Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:22, курсовая работа
Спорт и физическая культура функционируют в форме множества разнообразных физкультурных и спортивных организаций. В целом в России работу по физической культуре и спорту сейчас проводят около 100 тыс. различных организаций физкультурно-спортивной направленности. Это, прежде всего, клубы профессионального спорта, как, например, футбольный и хоккейный клубы "Спартак" и "Динамо", клубы для любительского, рабочего спорта, как, например, спортивные клубы "Москвич" или "ЗИЛ" и др.
Введение 3
1. Общие представления о модельных характеристиках руководителя (менеджера) физкультурно-спортивной организации 6
1.1. Личные качества спортивного руководителя 6
1.2. Профессиональные качества спортивного руководителя 10
1.3. Требования, предъявляемые к спортивному руководителю 15
1.4. Особенности деятельности спортивного руководителя 17
2. Реализация модельных характеристик руководителя (менеджера) физкультурно-спортивной организации и пути их совершенствования 21
2.1. Менеджмент и маркетинг как виды деятельности в модели личности спортивного руководителя 21
2.2. Пути формирования и совершенствования модельных характеристик спортивного руководителя 29
Заключение 35
Источники и литература 36
Автономная некоммерческая организация
высшего профессионального образования
Академический Международный институт
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
Экономика и управление в физкультурно-спортивной деятельности
Личность руководителя (менеджера) в управлении физкультурно-спортивной организации
Выполнила
студентка: Е.В. Небога
Москва 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
1. Общие представления о модельных характеристиках руководителя (менеджера) физкультурно-спортивной организации | 6 |
1.1. Личные качества спортивного руководителя | 6 |
1.2. Профессиональные качества спортивного руководителя | 10 |
1.3. Требования, предъявляемые к спортивному руководителю | 15 |
1.4. Особенности деятельности спортивного руководителя | 17 |
2. Реализация модельных характеристик руководителя (менеджера) физкультурно-спортивной организации и пути их совершенствования | 21 |
2.1. Менеджмент и маркетинг как виды деятельности в модели личности спортивного руководителя | 21 |
2.2. Пути формирования и совершенствования модельных характеристик спортивного руководителя | 29 |
Заключение | 35 |
Источники и литература
| 36 |
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в России наблюдается значительный рост интереса к спорту – как к профессиональному, так и к более массовому физкультурно-оздоровительному движению.
Спорт и физическая культура функционируют в форме множества разнообразных физкультурных и спортивных организаций. В целом в России работу по физической культуре и спорту сейчас проводят около 100 тыс. различных организаций физкультурно-спортивной направленности. Это, прежде всего, клубы профессионального спорта, как, например, футбольный и хоккейный клубы "Спартак" и "Динамо", клубы для любительского, рабочего спорта, как, например, спортивные клубы "Москвич" или "ЗИЛ" и др.. Всем, кто интересуется физической культурой и спортом, и даже тем, кто далек от них, хорошо знакомы названия и таких спортивных организаций, как детско-юношеская спортивная школа, фитнес-клуб, физкультурно-оздоровительный центр, спортивный комплекс, плавательный бассейн, федерация хоккея, российский футбольный союз и т.д.
Государство и частный бизнес выделяют большие средства на развитие спорта, однако далеко не всегда это приносит ожидаемый результат. Как следствие, некоторые владельцы спортивных клубов вынуждены распускать их по причине убыточности, а руководители государства вместе с многомиллионной армией болельщиков – сокрушаться и искать виновных в очередном провале российских спортсменов на олимпиаде, чемпионате мира или Европы. В связи с этим, все чаще звучат слова о важности грамотного спортивного менеджмента, так как только профессионалы в данном вопросе способны эффективно управлять спортивными инвестициями. По этой причине со стороны различных спортивных организаций все больше растает интерес именно к таким специалистам.
Сегодня в средствах массовой информации все чаще мелькают имена не только известных спортсменов и тренеров, но и других, порой не менее важных, представителей спортивного мира, от деятельности которых в современном спорте зависит очень много. Что касается конкретных должностей, то спортивных менеджеров можно условно разделить по видам их профессиональной деятельности: президент клуба, генеральный менеджер, руководитель спортивной федерации, руководитель спортивным комплексом, менеджер по персоналу, менеджер по рекламе и маркетингу, менеджер по продаже спортивных услуг, менеджер спортсмена (агент).
Все больше спортивных организаций выдвигают к кандидатам на должность спортивного менеджера достаточно конкретные требования. Спортивный менеджер должен:
владеть современными компьютерными программами и технологиями;
владеть иностранными языками;
уметь сформировать информационную политику предприятия;
уметь организовать работу офиса предприятия;
знать основные маркетинговые стратегии.
В сферу ответственности этих людей входит огромный объем работ – от очистки ледовых площадок, поиска рекламных спонсоров и подписания контрактов с игроками до проведения грандиозных спортивно-зрелищных мероприятий – таких, например, как чемпионаты мира и Олимпийские игры. Другими словами, руководителем и персоналу спортивных организаций приходится заниматься менеджментом.
От работы спортивного менеджмента напрямую зависит спортивный успех конкретного клуба, сборной и отдельного спортсмена. Помимо этого, от компетентности спортивного менеджмента зависит и конкретный финансовый доход спортивной организации.
Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития физической культуры и спорта. Однако рождение спортивного менеджмента как профессии связано с появлением профессиональных управляющих - руководителей физкультурных и спортивных организаций.
В такой ситуации личностные качества менеджера имеют большое значение. В новых экономических условиях тема личности руководителя физкультурно-спортивных организаций приобретает новое значение и особую актуальность, так как от эффективности его деятельности и знания законодательства зависит успешность деятельности организации.
Цель данной курсовой работы - исследовать модельные характеристики руководителя (менеджера) физкультурно-спортивной организации, необходимые для эффективного управления в условиях рыночных отношений.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
1) изучить общие представления о модельных характеристиках руководителя физкультурно-спортивной организации и требованиях, к нему предъявляемых в современных рыночных условиях;
2) определить пути совершенствования и развития модельных характеристик руководителя физкультурно-спортивной организации в соответствии с требованиями, предъявляемыми современными рыночными отношениями.
1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ РУКОВОДИТЕЛЯ (МЕНЕДЖЕРА) ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Личные качества спортивного руководителя
Современные условия требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения. Профессионализм спортивного менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации. Каждый менеджер в конкретной ситуации проявляет свои личностные качества, которые в наибольшей степени ему присущи. Однако необходимо также владеть и другими качествами и умениями для того, чтобы уметь снять напряжение в коллективе или погасить назревающий конфликт, мотивировать подчиненных к труду и т.д., то есть, владея нужным качеством в нужный момент, оптимизировать организационно-управленческую деятельность.
В связи с этим, представляется актуальным изучить личностные качества спортивного менеджера в деятельности организации.
К личным качествам менеджера в первую очередь относятся честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех [25, с. 67].
Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые они исповедуют, и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.
Менеджер должен оберегать дружеские и семейные, да и просто человеческие отношения, которые сами собой не сохраняются, но поддерживать лишь наиболее важные личные контакты с теми, кто по-настоящему привлекают и обогащают жизнь, не соглашаться из вежливости на все требования и просьбы окружающих.
Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности - ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.
Однако одного физического здоровья менеджеру не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок. Поэтому нужно загодя формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.
Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать непереживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера. Между тем, многие в таких ситуациях страдают от чувства неспособности справиться с ними, создают себе дополнительное напряжение, имеющее свойство накапливаться и, в конце концов, приводить к стрессам [24, с. 114].
Но стресс - это такая реакция организма, которой в определенной степени можно управлять. В какой-то мере она даже полезна, Поскольку стимулирует активность. Ведь недостаточная нагрузка и нехватка острых ощущений приводят к ухудшению морального состояния, низкой эффективности работы, потере самоуважения, появлению личных проблем.
Для успешного управления стрессами нужно прежде всего уметь должным образом относиться к проблемам, не «пороть горячку», не волноваться и откладывать решение до тех пор, пока для него не созреют все предпосылки. Нужно регулярное расслабление и отдых от физических и психических нагрузок. В сложных ситуациях нельзя теряться, давать стрессу поглотить себя, а наоборот, зная свои силы и возможности и не перенапрягаясь, идти с «открытым забралом» навстречу трудностям и неприятностям. А для этого нужно стремится познать себя, обрести уверенность, избавившись от «комплексов» и «выкорчевать» их причины. Успеху сопутствует установление тесных личных отношений. Это позволяет не держать в голове постоянно мысль о том «А что обо мне подумают люди?», а выработать реалистичное и оптимистичное отношение к самому себе, а также к разным сферам своей деятельности.
Необходимо постоянно стремиться к успеху, не ставить перед собой невыполнимых задач и спокойно относиться к поражениям.
Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе, создавать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом не нужно опасаться потерять авторитет - в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью [8, с. 59].