Корпоративное управление организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Корпорация, или акционерное общество, представляет собой наиболее важную форму организации коммерческих предприятий, исходя из их доли в производстве и выручке в экономике развитых стран. Она организована как юридический независимый объект. Корпорация является самой сложной организационной структурой и механизмом координации хозяйственной деятельности внутри предприятия.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………1
1. Проблемы корпоративного управления предприятиями. Антикризисные процедуры…………………………………………………………………….3
1.1 Проблемы корпоративного управления предприятиями……………...3
1.2 Антикризисные процедуры………………………………………….….5
2 Анализ хозяйственной и рыночной деятельности предприятия………..9
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Свитанак»…9
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия………………………..14
3 Предложения по совершенствованию конкурентоспособности отечественных предприятий ……………………………………………….19
3.1 Направления повышения ценовой конкурентоспособности…………19
3.2 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий…………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………25
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

курсовая упр орг.docx

— 98.22 Кб (Скачать)

Введение

 

 Корпорация, или акционерное общество, представляет собой наиболее важную форму организации коммерческих предприятий, исходя из их доли в производстве и выручке в экономике развитых стран. Она организована как юридический независимый объект. Корпорация является самой сложной организационной структурой и механизмом координации хозяйственной деятельности внутри предприятия. Корпорация и ее организационная структура многогранны с экономической точки зрения. Ее изучает отдельная наука – теория организаций. Неоинституциональная теория трансакционных издержек (нарастающая величина трансакционных издержек является для корпорации, в отличие от индивидуального владения и партнерства, одной из главных проблем), например О.Уильямсон, также существенно разработала вопрос построения контрактных отношений внутри корпорации.

Корпорациями  в США являются 19% фирм, но их доля в годовом обороте огромна  – 89%. С большим отрывом от партнерств и индивидуальных фирм корпорации лидируют по показателю среднего годового дохода – около 2,1 млн долл. на фирму. За понятием корпорации не всегда стоит крупная фирма. Можно привести много примеров корпораций с более скромными показателями.

Совладельцами корпораций являются десятки, сотни  и даже тысячи экономических агентов. Ее уставный капитал представляет собой  сумму долей участия различных  фирм и граждан. Каждый из них обладает определенным количеством акций - единиц уставного капитала.  Акционеры  являются законными владельцами  корпорации. Им принадлежит весь доход  предприятия, на который они имеют  соответственно своей доле участия. Доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом. Правда, ответственность по долгам предприятия  акционеры несут только в размере  своих вложений. Например, если корпорация должна некой фирме деньги, ее акционеры не могут непосредственно преследоваться в суде. При условии того, что акционерное общество обанкротилось, этой фирме придется отказаться от желания получить одолженную сумму.

Глобализация  стала важнейшей особенностью современной  мировой системы, в условиях которой  экономическое развитие в национальных рамках и внешнеэкономические связи  неразрывно связаны друг с другом. «Страна, отрезанная от глобальных рынков, в современном мире всегда проиграет», - говорят экономисты. Характерной  особенностью глобализации являются международные  потоки. В основном, это потоки капитала и информации, циркулируют между  транснациональными корпорациями (ТНК). Поэтому теоретическое исследование на тему «Корпорация как форма  управления: достоинства и недостатки»  является значимой и актуальной в  сегодняшней науке управления.

Мировая экономика сегодня представлена в первую очередь транснациональной  экономикой. Проблемы формирования транснациональных  корпораций и воздействия на национальную и мировую экономику являются одними из наиболее значимых в условиях интенсификации мирохозяйственных  связей. Ведущая роль ТНК как субъектов  международных экономических отношений  признается как западной, так и  российской наукой.

Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся  международных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на международные  экономические отношения, международные (транснациональные) корпорации формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

 

 

 

 

 

1. Проблемы корпоративного управления  предприятиями. Антикризисные процедуры

 

1.1 Проблемы корпоративного управления предприятиями.

 

«Корпорация – это организационно-правовая форма  бизнеса, отличающаяся и ограниченная от конкретных лиц, владеющих ею. Такая  структура, имеющая статус юридического лица, вправе приобретать ресурсы, владеть  активами, производить и продавать  продукцию, брать в долг, предоставлять  кредиты, предъявлять иск выступать  ответчиком в суде, а также выполнять  все те функции, которые выполняют  деловые предприятия любого другого  типа.»

Сущность  регистрации корпорации не является чересчур сложной, хотя процедуры регистрации  в качестве корпорации зачастую бывают довольно непростыми. Большинство людей  не желают подвергать риску все, что  они имеют, чтобы получить возможность  участвовать в бизнесе. Однако для  того чтобы компания росла, процветала и являлась источником благосостояния, большое число людей должны желать вложить в нее деньги. Путем  решения этой проблемы является создание искусственного лица, существующего  только юридически. Такое юридическое  лицо называют корпорацией. Это не более  чем прием для вовлечения в  бизнес людей с минимальным для  них риском.

Недостатки корпораций. 

Сложность регистрации. Регистрация устава корпорации сопряжена с бюрократическими процедурами  и с расходами на юридические  услуги.

Возможность злоупотреблений. С общественной точки  зрения в корпоративной форме  бизнеса заложены возможности для  некоторых форм злоупотреблений. Так  как корпорация является юридическим  лицом, некоторым недобросовестным владельцам компаний иногда удается  избежать личной ответственности за сомнительные коммерческие операции благодаря  возможностям, которые открывает  перед ними корпоративная форма  организации бизнеса.

Отчетность. Документы, оформляемые при образовании  корпорации, являются только началом. Налоговое законодательство требует  подтверждения корпорациями законности всех их расходов и вычетов из облагаемых налогом сумм. В связи с этим корпорация вынуждена обрабатывать большое количество различных документов. Владелец индивидуального предприятия  или товарищества может поддерживать документацию в достаточно свободной  манере, корпорация же вынуждена вести  подробнейшую отчетность, протоколы  собраний и многое другое.

Двойное налогообложение. Та часть дохода корпораций, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды – первый раз как  часть прибыли корпораций и второй раз как часть личного дохода владельца акции.

Размеры. Масштабы могут быть одним из преимуществ  корпораций, но также и недостатком. Большие корпорации иногда становятся чересчур негибкими и бюрократическими, а это лишает их возможности быстро реагировать на изменения рынка.

Разделение  функций собственности и управления. В индивидуальной частной фирме  и товариществе владельцы реальных и финансовых активов сами непосредственно  управляют этими активами и контролируют их. Но в крупных корпорациях, собственность  которых широко распылена среди  десятков и даже сотен тысяч акционеров, происходит разделение функций собственности  и управления (контроля).

Причины этого расхождения кроются в  бездеятельности типичного держателя  акций. Большинство акционеров не принимают  участия в голосовании, а если они и участвуют в нем, то лишь опосредованно, передавая свои голоса действующим должностным лицам  корпорации и тем самым наделяя  последних практически безграничными  полномочиями и возможностью самостоятельно определять свою судьбу.

Разделение  функций собственности и управления не вызывает серьезных последствий  в том случае, если действия группы, осуществляющей функции управления, отвечают интересам группы собственников корпорации (то есть акционеров). Но интересы двух этих групп далеко не всегда совпадают.

 

 

 

1.2 Антикризисные процедуры

 

 

Процесс реализации антикризисных  процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом.

Мировой опыт показывает, что антикризисный  процесс в условиях рыночной экономики  – управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное  управление и антикризисное регулирование.

Антикризисное управление – применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий.

Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов  производства продукции, возникновения  сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым  платежам и т.д.

Реализация всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого  спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью  предприятия.

Антикризисное регулирование – это воздействие на должника на макро и микроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

-  совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

-  осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;

-  принятие правительством мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

-  приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников

-  создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Антикризисный процесс – применение к предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур – начинается с комплексной оценки его финансово-экономического состояния. Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов должников и кредиторов.

Основными этапами антикризисного управления являются:

-  в случае выявления фактов проблемности при диагностике финансового состояния;

-  разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;

-  регулирование процесса финансового оздоровления;

-  оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия и эффективности мер по финансовому оздоровлению;

-  выбор и реализация антикризисных процедур.

С точки зрения финансового подхода, сущность антикризисной стратегии  заключается в маневре денежными  потоками для заполнения разрыва  между их расходованием и поступлением. Антикризисное управление допускает  любые потери (в том числе и  будущие), ценой которых можно  добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня. Финансовая стабилизация на предприятии в условиях кризисной ситуации осуществляется последовательно в три этапа:

* Устранение  неплатежеспособности: продажа   краткосрочных  финансовых вложений, дебиторской задолженности, запасов готовой продукции, избыточных производственных запасов, деинвестирование. продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы;

* Восстановление финансовой устойчивости: остановка нерентабельных производств, выведение из состава предприятия затратных объектов, совершенствование организации труда и оптимизация численности занятых на предприятии, уменьшение текущей финансовой потребности, выкуп долговых обязательств с дисконтом, конвертация долгов в уставный капитал, форвардные контракты на поставку продукции предприятия;

* Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде: повышение конкурентных преимуществ продукции, увеличение денежного компонента в расчётах, увеличение оборачиваемости активов. В работе последовательно проанализированы сильные и слабые стороны каждой из этих методик и установлена наиболее оптимальная очередность их применения.

К функциям антикризисного регулирования – относится вид деятельности, который отражает предмет управления, и определяют его результат. Он отвечают на простой вопрос: что нужно, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

Каждый  из этих видов деятельности имеет  свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное  управление.

1. Нет  управления без ограничений, которые  могут быть внутренними и внешними. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного  управления. Внутренние ограничения  снимаются или посредством отбора  персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования  системы мотивации. Информационное  обеспечение управления также  способствует снятию внутренних  ограничений эффективного управления. Внешние ограничения регулируются  развитием маркетинга, системы “Паблик  рилейшнз”.

Информация о работе Корпоративное управление организацией