Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:02, курс лекций

Описание работы

Проведение программы реформирования в нашей стране, предусматривающей переход на рельсы рыночных отношений, радикально изменило систему управления экономикой. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положения которого в рыночной экономике меняется коренным образом, становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающей экономической самостоятельностью и полностью, отвечающих за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента) , который обеспечила бы ему высокую эффективность работы конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Менеджмент: основные понятия, сущность и место в системе управленческих дисциплин
1.1. Цели и задачи менеджмента 5
1.2. Объект и субъект менеджмента 7
1.3. Место курса в системе управленческих дисциплин 9
Глава 2 Эволюция менеджмента
2.1 История развития 10
2.2 Научные школы 11
Глава 3 Методологические основы менеджмента
3.1 Основные подходы к управлению 15
3.2 Функции управления 16
3.3 Методы управления 17
Глава 4 Организация как объект управления
4.1 Определение понятия и классификация организаций 21
4.2 Миссия цели организации 22
4.3 Структура управления организацией 23
Глава 5 Среда организации
5.1. Внешняя среда организации 24
5.2. Внутренняя среда организации 29
Глава 6 Планирование как функция менеджмента
6.1. Сущность и объективная необходимость планирования 33
6.2. Объекты долгосрочного планирования 34
6.3. Процесс планирования 35
6.4. Стратегическое планирование 36
Глава 7 Контроль как функция менеджмента
7.1. Понятие и роль контроля в организации 38
7.2 Основные аспекты управленческого контроля 39
7.3 Основные этапы контроля 40
7.4 Формы и функции управленческого контроля 41
Глава 8 Мотивация деятельности
8.1 Сущность мотивации 42
8. Теории мотивации 43
Глава 9 Роль коммуникаций в управлении
9.1 Общее понятие коммуникации 48
9.2 Процесс коммуникации 48
9.3 Коммуникационные сети 49
9.4 Коммуникационные стили 52
8.5 Невербальная коммуникация 53
Глава 10 Управленческие решения
10.1 Сущность управленческого решения 54
10.2 Классификация управленческих решений 55
10.4 Объект и субъект управленческого решения 58
10.5 Процесс принятия управленческого решения. 60
10.6 Роль менеджера в принятии управленческого решения 62
10.7 Влияние риска, определенности, неопределенности, паники на процесс 63
принятия и реализации управленческого решения
9.8 Модели принятия управленческого решения 65
Глава 11 Роль человеческих ресурсов в организации
11.1 Концепция управления человеческими ресурсами 70
11.2 Задачи и функции менеджера по управлению человеческими ресурсами 73
Глава 12 Управление конфликтами в организации
12.1 Природа конфликта в организации 75
12.2 Типы конфликтов 75
12.3 Причины и последствия конфликта 76
12.4 Управление конфликтом

Работа содержит 1 файл

Конспекты лекций по Менеджменту.doc

— 1.65 Мб (Скачать)

Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма активно происходит при формировании рыночных отношений. Таким образом, для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет).

Основное средство воздействия на коллектив — убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4  Организация как объект управления

 

Организация; параметры  организации; классификация организаций; формальные и неформальные, частные, государственные, коммерческие и неформальные, малые, средние и крупные организации; группировка организаций по секторам производства.

Структура экономики; интеграция организаций; финансово-промышленные группы, предпринимательские союзы, кластеры, виртуальные организации.

Модели организаций; механистическая конструкция организации; модель организации с разделением труда; системная модель организации; организационная модель с учетом интересов партнеров.

4.1. Определение  понятия и классификация организаций

Организации создаются  для удовлетворения разнообразных  потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики.

Это играет большую  роль при рассмотрении организаций  как объектов управления.

Многообразие  целей и задач организаций  приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания и искусство, методы и

приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников.

Любая организация, вне зависимости от ее конкретного  назначения, может быть

описана с помощью  ряда параметров, среди которых главными являются: целевое

назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение

труда и распределение  ролей, внешняя среда и система  внутренних социальных, а также

экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру. В

соответствии  с этим все многообразие организаций  подразделяется на классы и виды,

каждый из которых  объединяет предприятия, однородные по тому или иному критерию.

На основании критерия формализации выделяются:

• формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы;

• неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

Предметом нашего изучения являются формальные хозяйственные организации,

которые в соответствии со ст. 48 (п. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации

являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном  владении или

оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам

этим имуществом.

По  формам собственности они могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

По  отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и

некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей

деятельности, вторые не стремятся извлекать или  распределять полученную прибыль между  участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Гражданским кодексом России предусмотрены организационно-правовые формы, в

которых может  осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии с ним организационно-правовая форма «предприятие» сохранена

только для  государственных и муниципальных  предприятий, причем предприятием как

объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления

предпринимательской деятельности. С учетом сложившихся  в нашей стране традиций понятия  «организация» и «предприятие»  широко применяются как взаимозаменяемые.

По  размерам организации группируются на крупные, средние и малые. В качестве

классификационных признаков такого деления чаще всего  используют такие легко

 доступные  для анализа критерии, как число  занятых, объем продаж (оборот) и  балансовая

стоимость активов. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских

оснований для  отнесения организации к той  или иной группе, на практике применяют

комбинацию  критериев.

• в промышленности, строительстве  и на транспорте — 100 человек;

• в сельском хозяйстве  и научно-технической сфере — 60 человек;

• в оптовой торговле — 50 человек;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения  — 30 человек;

• в остальных отраслях и при осуществлении других видов  деятельности — 50 человек.

Размеры средних предприятий  по критерию численности занятых  определяются в

интервале от 100 до 300 (от 50 до 250 человек по методологии ЕС), крупных — от 300 (а в

некоторых отраслях —  от 500) и выше. Именно последним принадлежит  ведущая роль в

современной экономике, хотя их число относительно невелико.

 

4.2 Миссия ицели организаций

Целеполагание; миссия организации; философия компании; содержание формулировки миссии.

Цели организации; требования к формулировке целей; классификация  целей; цели функциональных подсистем; дерево целей.

Концепция управления по целям, ее сущность, принципы; стадии процесса управления по целям, достоинства и недостатки.

Функции управления; планирование, организовывание, мотивация, координация, контроль.

 

Миссия организации

Одной из главных задач  управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание — это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики.

Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.

Между миссией организации  и более общей системой, частью которой она является, не должно быть противоречий.

Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так  как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности коммерческой организации. Но прибыль как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития и в конечном счете приведет к неэффективной работе.

Миссия формулируется  высшим руководством, которое несет  полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации.

 

Цели организации и  их классификация

Миссия образует фундамент  для установления целей организации  в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, нововведения, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия.

Цели— это  конкретизация миссии организации  в форме, доступной для управления процессом их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства:

• четкая ориентация на определенный интервал времени, • конкретность и измеримость,

• непротиворечивость и  согласованность с другими целями и ресурсами,

• адресность и контролируемость.

Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических, перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т. д. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей.

Критерии классификации

  • Стратегические
  • Тактические
  • Оперативные
  • Экономические
  • Организационные
  • Научные
  • Социальные
  • Технические
  • Политические
  • Маркетинговые
  • Инновационные
  • Кадровые
  • Производственные
  • Финансовые
  • Административные

 

4.3 Структура  управления организацией

Элементы и связи  структуры управления; связь структуры  с целями, задачами и функциями  управления; принципы построения структуры  управления организацией.

Иерархический тип структуры управления, принципы его построения; линейно-функциональная структура, ее достоинства, недостатки и условия эффективного использования; линейно-штабная структура управления; дивизиональная структура управления, ев особенности.

Органический тип структуры  управления; проектная организация работ; матричная структура управления; бригадная структура; оценка структуры управления организацией.

Определение понятия  и принципы построения

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная  совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или

иным функциям управления.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно — права и  ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента.

1.5.2. Иерархический тип  структур управления

Структуры управления на многих современных предприятиях (особенно крупных и сверхкрупных) были построены  в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале XX в. При этом главное внимание уделялось  разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. В течение многих десятилетии организации создавали так называемые формальные структуры управления, которые получили название иерархических, или бюрократических.

Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения:

  • четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности; иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;
  • наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
  • дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;
  • осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"