Лекции по менеджменту

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:39, лекция

Описание работы

Роль, значение и история возникновение менеджмента. Методы и принципы менеджмента. Менеджмент. Функции, задачи менеджмента. Организации и менеджеры. Внутренняя среда организации. Влияние среды на личность. Внешняя среда организации. Принятие управленческих решений. Власть и лидерство. Управление конфликтами. Управление трудовыми ресурсами.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент( курс лекций для заочников)2009г.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

      Технологии: Задачи и технологии тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.

      Стандартизация – это использование стандартных взаимозаменяемых компонентов в производстве, что значительно сокращает стоимость производства и ремонтных работ.

      Механизация и автоматизация – это использование механизмов и машин вместо людей.

      Персонал: Люди являются главным фактором в любой модели управления. Существуют основные аспекты человеческого фактора: Поведение отдельных людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и группы.

        Поведение человека в обществе  и на работе является следствием  сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды.

      Люди  различаются способностями, одаренностью, развитием интеллектуальных способностей, нравственными взглядами, ценностями, убеждениями и верой.

      Влияние среды на личность.

      Личность – это сочетание стабильных характеристик человека.

      Лидерство – это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом.

      При подготовке управленческих решений  необходимо рассматривать и учитывать  социальную структуру одновременно с технической, а также индивидуальное и групповое поведение, только так можно добиться поставленной цели. 

        Внешняя среда организации

      Внешняя среда – это потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов.

      Среда прямого воздействия (факторы-поставщкики, трудовые ресурсы, законы, учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты) на организацию из вне и среда косвенного воздействия(состояние экономики в целом, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, события в стране) существенно влияют на внутреннюю среду.

      Сложность внешней среды – это многочисленность факторов, на которые организация  обязана реагировать, а также  высокий уровень изменчивости каждого фактора.

      Внешняя среда прямого  воздействия.

      Поставщики. С позиции системного подхода  организации – это механизм преобразования «входов» (рабочая сила, материалы, оборудование, энергия, капитал) и «выходов» (продукция, денежные средства). Изменчивость качества и цен ресурсов создает проблемы для организации.

      Трудовые  ресурсы. Адекватное обеспечение персоналом нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей.

      Законы  и государственная власть. Каждая организация имеет определенный статус. В РФ существует множество законов, непосредственного влияющих на организации, регулирующих их деятельность.

      Внешняя среда косвенного воздействия.

      Состояние экономики. Снижение и изменение  ставок налогов, инфляция, курс валют, состояние мировой экономики  косвенно воздействуют на организацию.

      Политические  факторы, а именно политическая стабильность оказывает влияние на инвесторов, происходит приток капитала в организацию.

      Международная среда.

      Среда действия организаций на международном  уровне наиболее сложна. Экономика, культура, законы, уровень технологического развития в разных странах различны, и это необходимо учитывать руководителем при осуществлении функции управления.

      Предприятия могут по разному участвовать в международных экономических отношениях: экспорт, лицензирование, совместные предприятия.

      В товарной структуре международной торговли растет для промышленных изделий (она уже превысила 80% всемирного товарообмена).

      Международное инвестирование в сферу услуг  уже превысило 50%, продолжается рост внутриотраслевого обмена(запчасти – на собранные изделия, одежда, автомобили на другие товары и т.д.)

      Большую роль в международных отношениях организаций из других стран для  развития экономики, капиталовложения в российские кампании. 
 

      Принятие управленческих решений.

      Решение – это выбор альтернативы, одного варианта из двух или нескольких.

      Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью, т.е. выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

      Компромисс  необходим, если затруднительно сделать  выбор в одну или другую сторону, а отказ от выбора тоже может быть хорошим решением.

      Подходы к принятию решения:

      1. Интуитивное решение – это  выбор, сделанный на основе  ощущения того, что он правилен(озарение, шестое чувство)

      2. Решение, основанное на суждениях  – это выбор, обусловленный  знаниями, накопленным опытом.

      3. Рациональные решения подразделяют  на этапы решения проблем:

      3.1. Диагностика проблемы, т.е. определение  проблемы: выявление симптомов; формулировка возможных причин или базовых проблем. Пример, для руководителей высшего звена можно выделить следующие подходы к выявлению проблемы: 1) анализ результатов хозяйственной деятельности (изучают и анализируют отчеты, нормативные документы и статические данные, делают выводы); 2) выявление проблем экспертного опроса руководителей и специалистов.

      3.2. Формулировка ограничений и критериев  принятия решений.

      Ограничения(недостаток средств, численность работников необходимой  квалификации, потребность в технологии и т.п.) варьируют и зависят от ситуации и конкретных руководителей.

      Критерии  принятия решений – это стандарты, по которым руководителю предстоит  оценивать альтернативные варианты выбора. Пример, при покупке ПК, можно  ориентироваться на стоимость(не дороже 30 т.р.), а также на критерии оперативной памяти(не менее 64 мегабайт).

      3.3. Определение и оценка и выбор  альтернативы.

      Для трудных проблем необходим углубленный  анализ, чтобы разработать нескольких действительно различающихся альтернатив, включая возможность бездействия.

      Если  проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно  взвешены и оценены, сделать выбор, т.е. принять окончательное решение, сравнительно просто: руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными последствиями.

      3.4. Обратная связь – поступление  данных о том, что происходит  до и после реализации решения – это позволяет руководителю скорректировать решение, пока организациям еще не нанесен ущерб(т.е. контроль исполнения решения)

      Факторы, влияющие на процесс принятия решений:

    1. личностные оценки руководителя
    2. среда принятия решения
    3. определенность
    4. риск
    5. неопределенность
    6. время и изменяющееся среда
    7. информационные ограничения
    8. негативные последствия
    9. взаимозависимость решений.
 
 

     Власть  и лидерство

      Руководство организацией осуществляет управляющий, который назначается и которому делегируются полномочия.

      Управление  – это умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют возложенные на них обязанности и решают определенные задачи.

      Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижения целей организации. Руководитель организации является одновременно лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Он влияет на других так, чтобы они выполняли работу, порученную организацией.

      Власть  – это возможность влиять на поведение других. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

      Каждый  эффективный руководитель должен поддерживать разумный уровень власти достаточный для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных чувства протеста и непокорности.

      Формы власти:

  1. власть, основанная на веру в то, что руководитель имеет возможность наказать подчиненного.
  2. Власть, основанная на вознаграждении, опирается на веру исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности использователя;
  3. Законная власть(влияющий имеет право отдавать приказания, и что долг исполнителя – подчинение;
  4. Эталонная власть, или власть примера, основана на привлекательности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать.
  5. Экспертная власть опирается на веру в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.
 
 
 

     Стрессы

     Стресс – это состояние напряженности. Стресс постоянный спутник человека. Предпосылкой для его возникновения служат скрытые и открытые конфликты.

     Признаками  стресса является раздражительность, бессонница, чувство дискомфорта.

     Стресс, который влияет на решение проблем  управления, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Психологические проявления стресса включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным отношениям. Физиологические признаки стресса – язва желудка, мигрень, гипертонии, астма. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс ухудшает результаты деятельности организации. Стресс прямо или косвенно увеличивает затраты на ведение дела и снижает качество трудовой жизни людей.

     Причины возникновения стресса связаны с факторами работы и деятельности организации или событиями личной жизни человека [1) перегрузка, неопределенность статуса и социальной роли, 2) производственные конфликты, 3) неудовлетворенность работы и т.д.] [Личные. 1) уход на пенсию, 2)свадьба, 3) смерть близкого человека, 4) конфликт с руководителем.]

     Предотвращение  стресса при работе возможно с  помощью следующих методов:

  1. Разработать систему приоритетов в работе, планировать рабочий день.
  2. Научиться отказываться от заданий, когда загрузка достигает предела возможностей, но уважительно к руководству.
  3. Наладить эффективные и надежные отношения с непосредственным руководителем, понимать его проблемы и помогать ему понимать ваши.
  4. Находите каждые 1,5 часа несколько минут для отключения и отдыха, при котором старайтесь расслабиться и выкинуть работу из головы.

    Не  обедайте на рабочем месте и не задерживайтесь на службе, когда работа закончена, уходя забывайте о ней до утра. 

 Управление конфликтами

      Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, конкретными людьми или группами.

Виды  конфликтов:

      1. Внутриличностный конфликт может  возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Он может быть реакцией на рабочую перегрузку или недогрузку.

      2. Межличностный конфликт  (самый  распространенный) проявляет себя  в столкновении характеров и личностей (работодатели за рабочие руки, люди с разными взглядами, ценностями).

      3. Конфликт между личностью и  группой (если человек имеет мнение, отличающееся от позиции группы).

      4. Межгрупповой конфликт (пример: отдел  сбыта ориентирован на быстрое  обслуживание покупателей, а бухгалтерия – на тщательный документированный учет, что замедляет обслуживание. 

Причины конфликта:

      1. Ограниченность ресурсов, которые  нужно делить.

        2. Взаимозависимость  заданий.

          3. Различие в целях, представлениях, ценностях, манере поведения,  уровне образования.

Структурные  методы управления конфликтной  ситуацией:

Информация о работе Лекции по менеджменту