Корпоративная культура как элемент менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблем процесса формирования корпоративной культуры организации на основе обобщения теоретического и практического опыта.

Для достижения этой цели потребуется решение следующих задач:

дать общую характеристику корпоративной культуры и ее содержанию;
изучить процесс формирования корпоративно культуры;
определить содержание корпоративно культуры;
проанализировать корпоративную культуру изучаемого объекта;
разработать рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры изучаемого объекта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Теоретические основы корпоративной культуры как элемента менеджмента………………………………………………………………………………6

Понятие и роль корпоративной культуры как элемента менеджмента….6
Процесс формирования корпоративной культуры……………………….11
Содержание корпоративной культуры…………………………………...14
Анализ корпоративной культуры ООО «НОВЭКС»……………………22
Характеристика ООО «НОВЭКС»…………………………………......……22
Анализ и оценка корпоративной культуры ООО «НОВЭКС»……………25
Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры ООО «НОВЭКС»…………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………..29

Список использованных источников ……………………………………………32

Приложение А…………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовик-менеджмент.docx

— 137.03 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОУ ВПО АЛТАЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Международный институт экономики, менеджмента и  информационных систем

Кафедра «Менеджмента» 
 
 
 

Контрольная работа 

по  дисциплине «Менеджмент»

на  тему: Корпоративная культура как элемент менеджмента 

                  Выполнила студентка

                  1 курса, гр. 299

                  Кочеева Наталья Александровна

                  Научный руководитель:

                  Доцент  кафедры  Антикризисного управления

                  Горбунова Алла Юрьевна

                  ___________________

                  (подпись)

                  Работа  защищена:

                  «____» ______________ 200__г.

                  Оценка: _________________ 

Барнаул – 2009г

 

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………………….3

     1 Теоретические основы корпоративной  культуры как элемента менеджмента………………………………………………………………………………6

    1. Понятие и роль корпоративной культуры как элемента менеджмента….6
    2. Процесс формирования корпоративной культуры……………………….11
    3. Содержание корпоративной культуры…………………………………...14
  1. Анализ корпоративной культуры ООО «НОВЭКС»……………………22
    1. Характеристика ООО «НОВЭКС»…………………………………......……22
    2. Анализ и оценка корпоративной культуры ООО «НОВЭКС»……………25
    3. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры ООО «НОВЭКС»…………………………………………………………………….27

    Заключение………………………………………………………………………..29

    Список  использованных источников ……………………………………………32

    Приложение  А…………………………………………………………………….34 

 

     

     Введение

     У российских менеджеров в минувшем году возникла новая специализация – управление корпоративной культурой. «Культурные управленцы» появились во многих крупных компаниях – прежде всего в структурах, объединяющих разнопрофильные предприятия, которые работают во многих регионах России. И хотя менеджеры этого профиля обычно числятся в составе кадровых подразделений, круг их обязанностей намного шире, чем у обычного кадровика.

     Что объединяет такие, казалось бы, далекие друг от друга вещи, как деловой документ, клиентский офис, спецодежду и корпоративный праздник? Можно сказать – бренд компании, а можно взглянуть шире и назвать все их элементами корпоративной культуры. Являясь материальным воплощением миссии фирмы, корпоративная культура регламентирует все формы коммуникации компании – как внутри фирмы, так и направленные вовне.

     Случилось так, что крупным российским компаниям, появившимся в последнее десятилетие, пришлось создавать свои традиции с нуля. Смена собственников предприятий наложилась на смену экономических формаций, и выяснилось, что ревизии пришлось подвергнуть практически все: от практики соцсоревнования и досок почета до процедуры приема на работу. Советские традиции остались в прошлом, а взамен ничего не появилось.

     Растущий  динамизм и изменчивость деловой среды создали для организаций необходимость постоянных коммуникаций с партнерами, потребителями, сотрудниками. Рост образованности, квалификации, информированности работников и общественности в целом требует от менеджмента использования более сложных и тонких методов управления. Чтобы управлять событиями, уже недостаточно управлять поведением людей. Сегодня необходимо управлять тем, что люди думают и чувствуют, формировать общественное мнение и настроение. Такое управление предполагает установление и ведение целенаправленных систематических коммуникаций с различными группами общественности — с партнерами, с широкой общественностью и средствами массовой информации, с местной общественностью и  госструктурами, с финансовой общественностью и, конечно же, с работниками. В работе с последними возникает потребность в создании единой системы ценностей, норм и правил, т.е. корпоративной культуры, позволяющей достичь эффективной работы, сосредоточиться на достижении целей компании, и самореализоваться самим сотрудникам. Вот здесь и приходят на помощь «управленцам» специалисты по связям с общественностью. Ведь в их компетенцию входит не только работа с внешней средой, но и с внутренней, для создания благоприятного имиджа компании и среди ее работников

     Только совсем недавно, в 2000 – 2001 годах, к изрядно разросшимся российским финансово-промышленным группам пришло осознание необходимости направленного воспитания у персонала чувства принадлежности к единой компании. Это достаточно крупные организации с длительной историей существования и большой численностью сотрудников. Просто большинство организационных культур исторически носили неявный характер, так как не подчеркивалась их роль и влияние на работу предприятий в целом. В последнее же время, в условиях высококонкурентной и динамичной деловой среды, все чаще стали говорить о важности и необходимости формирования философии фирмы и развития корпоративной культуры.

    Целью данной работы является изучение проблем процесса формирования корпоративной культуры организации на основе обобщения теоретического и практического опыта.

Для достижения этой цели потребуется решение следующих  задач:

  1. дать общую характеристику корпоративной культуры и ее содержанию;
  2. изучить процесс формирования корпоративно культуры;
  3. определить содержание корпоративно культуры;
  4. проанализировать корпоративную культуру изучаемого объекта;
  5. разработать рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры изучаемого объекта.

     Объектом  исследования данной работы является корпоративная культура ООО «НОВЭКС»

     Предметом исследования является – сущность, роль и процесс формирования корпоративной культуры как элемента менеджмента.

     Методы  исследования:

  • Теоретические – анализ (литературы, материалов, документации, терминов и т.д.), синтез, моделирование, прогнозирование;
  • Эмпирические – эмпирическое познание –это познание опытным путем;

     Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

     

     1 Теоретические основы  корпоративной культуры  как элемента менеджмента

     1.1 Понятие и роль  корпоративной культуры  как элемента менеджмента

     Понятие «корпоративная культура» вошло  в обиход развитых стран в двадцатые  годы прошлого столетия, когда возникла необходимость упорядочения взаимоотношений  внутри крупных фирм и корпораций, а также осознания их места  в инфраструктуре экономических, торговых и промышленных связей.

     В современном бизнесе корпоративная  культура выступает важным условием успешной работы фирмы, фундаментом  ее динамичного роста, своего рода гарантом стремления к повышению эффективности.

     Можно привести ряд наиболее распространенных определений корпоративной культуры, каждое из которых отражает одну или  несколько характерных черт культуры в организации. Вот несколько  из них, корпоративная культура –  это:

     «Наблюдаемые  повторяющиеся модели поведения  во взаимоотношениях людей, например используемый язык, формы проявления уважения, принятые манеры» [3, с. 14];

     «Ключевые или доминирующие ценности, поддерживаемые организацией» [6, с. 98];

     «Нормы, возникшие в рабочей группе» [12, с. 145];

     «Философия, определяющая политику организации  в отношении служащих и заказчиков» [7, с. 156];

     «Правила  игры, действующие в организации, приемы и навыки, которыми должен овладеть новичок, чтобы быть принятым в члены  организации» [4, с. 68];

     «Приобретенные  опытным путем методы решения  проблем» [11, с. 23].

     Таким образом, исходя из выше перечисленного, корпоративную (организационную) культуру можно определить как набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации. Это своего рода система общих ценностей и предположений о том, что и как делается в фирме, которая познается по мере того как приходится сталкиваться с внешними и внутренними проблемами. Она помогает предприятию выжить, победить в конкурентной борьбе, завоевать новые рынки и успешно развиваться. Корпоративную культуру определяет формула: общие ценности – взаимовыгодные отношения и сотрудничество – добросовестное организационное поведение.

     Корпоративные ценности и нормы, с точки зрения консультантов по управлению и организационной  культуре, могут включать в себя, например, следующее:

  • предназначение организации и ее "лицо" (высокий уровень технологии; высшее качество; лидерство в своей отрасли; преданность духу профессии; новаторство);
  • старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу; уважение старшинства и власти; старшинстве как критерий власти);
  • значение различных руководящих должностей и функций (важность руководящих постов, роли и полномочия отделов и служба);
  • обращение с людьми (забота о людях и их нуждах; беспристрастное отношение и фаворитизм; привилегии; уважение к индивидуальным правам; обучение и возможности повышения квалификации; карьера; справедливость при оплате; мотивация людей);
  • критерии выбора на руководящие и контролирующие должности (старшинство или эффективность работы; приоритеты при внутреннем выборе; влияние неформальных отношений и групп);
  • организация работы и дисциплина (добровольная или принудительная дисциплина; гибкость в изменении ролей; использование новых форм организации работы);
  • стиль руководства и управления (стили авторитарный, консультативный или сотрудничества; использование целевых групп; личный пример; гибкость и способность приспосабливаться);
  • процессы принятия решений (кто принимает решение, с кем проводятся консультации; индивидуальное или коллективное принятие решений; необходимость согласия, возможность компромиссов);
  • распространение и обмен информацией (информированность сотрудников; легкость обмена информацией);
  • характер контактов (предпочтение личным или письменным контактам; жесткость или гибкость в использовании установившихся каналов служебного общения; значение, придаваемое формальным аспектам; возможность контактов с высшим руководством; применение собраний; кто приглашается и на какие собрания; нормы поведения при проведении собраний);
  • характер социализации (кто с кем общается во время и после работы; существующие барьеры; особые условия общения);
  • пути разрешения конфликтов (желание избежать конфликта и идти на компромисс; предпочтение применения официальных или неофициальных путей; участие высшего руководства в разрешении конфликтных ситуаций и т.д.);
  • оценка эффективности работы (реальная или формальная; скрытая или открытая; кем осуществляется; как используются результаты).

     Благодаря сильной корпоративной культуре организация становится подобно  большой семье, когда каждый сотрудник  предпринимает только те действия, которые наилучшим образом служат ее благу.

     Полная  идентификация сотрудника с компанией означает, что он не только осознает идеалы компании, четко соблюдает правила и нормы поведения в организации, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности. В этом случае культурные ценности организации становятся индивидуальными ценностями сотрудника, занимая прочное место в мотивационной структуре его поведения. Со временем работник продолжает разделять эти ценности уже вне зависимости оттого, находится ли он в рамках данной организации или трудиться в другом месте, более того, такой работник становится мощным источником данных ценностей и идеалов, как в рамках сформировавшей его организации, так и в любой другой компании, фирме и т.п. Как уже отмечалось, помимо ценностей в структуру корпоративной культуры внутри организационные нормы и социальные роли. Под нормами понимаются управляющие поведением сотрудников обобщенные правила, которые приводят к достижению целей организации. Роли определяют вклад каждого в совместную деятельность, в зависимости от занимаемой им формальной или неформальной позиции в организации, а также взаимные ожидания и взаимный контроль сотрудников.

     Идея  корпоративной культуры носит достаточно абстрактный характер, поскольку  мы не можем увидеть ее или прикоснуться к ней, но она присутствует и распространяется.

     Существует  три подхода к понятию организационной  культуры и ее природы. Первый определяет ее, как продукт «естественного развития»  организации, т.е. организационная культура, в этом понимании, складывается спонтанно  в процессе общения и взаимодействия людей.

     Второй, наоборот, что это «искусственное»  изобретение, созданное людьми и  являющееся результатом их рационального  выбора.

     Приверженцы третьего наиболее подходящее к определению  данного понятия, считают что организационная культура – это «смешанная», естественно-искусственная система, соединяющая в себе формально-рациональные и спонтанные жизненные процессы.

     Значение  организационной культуры определяется рядом обстоятельств. Она придает  сотрудникам организационную идентичность, определяя представления о компании, является важным источником стабильности и преемственности, что создает  у ее сотрудников чувство безопасности. В то же время знание организационной  культуры помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события и понимать окружающих. Культура более чем, что - либо другое стимулирует высокую  ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним задачи. Она  привлекает внимание, передает видение  и отмечает заслуги творческих, эффективных  сотрудников. Признавая и награждая  таких людей, организационная культура идентифицирует их в качестве ролевых  моделей.

Информация о работе Корпоративная культура как элемент менеджмента