Корпоративная культура: методы ее формирования и развития в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение научного, практического и теоретического материала, выяснение места и роли организационной культуры в менеджменте, а также основных методов формирования и развития корпоративной культуры организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоритические основы понятия, структуры и содержания корпоративной культуры …………………………………………...………………..………...5
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры в организации….…….5
1.2. Признаки, структура и содержание корпоративной культуры……….9
2. Этапы формирования корпоративной культуры……………………….15
2.1. Принципы формирования корпоративной культуры…………………15
2.2. Методы формирования корпоративной культуры…………………....23
Заключение…………………………………………………………………....24
Список литературы…………………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

курсовая персонал.docx

— 67.65 Кб (Скачать)

Национальный  открытый институт России г. Санкт-Петербург

Кафедра  менеджмента

Дисциплина  управление персоналом

                                                             
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Студентки группы  М 101 С\2В

Желарской  Виктории Александровны

«Корпоративная культура: методы ее формирования и развития в организации » 
 

           
 
 
 
 
 

                                                                       Проверил _______________________

                                                                        Дата ____________________________

Оценка __________ 

Санкт-Петербург

                   2011 

                                                         ОГЛАВЛЕНИЕ 

                                                                                                                   

                                                                                                                              стр.                                                                           

Введение…………………………………………………………………………3

1.Теоритические основы понятия, структуры и содержания корпоративной культуры …………………………………………...………………..………...5

1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры в организации….…….5

1.2. Признаки, структура и содержание корпоративной культуры……….9

2. Этапы формирования корпоративной культуры……………………….15

2.1. Принципы формирования корпоративной культуры…………………15

2.2. Методы  формирования корпоративной культуры…………………....23

Заключение…………………………………………………………………....24

Список  литературы…………………………………………………………..26

 

                                                      Введение

Корпоративная культура – это новая область  знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась из также сравнительно новой области знаний – корпоративного управления, которое изучает общие  подходы, принципы, законы и закономерности в управлении большими и сложными организациями.

Организация — это особый организм, основой  ее жизненного потенциала является корпоративная  культура: то, ради чего люди стали членами  этой организации; то, как налаживаются отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится  к ценностям и нормам. Все эти особенности отличают одну организацию от другой, и, кроме того существенно предопределяют успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Корпоративная, или как ее еще называют, организационная культура, - не так явно проявляется на поверхности, ее трудно «пощупать». Если вести речь о том, что организация имеет «душу», то этой душой является именно корпоративная (организационная) культура.

Носителями  корпоративной культуры являются конечно же люди. Но в организациях со сложившейся, стабильной, корпоративной культурой она обычно отделяется от людей и становится атрибутом организации, оказывающей активное воздействие на персонал и руководство организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами, принципами и ценностями, которые составляют ее основу.

Несомненно и то, что культура играет очень важную роль в жизни каждой организации, а значит она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент организации не только соответствует корпоративной культуре и сильно зависит от нее, но и может в определенной степени оказывать влияние на формирование и изменение корпоративной культуры. Именно для этого менеджеры и должны уметь анализировать корпоративную культуру, оказывать влияние на ее формирование и изменение в прогрессивном, желаемом направлении.

Актуальность  данной работы обусловлена тем, что  в настоящее время вопросы  влияния корпоративной культуры на производительность труда персонала  и коммерческие успехи организации  в целом, приобретают большое  значение. Не менее важное значение приобретает проблема изучения влияния менеджмента компаний на формирование и изменение организационной культуры.

Предметом данного исследования является процесс  формирования корпоративной культуры.

Целью курсовой работы является изучение научного, практического и теоретического материала, выяснение места и  роли организационной культуры в  менеджменте, а также основных методов  формирования и развития корпоративной  культуры организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоритические основы понятия, структуры и содержания корпоративной культуры. 

1.1.Понятие  и сущность корпоративной культуры в организации.

Новый термин «корпоративная культура» кажется  таковым только на первый взгляд. На заре монополизма, когда основатель крупнейшей автомобильной корпорации Форд здоровался со своими рабочими за руку и поздравлял их с семейными торжествами, он создавал на своих заводах именно эту самую культуру — общую благоприятную атмосферу среди персонала всех уровней — эфемерное явление, которое нельзя потрогать в буквальном смысле, но чьи плоды весьма материальны, так как напрямую способствуют увеличению доходов компании.

В современном  бизнесе корпоративная культура выступает важным условием успешной работы фирмы, фундаментом ее динамичного роста, своего рода гарантом.

Корпоративная культура пронизывает все бизнес-процессы компании, выполняя целый ряд функций:

Во-первых, способствует объединению персонала  вокруг целей организации для достижения через выполнение локальных, постановленных перед каждым конкретным работником задач, формируя единое видение будущего предприятия.

Во-вторых, существенно облегчает выстраивание эффективной системы внутрикорпоративных  коммуникаций.

В-третьих, стимулирует особое отношение персонала к качеству производимых продукции и услуг, к взаимодействию с клиентами, повышая тем самым конкурентоспособность компании.

Лояльность - это ключевой показатель благоприятной корпоративной культуры в организации.

Корпоративная культура — это не только имидж  компании, но и эффективный инструмент стратегического развития бизнеса. Ее формирование всегда связано с инновациями, направленными на достижение бизнес-целей и, следовательно, повышение конкурентоспособности.

Существует  несколько понятий корпоративной  культуры -

 В.А.  Спивак определяет данное понятие следующим образом:

«Корпоративная  культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих  между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и  окружающей среды»

В отличие  от В.А. Спивака, ученые О.С. Виханский и А.И. Наумов дают иную трактовку этому понятию:

«Корпоративная  культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых  членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий»

Т. Ю. Базаров  : «Культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях»

Каждый  волен сам выбирать наиболее приятное для него определение корпоративной  культуры, однако, ясно, что общий  смысл сказанного идентичен во всех определениях – культура представляет собой большую область явлений  материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные  нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с  момента образования организации  и разделяются большинством сотрудников.

В любом случае, те ценности, которые присуще каждой конкретной компании, отражают ее индивидуальность.

Культура  придает единообразие совместным действиям  людей, формирует общую для всех психологию.

Концепция культуры фирмы была разработана  в начале 1980-х гг. в США под влиянием исследований в области стратегического управления, теории организации, индивидуального поведения.

В большинстве  российских организаций корпоративная культура описывается в документе «Кодекс корпоративной этике».

В Корпоративном  Кодексе фиксируются ключевые точки, по которым в дальнейшем выстраивается корпоративная культура компании:

  • Миссия
  • Стратегическая перспектива
  • Приоритетные направления развития
  • Общие принципы корпоративного поведения
  • Традиции и символика

Корпоративная культура изменяется в зависимости  от стадии развития компании, ее бизнес - целей, позиционирования на рынке, внешних  условий и внутренних преобразований.

Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, прежде всего, и главным образом в организационном  поведении сотрудников. Сюда следует  отнести устойчивость, эффективность  и надежность внутрисистемных организационных  связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям  в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном  поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными  ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации  в целом.

Нетрудно  заметить тесную связь между культурой  организации и корпоративной  культурой. Первое невозможно без второго. Корпоративная культура предприятия  призвана обеспечить адаптивное поведение  организации во внешней среде. Она  помогает предприятию выжить, победить в конкурентной борьбе, завоевать  новые рынки и успешно развиваться. Но при этом ее основой является внутренняя консолидация, взаимодействие и взаимокоординация, основанные на четком разделении труда, ответственности и согласовании интересов. Корпоративную культуру предприятия определяет формула: общие ценности — взаимовыгодные отношения и сотрудничество — добросовестное организационное поведение. Как культура вообще базируется на общепризнанных ценностях и общепринятых нормах (правилах) поведения, так и корпоративная культура на предприятии формируется на основе признанных ценностей и принятых норм поведения именно в данном коллективе и данной организации.

Носителями  корпоративной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся  культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом  организации, ее частью, оказывающей  активное воздействие на работников, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые  составляют ее основу. Руководство  использует эту культуру для привлечения  работников определенных типов и  для стимулирования определенных типов  поведения. Культура, образ фирмы  подкрепляются или ослабляются  репутацией компании.

Информация о работе Корпоративная культура: методы ее формирования и развития в организации