Кружки качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 07:18, реферат

Описание работы

В современных условиях качество продукции выступает важным мерилом экономических успехов любой страны. В сфере мирового промышленного производства с 1949 г. началась новая эпоха, связанная с введением контроля качества выпускаемых изделий. В Японии это привело, прежде всего, к появлению различных научно-исследовательских групп, занимающихся вопросами контроля качества в Вузах, на предприятиях, в правительственных органах. Лозунг ”Качество, и только качество!” давно определяет политику японского делового мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Зарождение и развитие кружков качества в Японии………………………………..3
1.1 Причины появления кружков качества. Концепция кружков качества…............3
1.2 Цели и задачи кружков качества……………………………………………….......3
1.3 Реализация в кружках качества положительной мотивации труда………………5
2 Организация деятельности кружков качества……………………………………......7
2.1 Подготовительный этап внедрения кружков качества……………………………7
2.2 Этап внедрения и этап функционирования кружков качества……………...........8
2.3 Управление движением кружков качества на японских фирмах……………….10
3 Всеобщий контроль качества и кружки качества………………………………….11
4 Тенденции развития кружков качества……………………………………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

Работа содержит 1 файл

Моя КР - Кружки качества.docx

— 61.07 Кб (Скачать)

     На  большинстве японских фирм преобладает  форма морального стимулирования успешной работы в кружках качества. Во внутрифирменных  изданиях широко пропагандируется опыт работы кружков и отдельных их членов, президенты фирм учреждают  специальные премии, медали, почетные знаки, которыми награждаются отличившееся рабочие. Материальное вознаграждение, получаемое рабочими за участие в кружках качества, невелико. Оплата труда на японских предприятиях при действующей системе пожизненного найма в значительной степени определяется трудовым стажем работника и системой полугодовых и годовых премий, выплачиваемых в зависимости от прибылей, получаемых фирмой. Рабочим внушается, что вклад в прибыль предприятия за счет успешной работы кружков качества уже сам по себе должен восприниматься ими как стимул к дальнейшей работе, а труд, в результате которого получен этот вклад, - приносить удовлетворение. Система управления построена таким образом, что рабочие практически не могут не участвовать в работе кружков. Пропагандируется, что это – выполнение обязательств перед самим собой, своей профессией, группой и фирмой в целом.

     3 Всеобщий контроль качества и кружки качества

 

     Кружки  качества являются элементом комплексной  структуры управления качеством  на японских фирмах, которая охватывает весь персонал на всех уровнях производства. Как считает К. Исикава, кружки качества следует вводить только на тех предприятиях, где введена такая система. Ни в одной из стран запада не развернуто движение за качество в общенациональном масштабе, как в Японии. В 70-х годах в стране было начато движение за обеспечение «всеобщего (общефирменного) контроля качества». В1969 г. на симпозиуме по контролю качества были сформулированы шесть особенностей японского варианта контроля качества:

     1 Всеобщий контроль качества, в котором принимает участие весь персонал фирмы.

     2 Обучение теории и практике контроля качества для каждого уровня персонала фирмы на каждом участке работы.

     3 Деятельность кружков качества.

     4 Осуществление диагностики контроля качества на всем предприятии лицами, как работающими на фирме, так и со стороны.

     5 Активное применение и распространение статистических методов контроля.

     6 Общенациональное движение за осуществление контроля качества, выражающееся в работе конференций по статистическим методам контроля, конференций по контролю качества, конференций по стандартизации, месячников качества, и т.д.

     Смысл всеобщего контроля качества заключается  в том, что весь персонал фирмы, начиная  с президента, должен в постоянном взаимном сотрудничестве непрерывно выполнять  работу, направленную на осуществление  идеи и реализации методов контроля качества, обеспечивающих четкую повседневную деятельность всех подразделений фирмы, включая работу подразделений, отвечающих за контроль управленческой деятельности. Этот контроль, в первую очередь, должен охватывать производственные подразделения и осуществляться на всех этапах, начиная с изучения рынка спроса и распределения потребностей, и кончая работой таких служб, как служба сбыта, обслуживание после продажи и т.д., а не ограничиваться такими работами, как планирование изделий, их проектирование, закупка необходимых материалов и деталей, инспекционный контроль, изготовление, упаковка, и т.д.

     В соответствии с программой кружков  качества, составленной в 1970 г., «кружки  качества представляют собой небольшие  рабочие группы, объединенные общим  рабочим местом и самостоятельно выполняющие работу по контролю качества. Эти рабочие группы являются звеном общей системы обеспечения всеобщего  контроля качества, осуществляют самообразование  и взаимный обмен опытом, совершенствуют контроль на рабочем месте, изучают  и используют методы контроля качества, учатся самостоятельно решать проблемы, возникающие в процессе работы на рабочем месте. Работают непрерывно и охватывают весь персонал фирмы».

     Деятельность  кружков качества должна обеспечивать:

     совершенствование деятельности предприятия;

     воспитание уважения к человеку, создание дружественных взаимоотношений на рабочем месте;

     развитие способностей человека, выявление возможностей творческого роста.

     М. Имаидзуми выделяет 10 особенностей, присущих деятельности кружков качества в Японии:

     1 Повседневная учеба участников, планирование непрерывного повышения уровня их образования.

     2 Переход от пассивного участия в работе к активному. В самом начале в кружках занимались неохотно. Постепенно положение изменилось, участники кружков сами поняли преимущества, связанные с участием в их работе, и стали менять свое отношение. Работники службы контроля, действительно хорошо понимающие смысл работы кружков качества, составляя план мероприятий, направленных на активизацию работы кружков качества, особое внимание уделяют воспитанию самостоятельности, чувства ответственности и умения принимать решения.

     3 Коллективная деятельность. Собранные на одном рабочем месте люди разных возрастов, опыта, способностей, профессионального уровня, характеров составляют одну группу и выполняют общую работу. Высокой эффективности при этом можно достичь только в случае правильного распределения работ между членами группы и взаимопомощи в работе.

     4 Добровольное участие в кружках качества всего персонала фирмы.

     5 Применение эффективности методов контроля, методов решения поставленных проблем и методов совершенствования процессов и оборудования.

     6 Работа кружка над проблемами, возникающими на собственном рабочем месте.

     7 Активность и непрерывность работы.

     8 Взаимный обмен опытом. Показателем хорошей работы кружка является возможность организации соревнования с другими цехами, другими фирмами  и т.д. В Японии проводятся конференции по обмену опытом между кружками качества в рамках фирмы, региона и всей страны, по практическому выполнению поставленных задач. По углублению знаний участников этих кружков. Публикуются результаты работы кружков качества. Подобного опыта нет нигде в мире.

     9 Творческая работа и работа , требующая высокого интеллектуального уровня, зависящего от характера работы , от рабочего места, от цеха и т.д.

     10 Осознание проблемы, т.е. понимание необходимости обеспечивать своей работой рост прибылей, совершенствование процессов и оборудования, соблюдение стандартов, высокое качество работы и т.д.

     Осуществление рационального и эффективного управления производством и реализация всеобщего  контроля качества в современных  экономических условиях базируется, по мнению японских специалистов, на следующих  мерах:

     тщательный  подбор и подготовка руководящих  кадров;

     выпуск  продукции, отвечающей требованиям  потребителей и возможностям предприятия;

     анализ  деятельности других фирм аналогичного производства;

     доведение до понимания всех участников процесса производства целей, средств и методов  производства и этапов его совершенствования;

     исключение  необязательных и неэффективных  операций в процессе контроля;

     сокращение  периода обсуждения новых проектов;

     способность выделять из потока информации о научных  разработках необходимые для  своей фирмы;

     повышение эффективности работы с информацией  и принятия решений;

     повышение динамичности, находчивости, оперативности;

     оперативный анализ и оценка состояния рынка;

     активизация и повышение уровня деятельности кружков качества (обеспечение высокого качества работы на всех процессах, выяснение  истинных причин появления дефектов и обеспечение невозможности  их повторения).

     Роль  административных подразделений на фирме  в настоящее время, когда  более половины персонала фирмы  занято в непроизводственной сфере, резко меняется. Для повышения производительности при постоянно повышающемся изменении требований потребителя и в условиях производства мелких серий товаров при большом их разнообразии появилось необходимость в повышении качества работы административных подразделений. Требования – упрощения, стандартизация, специализация – прежде предъявлявшиеся к производственным цехам для снижения стоимости и сокращения сроков выполнения работы, теперь предъявляются к административным подразделениям с той же целью.

     Качество  обслуживания играет важную роль в  стратегии фирмы. Сущность обслуживания выражается в точности, скорости, дешевизне, надежности, любезности и т.д. В основу обучения методам высококачественного  обслуживания положена идея понимания  психологии клиента, его индивидуальности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Тенденции развития кружков качества

 

     На  рис. 3 изображен жизненный цикл работы кружков качества.

       

     
 

 
 

 

 
 
 
 

    

    

    
 

    

  

    
 
 
 

    

  

    
 
 
 
 

    
 
 
 

  Рисунок 3 - Жизненный цикл работы кружков качества 

     На  всех фазах кружков качества в  той или иной мере проявляются  противодействующие силы, которые постепенно снижают активность их деятельности. Активность деятельности кружка качества определяется степенью проявления руководителем своих функций. Способности  руководителя кружка могут быть повышены путем обучения. Но качество работы руководителя кружка – не единственный фактор, определяющий активность членов кружков. Причиной появления плохих кружков качества является неудовлетворительная работа руководителей подразделений. Средний управленческий персонал должен считать кружки качества зеркалом, в котором отражается его собственная работа. Средний руководящий персонал в деятельности кружков качества занимает недостаточно активную позицию, его руководящие указания и советы носят слишком неконкретный характер, в результате чего организаторы кружков относятся к ним без должного внимания. Для активизации деятельности кружков качества необходимо изменить отношение к ней всех категорий работников.

     Активизация деятельности кружков качества зависит  от того, как быстро руководители подразделений  изменят свое отношение к кружкам  качества и примут на себя все главные  вопросы управления кружками. Их задачи - осуществлять повседневное конкретное руководство, анализировать и устранять  причины, мешающие эффективной работе кружков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Японский  опыт в решении задач управления персоналом и повышения качества продукции, обеспечивший ей самую высокую конкурентоспособность товаров на мировом рынке, изучается менеджерами многих стран мира.

     Так американские специалисты усматривают  в деятельности кружков качества “ключ к успеху японского бизнеса”. Американские компании прилагают значительные усилия к развитию аналогичных групп на своих предприятиях. Группы качества как бы реэкспортируются  из Японии в США. Решение этой “трансплантационной” задачи очень трудное дело. Чтобы опыт одной культуры оказался эффективным и в условиях другой, следует сбалансировать сформировавшиеся на обоих полюсах социальные ценности. Вместе с тем целый ряд чисто технических приемов управления поддается заимствованию без особых затруднений. Деятельность кружков качества может получить развитие в любой стране. Они не обязательно должны создаваться по японскому образцу. И наши хозяйственники вполне сумели бы извлечь  немало полезного из японской практики управления человеческим фактором. Эффективное использование людских ресурсов должно рассматриваться как долговременная стратегия управления. Система подготовки и обучения персонала на японских предприятиях заслуживает тщательного изучения и применения.

Информация о работе Кружки качества