Лекции по менеджменту

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:39, лекция

Описание работы

Роль, значение и история возникновение менеджмента. Методы и принципы менеджмента. Менеджмент. Функции, задачи менеджмента. Организации и менеджеры. Внутренняя среда организации. Влияние среды на личность. Внешняя среда организации. Принятие управленческих решений. Власть и лидерство. Управление конфликтами. Управление трудовыми ресурсами.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент( курс лекций для заочников)2009г.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Современные теории мотивации:

      1. Содержательные теории мотивации  основываются на идентификации тех внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. (Маслоу А. Ф.Герцберг).

      2. Процессуальные теории мотивации  основываются на представлениях о том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания (теория ожидания, теория справедливости) и эффективно используются в решении задач побуждения людей к эффективному труду.

      Мотивационное поведение состоит в том, что  потребности человека (первичные  и вторичные) служат мотивам к  действию.

      Первичные потребности – есть, спать, дышать, общаться.

      Вторичные – социально-психологические, культурные, т.е. потребность в успехе, уважении, власти и т.п.

Содержательные  теории мотивации.

      Низший  уровень – Иерархия потребностей по Маслоу:

      1) физиологические (еда, вода, отдых, секс);

      2) потребности в безопасности и  уверенности в будущем;

      3) социальные (соц.связи, поддержка);

      4) потребности в уважении;

      5) потребности в самовыражении

      Высший  уровень. На практике эта иерархия не столь четкая, как предполагает Маслоу.

      Российским  менеджерам необходимо знать, что в  большинстве случаев в связи с низким уровнем жизни в стране, с одной стороны, с высоким уровнем образования, с другой стороны, им необходимо мотивировать подчиненных, используя все уровни потребностей в комплексе.

      Теория  потребностей  Макклелланда делает основной акцент на потребности высших уровней: власти, успеха и причастности (дружеское общение, оказание помощи).

      Двухфакторная теория Герцберга основывается на представлении  о том, что следует выделять 1) гигиенические факторы и 2) мотивацию.

  1. связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа(заработок, условия работы, политика администрации, степень контроля и т.п.)
  2. связана с характером и сущностью работы (успех, возможность творческго роста, высокая ответственность)

Процессуальные  теории мотивации.

      Теория  ожиданий основывается на том, что наличие активной потребности – не единственное условие мотивации человека к достижению определенной цели.

      Ожидания  – это оценка данной личностью  вероятности определенного события. При анализе мотивации теория ожидания подчеркивает важность взаимосвязей: затраты труда >>> результаты >>> вознаграждения >>> удовлетворенность вознаграждением.

      Теория  справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношения полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносит его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если вознаграждение было несправедливое, то возникает напряжение >>> необходимо мотивировать сотрудника и восстановить справедливость. 

      Групповая динамика.

      Формальные  группы, неформальные группы существуют в любых организациях. Формальные создаются по воле руководства, их функцией является выполнение конкретных задач и достижение конкретных целей. В организации существует 3 основных типа формальных групп: группы руководителей, производственные группы и комитеты:

      Неформальные  организации – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определённой цели. Принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды(взаимопомощь, общение)

      Неформальный  лидер имеет 2 функции: помогает группе в достижении целей и поддерживает и укрепляет ее существование.

      Факторами эффективности работы групп являются размер, состав, групповые нормы, сплоченность, конфликтность, статус и функциональные роли ее членов.

      Теоретики менеджмента предлагают следующий  подход к неформальным группам и  организациям: признавать существование  неформальной организации и работать с ней, выслушивать мнения лидеров и членов неформальных групп, работать с ними, поощряя тех, кто способствует достижению целей предприятия. 
 

      Истоки  современной управленческой науки и истоки проблем 

      Российского менеджмента.

      Изучение  организаций прошлых эпох показывает, что они имели определенную организационную структуру, в которой существовали разные уровни управления. До 20 века подходы и методы управления носили в основном имперический характер. Современная концепция управления, как научной дисциплины, профессии, области исследований сформировалась только в 20 веке.

      Ф.Тейлор в 1911 году опубликовал книгу «Принципы  научного управления, чем положил начало признанию управления наукой. Становление управления как науки было ответом на потребности развития экономики.

      Известен ряд подходов к теории и практике управления:

      1) Подход, основанный на выделении  различных школ управления.

      2) Процессный подход рассматривает  управление как непрерывную серию  взаимосвязанных управленческих функций.

      3) Системный подход (руководитель  рассматривает организацию как систему),4) Ситуационный подход

      Экономический рост является наиболее важной особенностью современного экономического развития, которое в значительной степени определило эволюцию управления организациями. 

Истоки  проблем российского  менеджмента

      На  рубеже веков – в конце ХIХ – начале  ХХ в.  в России и Японии шла ускоренная индустриализация, происходило становление управления (как и в развитых странах Европы и в США).

      В конце 20-х, начале 30-хг. ХХ века управление народным хозяйством в СССР было полностью централизовано. Функции стратегического управления сосредоточились на уровне наркоматов (министерств), высшего руководства страны. Предприятия и организации стали играть роль производственных подразделений. Лишь после ликвидации командно-административной системы сотни тысяч предприятий стали самостоятельными организациями.

      Элементы  систем управления на п/п в 20-х – 30-хг. ХХ в. были скопированы с аналогичных п/п США и Германии. В качестве научной основы использовались труды Ф.Тейлора. Значительная часть этих элементов сохранилась и до настоящего времени. Пример: в управлении часто используют подходы школы «научного управления», до сих пор применяется устаревшая форма отчетности, которая была создана для однопродуктовых предприятий времен начала индустриализации. 
 
 
 
 

Стратегическое  управления

      Стратегия – это основное направление деятельности, она должна быть отражена в плане, предназначенном для того, чтобы обеспечить осуществление миссии – главной цели организации – и достижение других ее целей. Стратегия воплощается в детальный комплексный план.

      Стратегическое  планирование –  это предпринимаемые руководством действия и решения, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей.

      Процесс стратегического  планирования – это инструмент принятия управленческих решений.

      Современной задачей стратегического планирования является обеспечение гибкости и нововведений в деятельности предприятия, необходимых для достижения целей в изменяющейся среде.

      Стратегическое  планирование состоит из 8 основных этапов: 1) формирование миссии предприятия; 2) постановка целей; 3) оценка и анализ внешней среды; 4) управленческое обследование предприятия; 5) анализ стратегических альтернатив; 6) выбор стратегии; 7) реализация стратегии;

8) оценка  стратегии.

      Процесс реализации стратегии можно представить  в виде последовательности действий, включающей 13 этапов, образующих замкнутую цепь:

      1. Определение стратегии и количественно  измеримых целей организации.

      2. Оценка и при необходимости  изменение организационной структуры.

      3. Распределение ресурсов по подразделениям.

      4. Определение ключевых управленческих  задач.

      5. Постановка задач для подразделений  или изменение структуры.

      6. Делегирование полномочий и установление методов координации.

      7. Определение политики в качества  ориентира действий.

      8. Уточнение целей отдельных руководителей.

      9. Определение критериев и методов  измерения результатов.

      10. Создание информационной системы  для получения адекватных и своевременных данных.

      11. Формирование системы вознаграждения, обеспечивающей требуемое поведение.

      12. Воспитание и обучение руководителей  в соответствии с ценностями  и стилем работы организации.

      13. Оценка результатов, определение  недостатков, обеспечение обратной связи.

      Существует  динамическое взаимодействие между  стратегией, структурой и средой, в  которой функционирует организация. Часто встречающаяся ошибка высшего  руководства состоит в том, что  новую стратегию они просто налагают на существующую структуру организации. Это приводит к неудачам. Структура зависит от стратегии, и этап формирования структуры в процессе планирования может представить наиболее важную стадию успешной реализации стратегического плана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Основная литература

    При изучении дисциплины «Менеджмент» в качестве основных источников информации рекомендуется использовать:

  1. Басаков М.И. Менеджмент: Пособие студентам для подготовки к экзаменам. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006г.
  2. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003г.
  3. Царский Виктор. Менеджмент: просто о сложном – М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2004г.
  4. Фахрутдинов Р.А. Управленческие решения. Учебник.5 изд, перераб. и доп. - ИНФРА-М, 2003г.

    Учебно-методическая литература

     В качестве учебно-методической литературы при изучении дисциплины «Менеджмент» могут быть рекомендованы:

    1.Зайцев  Л.Г., Соколова М.И. Стратегический  менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004г.

    2.Менеджмент  организации. Введение в специальность: Учебное пособие для вузов / А.А.Одинцов. – М.: Издательство «Экзамен «, 2004г.

Дополнительная  литература

В качестве дополнительных источников информации рекомендуется использовать

  1. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: учебное пособие/ под ред.П.В.Шеметова.- М.: ИНФРА-М: Новосибирск: НГАЭиУ, 2003г
  2. Юкаева В.С. Менеджмент: Краткий курс: Учебное пособие.- 2изд.-М.-Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006

Электронные источники информации

            При изучении дисциплины «Менеджмент» использование электронных источников информации предусмотрено


Информация о работе Лекции по менеджменту