Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:04, курсовая работа
Эта курсовая работа посвящена достаточно интересной теме. В современной экономике риск и его оценка занимают одно из важнейших направлений деятельности. В деятельности современных коммерческих организаций риски появляются практически повсюду. Но в большинстве случаев это довольно относительные понятия. И методы управления рисками довольно просты. Заложить определённый резерв денежных средств и более чётко оценивать свои действия.
Необходимо отметить, что в процессе своей деятельности банки сталкиваются с совокупностью различных видов рисков, отличающихся между собой по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень, и, следовательно, по способу их анализа и методам их описания. Кроме того, все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияние на деятельность банков. Изменения одного вида риска вызывают изменения почти всех остальных видов. Все это, естественно, затрудняет выбор метода анализа уровня конкретного риска и принятие решения по его оптимизации ведет к углубленному анализу множества других рисковых факторов. Поэтому выбор конкретного метода анализа их уровня, подбор оптимальных факторов очень важны.
По основным факторам возникновения банковские риски бывают экономическими и политическими. Политические риски — это риски, обусловленные изменением политической обстановки, неблагоприятно влияющей на результаты деятельности предприятий (закрытие границ, запрет на вывоз товаров в другие страны, военные действия на территории страны и др.).
Экономические (коммерческие) риски — это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике самого банка или в экономике страны. Наиболее распространенным видом экономического риска, в котором сконцентрированы частные риски, является риск несбалансированной ликвидности (невозможность своевременно выполнять платежные обязательства). Экономические риски так же представлены изменением конъюнктуры рынка, уровня управления.
Эти основные виды рисков связаны между собой, и часто на практике достаточно трудно их разделить. В свою очередь, и политические, и экономические риски могут быть внешними и внутренними.
К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью банка или его контактной аудитории. На уровень внешних рисков влияет очень большое количество факторов — политические, экономические, демографические, социальные, географические и пр.
К
внутренним относятся риски, обусловленные
деятельностью самого банка, его клиентов
(заемщиков) или его конкретных контр агентов.
На их уровень оказывают влияние деловая
активность руководства самого банка,
выбор оптимальной маркетинговой стратегии
политики и тактики и другие факторы.
1.1
ВНЕШНИЕ РИСКИ
риск инфляции
Страновой риск
Страновые риски, непосредственно связанные с интернационализацией деятельности банков и банковских учреждений (совместные банки — СБ), наличием глобального риска, зависят от политико-экономической стабильности стран-клиентов и/или стран-контрагентов, импортеров или экспортеров. Они актуальны для всех банков, созданных с участием иностранного капитала (совместных банков — СБ), и банковских учреждений, имеющих генеральную лицензию. Основные ошибки, которые допускает руководство банков, связаны с неправильной оценкой финансовой устойчивости иностранного контрагента. Одним из рекомендуемых способов анализа уровня странового риска является индекс БЕРИ, регулярно публикуемый германской фирмой БЕРИ. С его помощью заранее определяется уровень странового риска. Его определением занимаются около 100 экспертов, которые с помощью различных методов экспертных оценок проводят анализ четыре раза в год. Таким способом анализируются все стороны политической и экономической ситуации в стране партнера. Анкета, на которую анонимно отвечают специалисты разных стран, содержит 15 оценочных критериев, каждый из которых имеет свой удельный вес, с общей суммой 100 %. Каждый вопрос оценивается по балльно-процентной шкале и имеет 5 вариантов ответов — от 0 (неприемлемо) до 4. Чем выше количество собранных баллов, тем ниже страновой риск.
Страновой риск может быть структурирован на риски конвертируемости, риски трансферта или моратория платежа.
Оригинальную методику анализа уровня странового риска применяет Швейцарская банковская корпорация. Еще до второй мировой войны службы банков и банковских учреждений, уполномоченные заниматься определением степени странового риска, функционально подразделялись на передовые и штабные. Передовые занимались сбором самых современных и актуальных оценок, в то время как штабные разрабатывали независимый научный прогноз экономико-политической рискованности положения в конкретном государстве или регионе. Далее эти исследования приобрели регулярный характер и стали оформляться по стандартному образцу.
Примерно в 1980г. экономический банковский отдел Швейцарской банковской корпорации разработал новые, систематизированные и четко нормированные принципы подхода к определению уровня странового риска:
Эти
базовые принципы привели к формированию
двухступенчатой структуры
На
основании этого анализа
Во второй части анализа проводится конкретная экономико-политическая ситуация и уровень суммарного странового риска с помощью Схемы факторов риска (СФР). Таким образом получается прямая (Швейцарская банковская корпорация — потребитель) и обратная (банк, производитель и прочее — Швейцарская банковская корпорация) взаимосвязь. Cоздается сжатый информационный отчет, который может быть быстро проанализирован и обеспечивает достоверность результатов, а также их сопоставление Схемы факторов риска с данными других маркетинговых обследований или с непосредственными наблюдениями.
Возникающий подобным образом многосторонний диалог — это приветствуемый и желательный результат системы, способствующий эффективной выработке окончательных решений относительно направлений финансовой деятельности в анализируемом ареале с учетом факторов риска. По этим соображениям Схема факторов риска, принятая в швейцарских банках, имеет особенно простую, легкую для чтения и постижения форму. Конечно же, это не означает, что специалисты по статистике и анализу конкретной национальной действительности ограничиваются анализом только тех данных, которые содержатся в Схеме факторов риска
Валютный риск
Валютный риск, или риск курсовых потерь, связан с интернационализацией рынка банковских операций, созданием транснациональных (совместных) предприятий и банковских учреждений и диверсификацией их деятельности и представляет собой возможность денежных потерь в результате колебаний валютных курсов.
Первые попытки управления валютным риском были осуществлены в начале 70-х годов, когда были введены плавающие курсы.
Со своей стороны, валютные риски структурируются следующим образом:
а) коммерческие, т.е. связанные с нежеланием или невозможностью должника (гаранта) рассчитаться по своим обязательствам;
б) конверсионные (наличные), т.е. риски валютных убытков по конкретным операциям. Эти риски структурируются на риски конкретных сделок. Самыми распространенными методами снижения конверсионных рисков являются:
В 1986 г. десять крупных СБ Лондона организовали компанию "Форекснет" для взаимного зачета, сокращения числа конверсионных операций и снижения валютных рисков и операционных издержек. Соответственно при такой централизации валютный риск частично снимается с филиалов и конкретных подразделений и переносится на центральное звено;
в)
трансляционные (бухгалтерские) риски,
которые возникают при
г) риски форфетирования, которые возникают когда форфетер (часто им является банк) берет на себя все риски экспортера без права регресса. Но в то же время форфетирование (метод рефинансирования коммерческого риска) имеет свои преимущества, с помощью которых может быть снижен уровень риска путем:
Но, естественно, форфетирование не может быть использовано всегда и везде. Это один из способов снижения уровня рисков.
В настоящее время ЦБ РФ регулярно публикует так называемую "валютную корзину" — метод измерения средневзвешенного курса рубля по отношению к определенному набору других валют.
И
наконец, к внешним рискам относится
риск стихийных бедствий или как его
еще называют форс-мажорных обстоятельств
(РОЮ), который зависит как от наличия или
отсутствия стихийных явлений природы
и связанных с ними последствий, так и
от разного рода ограничений со стороны
государства.