Лекции по "Основам менеджмента"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:51, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Основы менеджмента".

Работа содержит 1 файл

Системный подход в менеджменте.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

      4. Технология (выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе. Технология представлена машинами, механизмами, инструментами, навыками, знаниями).

      5. Люди (руководители анализируют поведение людей как отдельных личностей, отдельных групп и как лидеров. Среди аспектов поведения руководители большое значение придают способностям, одаренности, отношениям, потребностям, ценностям, ожиданиям и восприятию. На пведение работника сильное влияние оказывает среда, атмосфера, созданная на фирме. Следовательно руководители должны сделать эту среду способствующей достижению целей организации).

      Все элементы внутренней среды фирмы взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Хар-ка внешней среды

      Микросреда - среда, оказывающая прямое непосредственное воздействие на организацию.

      Макросреда - оказывает опосредованное воздействие  на организацию.

      Эл-ты микросреды: поставщики - фирма и  ее конкуренты посредники потребители.

      Поставщики - деловые фирмы, обеспечивающие компанию и ее конкурентов необходимыми ресурсами (энергетическими, мат., инф-ми, чел-ми, сырьевыми) для производства товаров и услуг.

      Посредники - деловые фирмы, помогающие компании в продвижении сбыта и распространении  ее товаров среди потребителей. К  ним относятся: торговые, кредитно-фин-ые, маркетинг-е агентства.

      Торговые  посредники - деловые фирмы и лица подыскивающие клиентов и (или) продающие  им товары и услуги. Они делятся  на оптовых и розничных.

      Торговые  посредники: 1) оптовые: а) зависимые (сбытовые агенты, промышленные агенты) б) независимые (дилеры, дистрибьюторы, маклеры, брокеры) 2) розничные а) магазинная торговля б) немагазинная торговля (почта, и-нет и т.д.).

      Независимые торговцы - деловые торговые фирмы, закупающие за собственный счет и  на свое имя и реализующие его  по своему усмотрению.

      Брокеры получают за свою посредническую деят-ть (сведение покупателя с продавцом), получают комиссионное вознаграждение в размере от 3 до 6% от сделки. Брокер заинтересован в нахождении выгодного  покупателя для выгодного продавца.

      Зависимые оптовые продавцы - осуществляют сделки от имени производителя и за его счет, но не получают зарплату, а получают комиссионные (до 13%). М/д производителем и агентом заключается агентское соглашение где оговариваются все права и обязанности сторон.

      Фирмы спец-ы по организации товародвижения: 1. транспортные организации 2. базы и склады. Они помогают производителям создать запасы своих изделий и продвигать их от места производства до места назначения. Базы и склады - предприятия обеспечивающие накопление и сохранность грузов. Транспортные организации: железнодорожный, воздушный, авто, водный, трубопровод.

      Кредитно  фин-е учреждения - помогают кампаниям  финансировать сделки и страховать грузы в связи с транспортировкой.

      Агентства по оказанию маркетинговых услуг - рекламные  агентства, консалтинговые агентства. 

      20. Методы исследования  систем управления 

      Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными  методами исследования.

      Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы:

      1. МАИС - методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов (творческой деятельности)

      МПФС - методы формального представления  систем комплексные методы - используют элементы и МАИС и МПФС

      Первая группа — методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: 1 .метод «Мозговой атаки», 2.морфологический анализ 3 .метод типа «сценариев»,

      4.метод  экспертных оценок (включая SWОТ-анализ),

      5.метод  типа «Дельфи»,

      6.метод структуризации («дерево целей», графические методы, сетевые модели) 6.морфологические методы . Вторая группа — методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических   методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы: аналитические (включают методы классической математики — интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);

      статистические (включают теоретические разделы  математики — математическую статистику, теорию вероятностей — и направления  прикладной математики, использующие стохастические представления — теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

      теоретико - множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);

      графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.). 

      21. Этапы инновационного  процесса и их  характеристика 

      Инновационный процесс протекает в несколько этапов. В большинстве случаев инновация - это комбинация множества факторов, которые вводятся частично одновременно, частично последовательно. Следовательно, инновация - это не изолированное событие, а скорее траектория, состоящая из многих небольших событий. Поэтому при анализе инновации трудно указать точный момент, когда она возникла, или указать её единственную причину. Для понимания сущности процесса разработки и внедрения инновации нельзя изучать различные основы, участвующие организации и заинтересованных лиц отдельно, а необходимо анализировать ситуацию во всей полноте. Таким образом, все элементы, составляющие содержание инновационной деятельности, не просто вытекают друг из друга, а тесно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга. В результате изменения одного из элементов происходит изменение остальных, а в конечном итоге во всей организации. Это требует комплексного решения любых её проблем: больших и малых, простых и сложных, текущих и перспективных. Следовательно, здесь необходим системный подход. Первый этап

      формулировка  задач с указанием конечной цели, условий;

      установка уровня разработанности проблемы;

      определение перспективности;

      разработка  иерархии целей;

      стратегии их достижения;

      проектирование  способов оптимизации выполнения операций для достижения поставленных целей

      Второй этап

      - выдвижение, уточнение и корректировка основных гипотетических положений о реализации инновации

      Третий  этап

      обоснование инноваций;

      разработка  технологии их реализации;

      разработка  комплексно-целевой программы научно-методической и опытно-экспериментальной работы;

      создание  проектно-методического центра Четвертый  этап

      сопоставление полученных результатов с положениями  гипотезы, оценка их соответствия цели и задачам

      Пятый этап

      - обобщение собранного материала и реализация инновационного процесса 

      22. Основные задачи стратегического менеджмента 

      Стратегический  менеджмент - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей,  осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию внешней среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в конечном итоге способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе. Стратегический менеджмент обычно рассматривает как совокупность пяти взаимосвязанных процессов: определение миссии и целей; анализ внешней и внутренней среды; анализ и выбор стратегии; реализация стратегии; оценка и контроль выполнения стратегии. Стратегическое управление основывается на стратегических целях компании, а именно на будущей структуре хозяйственной деятельности, на создаваемом научном, производственном, сбытовом потенциале фирмы, под который целевым направлением выделяются ресурсы. Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся возможности.

      Всё многообразие стратегий, которые используют фирмы, представляет собой различные модификации нескольких базовых стратегий:

      1.Ограниченный  рост – выбирает большинство фирм со стабильной технологией. Цели развития - «от достигнутого». Наименее рискованный способ действия.

      Рост - обычно применяется в динамично  развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Придерживаются фирмы, стремящиеся к диверсификации для того, чтобы покинуть рынки в состоянии стагнации. Может иметь место внешний рост (приобретение другой фирмы), внутренний рост (расширение ассортимента выпускаемой продукции).

      Сокращение - используется реже всего: обычно показатели деятельности фирмы приобретают  тенденцию к ухудшению. Цели ниже достигнутого раньше уровня.

      Комбинированная стратегия - сочетание рассмотренных  выше стратегий. Используется обычно крупными организациями, функционирующими в нескольких отраслях. Каждая из стратегий эффективна при определённых условиях и состояния среды. 

      23. Анализ сильных  и слабы сторон  организации, возможностей  и угроз (SWОТ-анализ) 

      SWОТ-анализ  позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Под сильными и слабыми сторонами могут скрываться самые разнообразные аспекты деятельности компании. Ниже приводятся категории, наиболее часто включаемые в анализ. Каждый SWОТ уникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью.

      Маркетинг. Инжиниринг и разработка новых продуктов. Чем теснее становится связь маркетинга и технического отдела, тем важнее будут данные элементы. Например, прочная взаимосвязь между командой разработки нового продукта и отделом маркетинга позволяет напрямую использовать обратную связь от покупателей в проектировании новых изделий.

      Оперативная деятельность.

      Персонал. Сюда входят навыки, заработная плата и премии, обучение и развитие, мотивация, условия труда людей, текучесть кадров. Все эти элементы имеют центральное значение для успешного внедрения ориентированной на покупателя философии маркетинга и маркетинговой стратегии. Менеджмент. Чувствительные и зачастую спорные, но иногда требующие изменений структуры управления напрямую определяют успех внедрения маркетинговой стратегии. Подобные аспекты должны быть отражены в анализе. Ресурсы компании. Ресурсы определяют наличие людей и финансов, и тем самым сказываются на способности компании извлечь выгоду из конкретных возможностей

Информация о работе Лекции по "Основам менеджмента"