Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:06, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Управленческим решениям"
Тема
1. Историко-теоретические
аспекты науки
об управленческих решениях.
В 1. В настоящее время теория принятия решений применяется преимущественно для анализа тех деловых проблем, которые можно легко и однозначно формализовать, а результаты исследования адекватно интерпретировать. Так, например, методы ТПР используют в самых различных областях управления - при проектировании сложных технических и организационных систем, планировании развития городов, выборе программ развития экономики и энергетики регионов, организации новых экономических зон и т.п.
Необходимость использования подходов и методов ТПР в управлении очевидна: быстрое развитие и усложнение экономических связей, выявление зависимости между отдельными сложными процессами и явлениями, которые раньше казались не связанными друг с другом, приводят к резкому возрастанию трудностей принятия обоснованных решений. Затраты на их осуществление непрерывно увеличиваются, последствия ошибок становятся все серьезнее, а обращение к профессиональному опыту и интуиции не всегда приводит к выбору наилучшей стратегии. Использование методов ТПР позволяет решить эту проблему, причем быстро и с достаточной степенью точности.
В курсе “Теория принятия решений" особое внимание сосредоточено на способах решения конкретных практических задач. Минуя сложную математику, которая лежит в основе методов принятия решений, слушатели знакомятся со всеми основными достижениями в прикладной ТПР - от возможных способов моделирования до принципов оптимальности выбранного решения.
В результате изучения дисциплины студент ориентируется в классах задач ТПР, может грамотно сформулировать задачу в терминах ТПР и адекватно ее формализовать, обоснованно выбрать методы для решения поставленной задачи, сформулировав принципы оптимальности для выбора окончательного решения, и правильно интерпретировать полученные результаты решения задачи.
В
задаче ТПР человек (или группа лиц)
сталкивается с необходимостью выбора
одного или нескольких альтернативных
вариантов решений (действий, планов
поведения). Необходимость такого выбора
вызвана какой-либо проблемной ситуацией,
в которой имеются два состояния: желаемое
и действительное, а способов достижения
желаемой цели-состояния - не менее двух.
Таким образом, у человека в такой ситуации
есть некоторая свобода выбора между несколькими
альтернативными вариантами. Каждый вариант
выбора (выбор альтернативы) приводит
к результату, который называется исходом.
У человека есть свои представления о
достоинствах и недостатках отдельных
исходов, свое собственное отношение
к ним, а следовательно, и к вариантам решения.
Таким образом, у человека, принимающего
решение, есть система предпочтений.
В 2. Для руководства менеджеру при принятии решения о судьбе проекта следует иметь в виду несколько типичных заблуждений и правил:
Заблуждение 1. При выборе новой технологии менеджеры исходят из ее привлекательности и грандиозных возможностей, которые она сулит. На самом деле надо исходить из того, насколько она будет удовлетворять требованиям потребителей.
Заблуждение 2. При выборе новой технологии необходимо исходить из анализа теоретической рациональности и целесообразности ее внедрения. На самом деле надо учитывать сильное влияние настоящей практики и прошлого опыта.
Заблуждение 3. Все усовершенствования и нововведения в конце концов будут восприняты, внедрены и переняты. На самом деле надо сознавать, что большинство из них не окончится и не должно окончиться успехом. Помните: если менеджер будет все время говорить нововведениям "нет", то в большинстве случаев он окажется прав, но достаточно нескольких ошибок, чтобы фирма потерпела крах.
Заблуждение 4.
Заблуждение 5. Выигрывают принципиально новые технологии. На самом деле новое не всегда значит лучшее.
Заблуждение 6. Перспективы применения новой технологии предопределяют ее успешное внедрение. На самом деле решающим фактором часто является инфраструктура, необходимая для ее внедрения.
Основные группы критериев, которые должны быть приняты во внимание при оценке и отборе проектов, относятся к следующим областям:
- цели корпорации, ее стратегия, политика и ценности;
- маркетинг;
- НИОКР;
- финансы;
-
производство.
В
3. Я считаю, что главный
секрет эффективности рыночной экономики
в Российской Федерации в одном - новые
реальные инвестиции в современные технологии.
Они то как раз и послужат индикатором
для снижения затрат.
Тема
2. Информационное обеспечение
хозяйственно-управленческих
решений.
В
1. Эффективнее всего,
по моему мнению, коммуникационная сеть
«каждый с каждым», так как она лучше всех
остальных из предложенных схем пронизана
информационными каналами. Сеть типа «каждый с каждым»
(all-channel) стимулирует создание хорошего
морального климата и приспособляемости.
Р. Лайкерт, предложивший такую форму организации,
как пересекающиеся рабочие группы, рекомендует
сеть типа «каждый с каждым», поскольку
она стимулирует обмен мнениями в рабочей
группе. Такая сеть обычно используется
в различного рода комитетах, если только
председатель не настаивает на том, чтобы
все связи проходили через него.
В 2.
Предположим, что директору по вопросам маркетинга необходимо разработать стратегию маркетинга: какая коммуникационная сеть должна быть принята? Каждый с каждым» была бы наиболее приемлемой, поскольку участники обсуждали бы свои идеи всей группой, когда в этом возникает необходимость. Это обеспечивало бы всестороннюю проверку идей и устранение конфликтов. Напротив, если директор по вопросам маркетинга принимает решения только о сроках проведения ежегодных совещаний по сбыту, «колесо» будет более подходящей сетью, поскольку для такого решения директор просто запрашивает соответствующую информацию у подчиненных.
В
3. Анализ процесса
формирования решения важен сам по себе.
Он показывает, как можно упростить решения,
что важно при определении уровня, которому
поручается их принятие. Более того, анализ
показывает, что качество решений зависит
от качества имеющейся информации, а также
oт взглядов управленческого персонала.
Говорят, что информация выполняет в управлении
такую же функцию, что и фары для водителя
в ночное время. Фары освещают дорогу впереди,
но не снимают необходимости правильных
решений. Информационная система действительно
оказывает влияние на планирование в организации.
Она должна оказывать воздействие на выбор
уровня принятия решения. Кроме того, так
как информацию следует передать по назначению,
ею определяется сеть коммуникации, которая
в свою очередь усиливает или ослабляет
организационную структуру. Наконец, потребности
в информации могут определять необходимость
организации специальных отделов, в функции
которых входит обеспечение руководства
соответствующей информацией. Такие отделы
должны составлять с компанией единое
целое, и это необходимо учитывать при
построении организации.
Тема
3. Понятие управленческого
решения.
В 1. Цель предприятия - это такое состояние будущей реальности, которого предприятие желает добиться собственными усилиями.
Стратегия
предприятия - это комплекс политических
установок предприятия и
Цели и стратегии представляют собой единый комплекс, т.к. не только цели определяют стратегии, но и стратегии в значительной мере влияют на определение целей. Так, достижение неких конкретных целей предприятия может быть осуществлено некоторыми определенными стратегиями, но применить эти стратегии предприятию не всегда позволяет собственный потенциал. Например, предприятие, выпускающее полуфабрикаты для мебельной промышленности - мебельные плиты для изготовления корпусной мебели - может сформулировать стратегическую цель, как достижение 50% доли рынка по снабжению всеми видами полуфабрикатов небольших региональных мебельных фабрик. Стратегия достижения цели предусматривает расширение ассортимента предприятия, включение в него фурнитуры, мебельных тканей, поролона, и т.п., а также стимулирование сбыта через личные продажи - использование коммивояжеров. Если потенциал предприятия не позволяет создать необходимые товарные запасы и организовать агентскую сеть, должна быть пересмотрена не только стратегия, но и цель.
Теоретически каждое предприятие имеет цели и стратегии, которые регламентируют его деятельность. Стратегическо-целевой комплекс задает основные направления поиска рыночных возможностей, поддерживает в запланированных рамках затраты, определяет количество и квалификацию персонала. Доведенные до каждого работника цели, проработанные и принятые на предприятии стратегии, заставляют персонал приспосабливать личные цели к целям предприятия, личные стратегии - к его стратегиям. Внедрение стратегий высвобождает высшее руководство от рутинной работы и необходимости принимать решения по всем мелким вопросам, создает возможность делегирования тактических решений среднему руководящему звену и работникам на местах.
На практике для многих российских предприятий характерна «размытость» стратегическо-целевого комплекса. Обычными целями являются получение «хорошей» прибыли и «развитие» предприятия, стратегиями - сложившиеся традиции и методы деятельности. Такие стратегии теряют свой направляющий и стабилизирующий эффект, позволяют любое творчество персонала, оправдывают любые затраты, способствуют распылению сил и средств.
Иногда
цели достаточно четко сформулированы
руководством, но служат для «внутреннего»
пользования. Руководитель имеет в
виду цели предприятия и намечает
для себя стратегии их достижения. Отдельные
аспекты стратегий доводятся от случая
к случаю до среднего руководящего звена.
Такая политика объясняется соображениями
конфиденциальности, а чаще - неумением
руководителя делегировать полномочия
или недооценкой возможностей «автоматической»
координации деятельности всего персонала,
которые предоставляет принятая стратегия.
Как следствие персонал имеет собственные
(и различные) представления о целях и
стратегиях предприятия, которыми руководствуется
в своей деятельности.
В 2. Выделяют запрограммированные и незапрограммированные решения. При запрограммированных решениях число возможных альтернатив ограничено. В отличие от них незапрограммированные решения обычно находят место в ситуациях, которые можно назвать неопределенными, т.е. неструктурированными. Такие управленческие ситуации связаны с неопределенностью выбора средств достижения целей. К незапрограммированным решениям может, например, относиться цель организации улучшить процесс управления, мотивацию ее работников и т.п.
Запрограммированные решения принимаются, как правило, в повторяющихся, стандартных ситуациях и представляют собой результат определенной последовательности шагов или действий. При этом как сама проблема, так и принимаемое для её разрешения решение являются хорошо структурированными и формализованными. Выбор решения должен быть сделан из ограниченного числа вполне определенных вариантов с помощью стандартной процедуры.
Например, если необходимо решить, куда инвестировать свободный капитал: вложить в депозитные сертификаты, в государственные облигации или в акции какой-либо компании, то выбор определяется простым расчетом величины прибыли для каждого варианта и их сравнением.
Незапрограммированные
решения принимаются в
Информация о работе Курс лекций по "Управленческим решениям"