Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:02, курс лекций

Описание работы

Проведение программы реформирования в нашей стране, предусматривающей переход на рельсы рыночных отношений, радикально изменило систему управления экономикой. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положения которого в рыночной экономике меняется коренным образом, становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающей экономической самостоятельностью и полностью, отвечающих за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента) , который обеспечила бы ему высокую эффективность работы конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Менеджмент: основные понятия, сущность и место в системе управленческих дисциплин
1.1. Цели и задачи менеджмента 5
1.2. Объект и субъект менеджмента 7
1.3. Место курса в системе управленческих дисциплин 9
Глава 2 Эволюция менеджмента
2.1 История развития 10
2.2 Научные школы 11
Глава 3 Методологические основы менеджмента
3.1 Основные подходы к управлению 15
3.2 Функции управления 16
3.3 Методы управления 17
Глава 4 Организация как объект управления
4.1 Определение понятия и классификация организаций 21
4.2 Миссия цели организации 22
4.3 Структура управления организацией 23
Глава 5 Среда организации
5.1. Внешняя среда организации 24
5.2. Внутренняя среда организации 29
Глава 6 Планирование как функция менеджмента
6.1. Сущность и объективная необходимость планирования 33
6.2. Объекты долгосрочного планирования 34
6.3. Процесс планирования 35
6.4. Стратегическое планирование 36
Глава 7 Контроль как функция менеджмента
7.1. Понятие и роль контроля в организации 38
7.2 Основные аспекты управленческого контроля 39
7.3 Основные этапы контроля 40
7.4 Формы и функции управленческого контроля 41
Глава 8 Мотивация деятельности
8.1 Сущность мотивации 42
8. Теории мотивации 43
Глава 9 Роль коммуникаций в управлении
9.1 Общее понятие коммуникации 48
9.2 Процесс коммуникации 48
9.3 Коммуникационные сети 49
9.4 Коммуникационные стили 52
8.5 Невербальная коммуникация 53
Глава 10 Управленческие решения
10.1 Сущность управленческого решения 54
10.2 Классификация управленческих решений 55
10.4 Объект и субъект управленческого решения 58
10.5 Процесс принятия управленческого решения. 60
10.6 Роль менеджера в принятии управленческого решения 62
10.7 Влияние риска, определенности, неопределенности, паники на процесс 63
принятия и реализации управленческого решения
9.8 Модели принятия управленческого решения 65
Глава 11 Роль человеческих ресурсов в организации
11.1 Концепция управления человеческими ресурсами 70
11.2 Задачи и функции менеджера по управлению человеческими ресурсами 73
Глава 12 Управление конфликтами в организации
12.1 Природа конфликта в организации 75
12.2 Типы конфликтов 75
12.3 Причины и последствия конфликта 76
12.4 Управление конфликтом

Работа содержит 1 файл

Конспекты лекций по Менеджменту.doc

— 1.65 Мб (Скачать)

Вместе с  тем нужно отметить, что конкуренция  иногда толкает фирмы и на создание между ними соглашений различных типов: от раздела рынка до кооперации между конкурентами.

 

5.1.2  Среда косвенного воздействия

Факторы среды  косвенного воздействия или общее  внешнее окружение обычно не влияют на организацию так же заметно, как  факторы среды прямого воздействия. Однако менеджеру необходимо постоянно вести их учет, так как среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия.

К основным факторам среды косвенного воздействия относятся  технологические, экономические, социокультурные  и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.

Технология.

Технология  является одновременно внутренней переменной и внешним фактором. В качестве внешнего фактора она отражает уровень  научно-технического развития, который  воздействует на организацию. Например, в областях автоматизации, информатизации и т. д. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Чтобы сохранить конкурентоспособность, каждая организация вынуждена использовать достижения научно-технического прогресса, по крайней мере те, от которых зависит эффективность ее деятельности.

К крупным технологическим нововведениям, которые глубоко затронули организацию и общество, можно отнести компьютерную, лазерную, микроволновую, полупроводниковую технологию, интегрированные линии связи, робототехнику, спутниковую связь, атомную энергетику, получение синтетических топлив и продуктов питания, генную инженерию. Знаменитый социолог Дэниел Белл считает, что будущие поколения сочтут наиболее ценным нововведением технологию миниатюризации, которая впоследствии окажет значительное влияние и на характер многих управленческих процессов в обществе.

Состояние экономики.

Менеджер должен также уметь оценивать то, как  скажутся на операциях организации  общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики  влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. К тому же состояние экономики может сильно влиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается минимизировать последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу, ставку процента и т. д.

Изменение состояния  экономики может оказать положительное  воздействие на одни и отрицательное  на другие организации. Например, если при экономическом спаде магазины розничной торговли могут серьезно пострадать в целом, то магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вообще ничего не почувствуют.

Социокультурные факторы.

Организация функционирует  по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию непосредственно. Например, на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества. Важное значение имеют и отношения организации с местным населением. В связи с этим выделяют также в качестве

фактора социально-культурного  окружения независимые средства массовой информации, которые могут  формировать имидж организации, ее товаров и услуг.

Социокультурные факторы влияют также на продукцию  или услуги, являющиеся результатом  деятельности организации, и от них  зависят способы ведения дел  организациями.

Политические факторы.

Некоторые аспекты  политической обстановки представляют для менеджера организации особоезначение. Одним из них являются настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно связанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, исполнение законодательства по защите потребителей, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих организацией.

Большое значение для организаций, ведущих свою деятельность в других странах, имеет фактор политической стабильности, без которого невозможно нормальное функционирование всей организационной системы.

Отношения с местным населением.

Почти для всех организаций преобладающее значение имеет отношение к ней местной  общественности, в которой она  функционирует. Почти в каждой общности существуют определенные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации. Некоторые города, к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих пр


Информация о работе Лекции по "Менеджменту"