Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:54, курсовая работа
Цель работы - выявление теоретических и практических основ роли менеджера на предприятии.
Задача данной работы - обоснование теоретических аспектов роли менеджера на предприятии, в частности, сущности и функции современного менеджмента, места и роли менеджеров в современной организации.
Введение………………………………………………………………3
1. Влияние личности менеджера на коллектив организации
1.1. Характеристика стилей руководства………………………5
1.2. Менеджер и требования, предъявляемые ему……………13
1.3. Важнейшие функции менеджера …………………………17
1.4. Личностные качества менеджера …………………………21
2. Роль менеджера в деятельности предприятия на примере ООО «Ладья»……………………………………………...………………....25
Заключение…………………………………………………………....34
Список литературы………………….………………………..............37
Приложения…………………………………………………………...38
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
(Академия ВЭГУ)
Экономический факультет
организации»
СО – 2010
Курсовая работа
по дисциплине: «Основы менеджмента».
Тема: «Личность менеджера: роль и её влияние на деятельность предприятия».
Тольятти 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Влияние личности менеджера на коллектив организации
1.1. Характеристика стилей руководства………………………5
1.2. Менеджер и требования, предъявляемые ему……………13
1.3. Важнейшие функции менеджера …………………………17
1.4. Личностные качества менеджера …………………………21
2. Роль менеджера в деятельности
предприятия на примере ООО «Ладья»……………………………………………...………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………….……………
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
С развитием рыночной экономики,
в частности в нашей стране, термины менеджмент
и менеджер, быстро и прочно вошли в нашу
жизнь и в наш словарный обиход, заменив
такие термины, как управление, управленческая
деятельность, руководитель, директор.
Хотя все эти слова являются синонимами
по отношению друг к другу, термин управление
имеет более широкий смысл. Вообще, управление
(это воздействие управляющей системы
(субъекта управления) на управляемую
систему (объект управления) с целью перевода
управляемой системы в требуемое состояние.
В частности, в роли субъекта управления
выступает менеджер.
Рыночная экономика,
основанная на конкуренции, свободе производителей,
а не на иерархическом подчинении хозяйственных
процессов воле центра, требует никак
не меньше, а даже больше менеджеров, чем
прежняя система.
Но менеджеры эти должны быть совсем иными,
нежели раньше, обладать новыми качествами.
Ведь не случайно доля административно-управленческих
работников (вместе с инженерами и учеными)
в общей численности занятых даже в обрабатывающей
промышленности США повысилась с 15.0% в
конце 50-х годов до 30% в середине годов
80-х, а не некоторых фирмах эта доля достигает
и 70-80%. И это несмотря на то, что огромная
масса специалистов по управлению ушла
из административного аппарата фирм в
самостоятельные, действующие на основах
жесткой самоокупаемости компании по
оказанию деловых услуг. Нет никаких заметных
тенденций сокращения и государственного
аппарата в ведущих капиталистических
странах. Повышение численности, удельного
веса управленцев происходит в условиях,
когда в частном бизнесе идет учет каждого
цента или пенни, затраченного на управление,
а государственные бюджеты находятся
под контролем демократических институтов.
По-видимому, нам следует сделать важный
вывод из этого - дело не в механических
сокращениях, а в глубоких преобразованиях
аппарата управления.
Идея приспособления
к принципиально новым условиям, - а переход
от административно-командной к рыночной
системе - это настоящая революция, - вот
то главное, что должно выйти на первый
план. Разумеется, далеко не все бывшие
"аппаратчики" способны на такого
рода приспособление. Многим, возможно,
придется уступить свое место более молодым,
прогрессивным и энергичным менеджерам.
Однако основная масса существующих работников
управления - это весьма ценный потенциал
людей, знающих реальность, имеющих немалую
профессиональную подготовку, приученных
к дисциплине, упорному целенаправленному
труду, обладаюих чувством ответственности.
С этими людьми необходимо внимательно,
вдумчиво работать, обеспечивать их правильную
расстановку в новых условиях, обучение,
переквалификацию. Нужно создать им стимулы
к эффективному труду, да и защиту их прав,
наконец, сформировать активную среду
социального отбора руководителей и специалистов
нового типа, в которой выживут и добьются
успеха именно те, кто быстрее и лучше
приспособится к новым условиям.
Если же говорить о методах эффективной
работы руководителей, то, не умаляя значения,
скажем, компьютеризации процессов управления,
внедрения рациональных методов анализа
и обоснования решений, скрупулезного
учета затрат и результатов, нужно сказать,
что эффективность управления начинается,
возможно, с малого - умения осознать свои
личные цели, понимать подчиненных, правильно
распределять свое время, снимать стрессы,
контролировать свой вес, нормально одеваться
и многое другое.
Кто знает, может быть, овладение всеми
этими простыми премудростями на практике
даст не только большой прямой, но и косвенный
эффект, приведет к тому, что предприятие,
организация станут более гибкими, способными
к нововведениям, к преодолению трудностей,
которых так много в нашей хозяйственной
жизни. Конечно, очень многое в нашей
работе, карьере, жизни зависит от общих
для всех общественных и других условий,
от особенностей выпавшего на долю каждого
места работы, от многих других, возможно,
и не очень-то подвластных каждому отдельному
человеку объективных обстоятельств.
Но не слишком ли часто мы объясняем наши
неудачи объективными обстоятельствами,
полностью ли используем резервы, заложенные
в нас самих? Ведь, как признается в науке
менеджмента, правильно сформулировать
проблему - это означает на 50% ее правильно
решить.
Цель работы - выявление теоретических и практических основ роли менеджера на предприятии.
Задача данной работы - обоснование теоретических
аспектов роли менеджера на предприятии,
в частности, сущности и функции современного
менеджмента, места и роли менеджеров
в современной организации.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты роли менеджера на современном предприятии, в частности, рассмотрены сущность и функции современного менеджмента, место, роли менеджеров в современной организации, влияние личностных качеств менеджера на деятельность предприятия. Вторая глава курсовой работы - практическая. Здесь рассмотрены: роль менеджера в организации трудовой деятельности предприятия, предотвращении конфликтных ситуаций и разрешении конфликта, анализ использования технологий управления персоналом на примере ООО «Ладья».
1. Влияние личности менеджера на коллектив организации.
1.1. Характеристика стилей руководства.
Каждый руководитель в определенной мере должен быть и психологом, ибо правильный стиль руководства, благоприятная обстановка на работе, культура управленческого труда способствуют повышению качества и эффективности труда, оказывают решающее влияние на результаты деятельности коллектива.
Возникновение понятия “Стиль руководства” и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К.Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами происходившими в тридцатые - сороковые годы 20 века. Постепенно сложилось так, что классическими стали считаться деление на три стиля: авторитарный, демократический, нейтральный. Подробная классификация стилей руководства представлена в таблице (таб.1).
При применении вышеуказанного деления стилей руководства, следует иметь в виду, что нельзя, как правило, конкретный стиль в конкретной организации причислить к определенному "академическому" стилю. Это связанно с тем, что:
1. Нередки случаи, когда форма и содержание действий руководителя не совпадают между собой.
2. В чистом виде тот или иной стиль руководства в каждом конкретном эпизоде может себя и не обнаружить, что связанно с рядом социально - психологических факторов, которые с неизбежностью приходится учитывать руководителю:
* специфика данной ситуации,
* своеобразие решаемых задач,
* квалификация, сработанность, личные особенности членов коллектива и т.д.
3. Демократическое и авторитарное руководство имеют своим результатом, как правило, примерно равные показатели продуктивности.
4. Удовлетворенность трудом, преимущественно - за демократическим стилем руководства;
5. В ситуациях, близких к экстремальным, наибольшая удовлетворенность наблюдалась в группах с авторитарным руководством.
6. Для членов коллектива, при авторитарным стиле руководства, удовлетворенность групповым членством зависит:
* от личностных характеристик;
* от уровня культуры и менталитета.
Искусство управления предполагает гибкое применение того или иного стиля руководства, а взятие руководителем на вооружение одного из них должно быть связанно с групповой эффективностью применения конкретного стиля.
Рассмотрим другие классификации. Стиль управления — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления должна достигаться удовлетворённость работой и поощряться производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.
Различают следующие стили управления:
• Ориентированный на задачу, которую необходимо выполнить, при этом, как утверждает Бизани, руководитель:
порицает недостаточную работу;
побуждает медленно работающих сотрудников прилагать больше усилий;
придает особенное значение объему работы;
руководит железной рукой;
обращает внимание на то, что его сотрудники работают с полной отдачей;
побуждает сотрудников посредством нажима и манипулирования к еще большим усилиям;
требует от малорезультативных сотрудников большей отдачи.
Исследования Хальпина—Винера и Пельца показывают, что такие руководители: часто более положительно характеризуются своими начальниками, чем личностно-ориентированные руководители; позитивно оцениваются своими сотрудниками, если руководители имеют влияние "наверху";
• Личностно-ориентированный, при котором в центре внимания стоят сотрудники с их потребностями и ожиданиями.
По Бизани, руководитель:
- обращает внимание на здоровье сотрудников;
- заботится о хороших отношениях со своими подчиненными;
- обращается со своими подчиненными как с равноправными;
- поддерживает своих сотрудников в том, что они делают или должны сделать;
- заступается за своих сотрудников.
Руководитель, который управляет, ориентируясь па личность, не может, однако, сразу рассчитывать на полное удовлетворение сотрудников. Для этого важны влияние и уважение руководителя "наверху”.
Стилю управления присущи три проблемы:
1. Результаты, которые
должны быть достигнуты с
2. Абсолютизация стиля управления рассматривается как способ, с помощью которого повышается производительность труда;
3. Ситуация управления
рассматривается как
то время как с течением времени она может измениться и руководитель
должен соответственно изменить свое отношение к отдельным сотрудникам.
Стили управления могут быть одно- и многомерными.
ОДНОМЕРНЫЕ СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ.
Стиль управления одномерный, если рассматривается один критерий оценки. Одномерными являются авторитарный, корпоративный и прочие стили
управления, причем первый и второй стили полярно отличаются друг от друга.
Авторитарный стиль управления. При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных. Этот стиль управления может применяться при решении
текущих задач и предполагает большую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников.
Типичные признаки авторитарного стиля управления:
• Руководитель в силу своей законной власти управляет подчиненными и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными, при этом исходит из того, что он в отличие от подчиненных обладает большим пониманием и знанием дела, чего, разумеется, быть не должно. Решения руководителя имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться подчиненными, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе. Руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными, информирует их о фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он контролирует,
следуют ли его распоряжениям и насколько. Штопп перечисляет требования к авторитарно управляющему руководителю:
- высокая сознательность;
- высокий самоконтроль;
- дальновидность;
- хорошая способность к принятию решений;
- пробивная способность;
• Подчиненные — адресаты приказаний. По "теории Ли Ху": средний человек ленив и, насколько возможно, отлынивает от работы; работники нечестолюбивы, боятся ответственности и желают быть руководимыми; давление на подчиненных и санкции к ним необходимы для достижения целей предприятия; строгое управление подчиненными и частный контроль над ними неизбежны. При этом стиле управления мотивация подчиненных часто ограниченна, потому что руководитель отделяется социально, передает, как правило, менее интересную работу подчиненным и поддерживает в них страх перед угрожающими санкциями. Подчиненные становятся безучастными по отношению к руководителю, а также к предприятию. Информацию они добывают из-за поставленных руководителем информационных барьеров неофициальными путями.
Требования к авторитарно управляемому подчиненному по Штоппу:
- признание руководителя единственной инстанцией;
- признание и выполнение распоряжений руководителя;
- отсутствие стремления к обладанию правом контроля.
Преимущества авторитарного стиля управления — возможно большая скорость принятия решений, успешность при повседневных, обычных работах.
Недостатки авторитарного стиля лежат в слабой мотивации самостоятельности и развития подчиненных, а также в опасности ошибочных решений посредством чрезмерных требований руководителя в отношении количества и (или) качества работы.
Авторитарный стиль управления может применяться на практике в нескольких вариантах, которые все больше приближаются к корпоративному стилю.
Корпоративный стиль управления. При корпоративном стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.
Типичные признаки корпоративного стиля управления:
• Руководитель управляет подчиненными, включая их в процесс принятия решений, за которые он несет ответственность. Он ожидает от своих подчинённых конкретной помощи, принимает решения с учетом их предложений и возражений. Он делегирует свои полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при необходимости. При этом он признает способности подчиненных и сознает то, что не может все знать и все предвидеть. Контролируется только результат работ, допускается самоконтроль. Руководитель не только подробно информирует о фактическом
Информация о работе Личность менеджера: роль и её влияние на деятельность предприятия