руководителям в их работе. Данные рекомендации помогут руководителю объяснить (понять) причины временных затруднений, встречающихся в работе, сделать выводы и применить их в практической деятельности. При этом рекомендуется каждый пункт касательно одной из сторон деятельности руководителя анализировать с позиции: «А как это относится ко мне?».
Личные качества руководителя.
1. Выдержка. Руководитель должен прежде всего уметь сдерживать проявления своего настроения, никогда не терять самообладания. Сильный, оптимистически настроенный человек и в окружающих вселяет спокойствие и уверенность в успехе дела, заражает энтузиазмом. Неспокойный, нервозный руководитель зря дергает и нервирует себя и подчиненных, часто портит им настроение с самого начала рабочего дня, и тем больше, чем сложнее обстановка.
2. Вежливость. Руководитель, никогда не допускающий грубость с подчиненными, добивается в работе с ними лучших результатов. Вспыльчивостью, грубостью, криком трудно доказать свою правоту, скорее можно настроить против себя.
3. Тактичность. Деятельность руководителя как организатора немыслима без тактичного отношения к сотрудникам. Распекая человека, нужно не унижать его, а оставлять ему веру в свои силы. Никогда не следует критиковать ради самой критики.
4. Скромность и непримиримость к лести. Это необходимое для каждого руководителя качество. Подчеркивание своих заслуг, любое давление авторитетом на подчиненных недопустимы. Нет лучшего способа усыпить бдительность человека, чем лесть, ибо иногда трудно отличить, где лесть, а где проявление действительного уважения. Руководитель должен пресекать любое восхваление его достоинств, но в то же время не бояться хвалить тех сотрудников, которые его заслужили. Нужно только помнить, что хвалить человека, даже за дело, непосредственно перед тем, когда хочешь его о чем-то попросить, - тоже лесть.
5. Чуткость. Хороший руководитель знает своих подчиненных не только по имени, но и по отчеству, интересуется проблемами, возникающими в их личной жизни, условиями быта. Умеет вовремя заметить, что сотрудник расстроен, и по мере возможностей помочь ему, поинтересоваться здоровьем, спросить о детях, поздравить с днем рождения, к месту пошутить - это облегчает ему работу с людьми, помогает завоевать доверие, создать хорошее настроение в коллективе.
6. Самокритичность. Неотъемлемыми качествами каждого руководителя должны быть умение объективно оценивать свою деятельность, критически относиться к своим недостаткам, способность не только признать свою ошибку, но и отменить неправильное решение.