Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:39, лекция
Роль, значение и история возникновение менеджмента. Методы и принципы менеджмента. Менеджмент. Функции, задачи менеджмента. Организации и менеджеры. Внутренняя среда организации. Влияние среды на личность. Внешняя среда организации. Принятие управленческих решений. Власть и лидерство. Управление конфликтами. Управление трудовыми ресурсами.
1) разъяснение требований к работе
2)
установление
3)
использование системы
К межличностным стилям разрешения конфликтов относятся:
1.
Уклонение, т.е. менеджер
2.
Сглаживание (попытка
3. Принуждение – попытка принять свою точку зрения любой ценой.
4.
Компромисс – частичное
5.
Решение проблемы – это
Управление трудовыми ресурсами.
Планирование потребности в трудовых ресурсах необходимо для обеспечения достижения целей организации.
Должностные инструкции по всем должностям и специальностям организации составляются по результатам анализа содержания работы соответствующими службами организации.
Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников.
Подготовка кадров является одним из способов достижения эффективности деятельности организации. Обучение необходимо: 1) если человек поступает в организацию; 2) когда назначают на новую должность; 3) если не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.
Методы подготовки управленческих кадров включает организацию лекций, дискуссий, чтение литературы, деловые игры.
Характеристики высокого качества трудовой жизни:
1) работа должна быть интересной
2)
вознаграждение и признание
3)
рабочая среда должна
Управление
продвижением по службе многие организации
осуществляют путем планирования карьеры
– разработки программы продвижения по
службе. Планирование карьеры позволяет
увязать планы профессионального роста
сотрудников с задачами организации. Руководство
должно дать сотрудникам время на разработку
плана продвижения по службе и всячески
стимулировать выполнение этой работы.
Управление операциями.
Сущность управления операциями.
Обязанности операционных менеджеров можно разбить на 3 основные группы: 1) разработка и реализация общей стратегии и направлений операционной деятельности организации;
2) разработка и внедрение операционной системы, включая разработку продукта, производственного процесса, стандартов и норм, проектирование предприятия, решение о размещении производственных мощностей;
3) планирование и контроль текущего функционирования системы.
Операционная функция – это действия, в результате которых производятся товары и услуги, поставляемые организацией во внешнюю среду.
Операционная система состоит:
1.
Перерабатывающая подсистема (превращение
«входных» величин в «выходные»
2.
Подсистема обеспечения (
3.
Подсистема планирования и
Стратегия
операций состоит в предоставлении
услуг или продуктов для
Конкурентоспособность заключается в том, что организация делает что-то лучшее, чем ее конкуренты, это позволяет ей привлекать и сохранять потребителей.
Стратегические решения в управлении операциями таковы: выбор процесса производства или обслуживания – степени специализации, автоматизации; определение мощностей – размера предприятия; организация рабочей силы, технологии вблизи рынков и источников сырья.
Проектирование
изделий и процессов
Современные производственные системы используют информационные технологии и компьютерную технику. (САПР – система автоматизированного проектирования, АСУП – автоматизированная система управления производством, САС – система автоматического складирования и выдачи товаров и др.).
Проектирование изделий должно быть нацелено на удовлетворение потребности покупателей. Критерии проектирования изделий ( качество, стоимость, экономичность эксплуатации, срок службы, размер, прочность, универсальность, безопасность).
Проектирование работ и нормирование труда.
Проектирование работ – точное определение содержания каждого вида работы в организации, учитывая способности работника и возможности оборудования.
Нормирование труда – определение времени, требующего для выполнения работы.
Оперативное
управление производством включает
функции календарного планирования
и диспетчеризации производства, разнарядки
работ и контроля сроков их выполнения.
Социальная ответственность и этика.
Социальная
ответственность и этика
Фридмэн (Нобелевский лауреат премии по экономики) считает, что истинная роль предпринимателя заключается «в использовании» энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры… «участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману».
Социальное участие.
Общественная среда может сильно влиять на достижение организацией ее целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами составляющих среды (население, потребители, поставщики, средства массовой информации, общественные движения, партии, работники организации, держатели акций). Т.е., организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и законности. Организации должны поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий для решения социальных проблем, обязаны жертвовать средства на благо и совершенствование общества.
Юридическая и социальная ответственность.
Социальная ответственность в отличие от юридической (обязательное следование конкурентным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а что не должна делать организация), подразумевает определенный уровень добровольного участия организации в решении социальных проблем.
Достоинства и недостатки концепции социальной ответственности:
Достоинства:
1.
Благоприятные для предприятия
долгосрочные перспективы (в
2. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении соц.проблем (предпринимательство располагает значительными трудовыми и финансовыми ресурсами, ему следовало бы предоставить их часть на соц.нужды).
Недостатки:
1.
Нарушение принципа
2. Расходы на соц.вовлеченность.
3.
Недостаточный уровень
Контроль.
Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Функция контроля – это выявление проблемы и корректировка деятельности до того, как проблемы перерастут в кризис.
Система контроля является неотъемлемой частью планирования, создания организационных структур.
1.
Предварительный контроль
2.
Текущий контроль
3.
Заключительный контроль
Рекомендации по проведению эффективного контроля:
1)
устанавливайте объективные
2)
устанавливайте двухстороннее
3)
избегайте чрезмерного
4) вознаграждайте за достижение стандарта.
Характеристики эффективного контроля
Стратегическая
направленность контроля является одним
из главных условий его
Конечная
цель контроля – это решение задач,
стоящих перед организацией. Контроль
должен быть своевременным, гибким, простым
и экономичным.
Информационно-управляющая система ( ИУС)
ИУС – это постоянно
действующая система
ИУС включает в себя подсистемы: 1) внутренняя отчетность;
2) сбор внешней информации; 3) анализ информации.
Цель ИУС – обеспечение эффективного выполнения функций планирования, контроля и производственной деятельности.
Задача ИУС – выдача нужной информации нужным людам в нужное время.
Компьютеры
и современные информационные технологии
многократно повышают эффективность
ИУС. Пример: директор супермаркета
может получить 0,5 часовую ежедневную
информацию о том, какие товары продаются,
по какой цене, количество, остатки, план
и т.п.
Мотивация
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Старые концепции мотивации:
1.
«Метод кнута и пряника»
2. Психологический метод. Э.Мэйо считает, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, сильно влияют на производительность труда.