Личность менеджера: роль и её влияние на деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявление теоретических и практических основ роли менеджера на предприятии.
Задача данной работы - обоснование теоретических аспектов роли менеджера на предприятии, в частности, сущности и функции современного менеджмента, места и роли менеджеров в современной организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Влияние личности менеджера на коллектив организации
1.1. Характеристика стилей руководства………………………5
1.2. Менеджер и требования, предъявляемые ему……………13
1.3. Важнейшие функции менеджера …………………………17
1.4. Личностные качества менеджера …………………………21
2. Роль менеджера в деятельности предприятия на примере ООО «Ладья»……………………………………………...………………....25
Заключение…………………………………………………………....34
Список литературы………………….………………………..............37
Приложения…………………………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

курсовая2 основы менеджмента.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

положении дел, которое  должно быть известно для выполнения задач, но и сообщает другую информацию о предприятии. Информация служит средством управления. Руководитель не нуждается в знаках, подчеркивающих его положение в глазах окружающих его людей.

          Требования, предъявляемые к корпоративно управляющему руководителю, по Штоппу:

- открытость;

- доверие к сотрудникам;

- отказ от индивидуальных привилегий;

- способность и желание делегировать полномочия;

- служебный надзор;

- контроль результатов.

          • Подчиненные рассматриваются как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять "ежедневные работы". При оценке подчиненных при этом стиле руководства чаще всего исходят из "теории у теории ху", по которой: нежелание трудиться является не врожденным от природы, а следствием плохих условий труда, которые уменьшают естественное желание трудиться; сотрудники принимают во внимание целевые установки, обладают самодисциплиной и самоконтролем; цели предприятия достигаются кратчайшим путем посредством денежного поощрения и предоставления возможности индивидуального развития; при благоприятном опыте сотрудники не боятся ответственности. Активная позиция подчиненных повышает их мотивацию, что влечет улучшение результатов труда.

          Требования к корпоративно управляемым подчиненным, по Штоппу:

- стремление и способность нести личную ответственность;

- самоконтроль;

- использование прав контроля.

          Преимущества корпоративного стиля - принятие целесообразных решений, высокая мотивация сотрудников и разгрузка руководителя. Кроме того, поддерживается развитие сотрудников.

         Недостаток — корпоративный стиль управления может замедлить принятие решений.

          Танненбаум и Шмидт описывают совокупность стилей управления с точки зрения свободы принятия решений. Как видно из изложения совокупности стилей управления по Танненбауму и Шмидту, корпоративный стиль управления может применяться на практике в нескольких вариантах.

          Прочие стили управления. Наряду с авторитарным и корпоративным стилями управления существуют другие, менее распространенные, одномерные стили управления.

          Бюрократический, при котором сотрудники рассматриваются как анонимные факторы и влияние на их мотивацию оказывается путем распоряжений и предписаний (чаще письменных). Информирование происходит официальным путем, надзор и контроль — посредством докладных и письменных проверок.

          Патриархальный, который рассматривает сотрудников как детей и влияет на их мотивацию путем зависимости от руководителя. Информирование идет с "благословения наверху", надзор и контроль происходят "на ощупь".

          Laissez-faire (в переводе с англ. невмешательство), при котором сотрудники рассматриваются как изолированные индивидуумы и их мотивация вызывается свободой. Информирование происходит произвольно, используется самоконтроль. В целом речь идет в данном случае скорее о "стиле отсутствия управления".

          МНОГОМЕРНЫЕ СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ. Стиль управления многомерный, если во внимание принимаются несколько критериев оценки, причем существует свое измерение для каждого из критериев оценки, а критерий варьирует независимо от другого иди других критериев и базируется на ориентации на сотрудников или на задачи. Известны несколько исследований (например, Ликерта) многомерного стиля управления (таб.2).

         Применение того или иного стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это прежде всего полное овладение одним из стилей руководства, предрасположенность коллектива к восприятию порой навязанного ему сверху стиля управления и руководства. Стиль управления или руководства — важнейший фактор в менеджменте на предприятии. Правильно определенный и успешно применяемый стиль позволяет наиболее эффективно использовать потенциал всех сотрудников предприятия. Именно поэтому в последние годы многие фирмы уделяют этому вопросу столь существенное внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

1.2. Менеджер  и требования, предъявляемые к нему.

 

Менеджмент, в самом  упрощённом понимании,- это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Во-первых, говоря о «менеджменте», американцы почти всегда подразумевают фигуру «менеджера»,- человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. Во-вторых, когда говорят «менеджер», то по большому счёту имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением.

Кто же такой менеджер?

Менеджер (англ. manager, от manage - управлять) - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделённый полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

- к организатору конкретного  вида работ в рамках отдельного  подразделения или программно-целевой группы;

- руководителю предприятия или его подразделения (управления, отделения, отдела);

- руководителю по отношению  к подчинённым;

- администратору любого  уровня управления, организующему  работу в соответствии с современными методами;

- специалисту по управлению  производством;

- предпринимателю-организатору  в определённой сфере;

- члену руководящего  состава фирмы, наделённого исполнительной  властью и осуществляющему определённые  ему функции.

Таким образом, менеджеры  занимают различные позиции в организации, решают далеко не одинаковые задачи, выполняют разные функциональные обязанности.

          Термин “менеджер” обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. Следует иметь в виду, что есть профессии, которые может освоить любой человек независимо от данных ему природой психофизических характеристик. Однако существуют и профессии, для овладения которыми помимо профессиональных знаний необходимо наличие совокупности психофизиологических свойств. К таким профессиям относится и профессия менеджера. То есть управленческая работа принадлежит к числу видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной, а при отсутствии таковых - профессионально непригодной.

Менеджер – это  человек, субъект управления, работающий в некоторой организации, профессиональный управляющий, представитель особой профессии, а не просто экономист-бухгалтер, занимающийся управленческой деятельностью.

Менеджер-самостоятельная  профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками, явно отличающаяся от других профессий. Способствовать тому, чтобы результаты достигались самими сотрудниками, может только менеджер, а все другие специалисты выполняют конкретные задачи, но только не задачи руководителя (например, врач, бухгалтер, продавец, юрист и т.д.).

Менеджер-это человек, прошедший большую специальную  подготовку и добивающийся результатов  посредством других людей. Это признанный лидер любого коллектива. Следовательно, менеджер-это профессия, которой нужно специально учиться.

Менеджментом стало  овладевать всё большее количество людей. И это не случайно, поскольку  появилось великое множество  организаций различных форм собственности, которыми нужно управлять.

       К людям, относящимся к категории управленческого персонала, предъявляются специфические требования в отношении их профессиональной компетенции и личностных качеств. Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы:

  • Специальные знания в области науки и практики управления, позволяющие осуществлять управленческий процесс;
  • Способности работать с людьми и управлять самими собой (таб.3).

          Современные менеджеры должны  обладать знаниями и умениями, которые позволяют им работать  и выполнять свои функции в сложнейших условиях, когда:

  • время всё чаще становится решающим фактором успеха;
  • поступающая информация может оказаться неполной и недостоверной;
  • принимаемые решения должны отвечать требованиям ситуации;
  • сама ситуация характеризуется неопределённостью, быстрой сменяемостью;
  • персонал организации может быть не готов к изменениям.

          Эти и другие факторы предопределяют  требования к специальным знаниям  и умениям (и даже искусству), которые необходимы менеджерам. Они, несомненно, должны уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределённость. Им важно знать всё, что связано с внешней средой организации и с теми изменениями, которые в ней происходят. Они должны иметь чёткое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии. Они должны знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги. Менеджеры должны владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приёмов, с помощью которых решаются проблемы. Им необходимы знания по управлению всеми видами ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и использованию. Они должны владеть методами планирования и прогнозирования работы организации и постоянно совершенствовать своё умение в использовании современной информационной и Интернет-технологии и средств коммуникации. Управляя другими людьми, менеджеры должны знать, как наилучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата.

          Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения управленческой науки (менеджмента), её принципов, методов, средств работы с информацией. Менеджер, работающий профессионально, обязательно использует те достижения науки в области процессов, форм, методов управленческой деятельности, которые повышают эффективность работы управляемого объекта, то есть организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Важнейшие  функции менеджера.

 

 

Существует применимый к любой  организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. В настоящее время  в управленческой литературе существует тенденция рассматривать управление как реализацию функций. Можно лишь сказать, что нет единого мнения по вопросу о том, что это за управленческие функции. Большинство экспертов в области управления принимают следующее определение.

          Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

          Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Таким образом, планирование, организация, мотивация и контроль представляют собой четыре основные функции менеджера. Рассмотрим каждую из них несколько подробнее.

           ПЛАНИРОВАНИЕ. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:

4. Где мы находимся  в настоящее время?

5. Куда хотим двигаться?

6. Как мы собираемся  сделать это?

          Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

Информация о работе Личность менеджера: роль и её влияние на деятельность предприятия