Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:51, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Основы менеджмента".
9.
Управление инновационной
деятельностью на предприятии
Инновация
- любое изменение, нацеленное на улучшение.
Это изменение может касаться
и продукции фирмы, и организации
технологии производства, и т. д. И -
это внедрение научно-
10.
Типология управленческих
решений
Существуют три типа базовых моделей принятия решения.
Физическая
модель - представляет то, что исследуется,
с помощью увеличенного или уменьшенного
описания объекта или системы. Автомобильные
и авиационные предприятия
Математическая модель (символическая модель) -используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события. М.модели относятся к типу моделей чаще всего используемых при принятии организационных решений. Методы выработки и принятия управленческих решений:
диагностика проблемы. Это первый шаг на пути решения проблемы. Полный и правильный диагноз. Необходимо собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю информацию. Немалую роль в процессе принятия решения имеет отбор данных, которые «фильтруют», оставляя только сведения, используемые в процессе принятия решений.
Уточнение
ограничений и критериев
Оценка возможных альтернатив. При оценке решений менеджер определяет достоинства и недостатки каждого из них и потенциальные общие последствия. При оценке возможных решений менеджер стремится спрогнозировать то, что произойдет в будущем.
Выбор альтернативы. Если проблема правильно определена, а альтернативные решения взвешены тщательно, менеджер принимает решение, выбирая альтернативу с наиболее благоприятными последствиями.
Установление
обратной связи. Поступление данных
о том, что произошло после
реализации решения, как правило, это
позволяет менеджеру
11. Контроль как
функция управления:
организация и выбор
стратегических точек
контроля на предприятии.
Контроль - процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Действия менеджера, определяющие, правильны ли управленческие решения и не нуждаются ли они в корректировке. Установление и оценка результатов, людей мероприятий. Формирование обратной связи в процессе разработки и реализации планов. Функции контроля: снижение неопределенности, выявление кризисных ситуаций и негативных тенденций, укрепление факторов успеха. Виды контроля: фактор времени (предварительный, текущий, заключительный), вид показателей (основные - рентабельность, продажи, доля рынка, вспомогательные - мотивация труда, культура). Предварительный контроль: Осуществляется до фактического начала работ. Реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Их строгое соблюдение - способ убедиться, что работа развивается правильно. Четкие должностные инструкции, эффективно доводить цели до подчиненных, набирать квалифицированных специалистов). Текущий контроль: Непосредственно в ходе проведения работ. Объект - сотрудники. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Обратная связь.
Заключительный контроль: Обратная связь используется после выполнения работы. Фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми. Дает информацию для планирования.
Способствует
мотивации. Процесс контроля: Установление
стандартов (Проблемы - разные показатели
стандартов и результатов, обмен информацией),
Измерение результатов (единица измерения),
Сравнение стандартов и результатов (установление
масштаба отклонений, распространение
информации, оценка информации о результатах),
Выводы и действия (ничего не делать, устранить
отклонения, пересмотреть стандарты).
Принципы эффективного контроля: стратегическая
направленность, соответствие хоз. процессу,
своевременность, гибкость, простота,
экономичность.
12.
Современные теории
мотивации
Мотивация — это процесс побуждения к деятельности по достижению целей организации. Мотив — внутренняя потребность к действию. Успешность мотивации состоит в убеждении работника в том, что его личные цели и потребности являются составными частями организационных целей и неотделимы от них. Правильная мотивация — основа эффективного управления персоналом. Выделяют два основных типа мотивации: 1) внешней — путем внешних для человека действий, использования стимуляторов (стимулов), к которым относят объекты, способы, средства (деньги, материальные блага, похвала, премии, грамоты и т.п.); 2) внутренней мотивации человека — путем формирования его собственных мотиваторов к совершенствованию, самореализации. Принципиальное отличие двух типов мотивации состоит в том, что стимулы являются только средством формирования собственных мотиваторов индивида. Все виды потребностей человека разделяют на три категории: физиологические, психологические, социальные.
Исторически развитие концепций мотивации от метода «кнута и пряника» до современных гуманистических теорий связано в основном с XX веком, характеризующимся бурным прогрессом во всех сферах производства. Ф. Тейлор уже использовал в управлении элементы теории Фрейда о роли подсознательного в жизни человека, однако он так и не смог Уйти за рамки методологии «кнута и пряника». Эксперименты Э. Мэйо на прядильной фабрике (1923-1924), а затем в Хотторне (1920-1930-е годы) убедительно показали, что люди нуждаются не только в удовлетворении физиологических потребностей и что от степени воздействия на них различных факторов (как внешних, так и внутренних) зависит эффективность их работы, а следовательно, и доходы организации. Появились понятия о первичных (физиологических) потребностях в пище, жилье и т.п. и вторичных потребностях внутреннего характера (в уважении, достижении цели, результата и т.д.).
Одной из первых концепций, в которой были отражены строгая последовательность и взаимосвязь мотивирующих потребностей, стала теория иерархии потребностей Маслоу. А. Маслоу считал, что потребности развиваются в строгой последовательности: снизу — вверх. Недостатки теории Маслоу: 1) она не учитывает, что потребности проявляются в зависимости от ситуации; 2) в действительности порядок следования потребностей не всегда совпадает с «пирамидой» потребностей; 3) теория Маслоу не дает ответа на вопрос, как управлять потребностями для повышения эффективности трудовой деятельности.
Одной
из первых концепций, в которой были
отражены строгая последовательность
и взаимосвязь мотивирующих потребностей,
стала теория иерархии потребностей Маслоу.
А. Маслоу считал, что потребности развиваются
в строгой последовательности: снизу —
вверх. Недостатки теории Маслоу: 1) она
не учитывает, что потребности проявляются
в зависимости от ситуации; 2) в действительности
порядок следования потребностей не всегда
совпадает с «пирамидой» потребностей;
3) теория Маслоу не дает ответа на вопрос,
как управлять потребностями для повышения
эффективности трудовой деятельности.
13.
Коммуникации в управлении.
Технология общения
менеджера с подчиненными
Коммуникация - процесс обмена мыслями, фактами, идеями или эмоциями между двумя или более людьми, который ведет к достижению и взаимопониманию. Этот процесс может осуществляться между структурными подразделениями организации и организацией и внешней средой.
Существует два вида коммуникаций: 1). Межличностная; 2). структурная (организационная). Коммуникация имеет место, когда идея, существующая в сознании одного человека, проникает в сознание другого человека. Коммуникационный процесс - обмен информацией между двумя и более людьми. Основная цель - достижение и обеспечение понимания информации, являющейся предметом сообщений, для более эффективной работы в фирме. В процессе обмена информацией выделяют 4 базовых элемента: 1. Отправитель, лицо, собирающее информацию и передающее ее. 2. Сообщение - закодированная с помощью символов информация. 3. Канал, средство передачи информации. 4. Получатель, получает информацию и интерпретирует ее. При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов, цель которых составить сообщение и эффективно использовать канал для передачи сообщения в исходном виде. Этапы коммуникационного процесса: 1. Зарождение идеи. На этом этапе осуществляется формулировка идеи или отбор информации. Идея еще не трансформирована в слова и не приобрела такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель определил концепцию, которую он хочет сделать предметом обмена информацией, приняв в расчет множество факторов.
Кодирование и выбор канала. Кодирование идеи с помощью символов, используя слова, интонации, жесты. Происходит превращение идеи в сообщение. Отправитель выбирает канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования(передача речи, письменных материалов, электронные средства связи, компьютерные сети, видеоленты). Желательно использовать в сочетании два и более средств коммуникаций (письменная и устная информация).
Передача. Отправитель осуществляет физическую передачу сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю посредством выбранного канала. 4. Декодирование. Осуществляется перевод символов отправителя в мысли получателя. Обмен информации считается эффективным, если получатель произвел действия, которых ждал от него отправитель.
Пути улучшения системы коммуникаций в организации.
1. Управленческое регулирование:
четкое определение и формулирование задач;
формирование
четкого представления о
планирование, реализация, контроль совершенствовать в направлении улучшения информационного обмена;
обсуждение планов, задач, путей их решения.
2.Совершенствование системы обратной связи:
перемещение людей из одной организации в другую с целью обсуждения;
опрос работников, в среде которого необходимо выявить: четко ли доведены до них цели их деятельности, информированы ли они; с какими потенциальными и реальными проблемами сталкиваются или могут столкнуться стратегии грядущих перемен; получают ли их руководитель для предложений.
Совершенствование системы сбора информации с целью снижается тенденции фильтрации идей или их игнорирование на пути снизу вверх.
Создание каналов информационных сообщений в форме степной печати, статей, биллютней, радиотелевидения, компьютерных сетей.
Внедрение совершенных, информационных технологий (электронная почта, видеоконференции и другие).
14. Этапы процедуры
банкротства. Стадия
конкурсного производства