Корпорация "Кока-кола"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:03, практическая работа

Описание работы

Напиток «Кока-кола» был придуман в Атланте (штат Джорджия, США) 8 мая 1886 года. Его автор — фармацевт Джон Стит Пембертон, бывший офицер американской Армии конфедерации (есть легенда, что его придумал фермер, который продал свой рецепт Джону Ститу за 250$, о чём Джон Стит якобы сказал в одном из своих интервью). Название для нового напитка придумал бухгалтер Пембертона Фрэнк Робинсон, который также, владея каллиграфией, написал слова «Coca-Cola» красивыми фигурными буквами, до сих пор являющимися логотипом напитка.

Работа содержит 1 файл

Кока-Кола (Инновац.Менедж).docx

— 77.21 Кб (Скачать)

    Тут стоит учитывать, что это  продажи общие, а не по главным  бодающимся брендам коричневой  газировки. А у Pepsi, по данным wikinvest, 60% продаж приходится на  негазированные напитки Gatorade, соки Tropicana и всяческие чипсы (на  чипсы 48%). Тогда как Coca Cola как  раз и делает деньги на своем  титульном продукте.

  Интересно, что 2011 год на фондовой бирже обе  компании начали примерно на одном  уровне, но уже к 3 марта их пути разошлись - Coca Cola подняла котировки на 14.41%, а Pepsi уронила на 1.75%.

  -Битва  за рынок

   Coca Cola получает 74 процента дохода  с международного рынка, Pepsi - только 48. Coca Cola активно присутствует едва  ли не во всех странах мира, включая развивающиеся и страны  третьего (вплоть до десятого) мира.

    По данным 2008 года, Coca Cola контролировала 42.7% рынка США, Pepsi - 30.8%.

    Зато Pepsi опережает конкурента в Индии (с недавнего времени), Саудовской Аравии, Пакистане, Доминиканской Республике, Гватемале и пяти канадских провинциях.

  -Битва  проиграна? 

   Pepsi понимает, что проиграно много,  но руки опускать не собирается. Война еще не окончена.

   Pepsi старается все больше и  больше участвовать в этически  направленных акциях, например, против  загрязнения окружающей среды,  или ловить мировые тренды  о Bio и Fitness составляющий продуктов  питания. А также не оставляет  попыток завоевать и более  взрослую аудиторию своими ценностями. 
 

  1. Стратегия продвижения на рынок

  Система сбыта и рыночная доля

  В настоящее время для управления бизнесом Компания разделена на 2 сектора: Бизнес-сектор Северной Америки и  Международный Бизнес-сектор. Бизнес-сектор Северной Америки состоит из Coca-Cola USA (в США), Coca-Cola Ltd. (в Канаде) и Coca-Cola FOODS, находящейся в Хьюстоне и производящей соки и соковые напитки.

  Система производителей The Coca-Cola Company является самой крупной и разветвленной  производственной и дистрибьюторской сетью в мире.

  Сегодня Coca-Cola обладает третьим по величине в мире уровнем биржевой капитализации, который составляет на Нью-Йоркской фондовой бирже примерно $147 млрд. долл.,что в 3.3 раза выше чем у «Дженерал моторс». В то же время по величине годового оборота Coca-Cola занимает лишь 190-е место среди мировых корпораций.

  По  контракту с Coca-Cola Company боттлерам разрешается разливать и продавать безалкогольные напитки компании в пределах определенных территориальных границ и по условиям, которые отвечают требуемым единым стандартам качества. Ботлерские предприятия предоставляют необходимый капитал для инвестирования в виде земли, строений, оборудования, машин, тары. Большинство ресурсов приобретаются на местных рынках. Компания же со своей стороны поставляет концентраты и основу для напитков и предоставляет управленческую поддержку, чтобы обеспечить боттлерам прибыльность бизнеса. Производство товара, контроль качества, разработка оборудования и завода, маркетинга, подготовка персонала - лишь некоторые сферы в которых компания делится своим опытом.

  В 1991 году Coca-Cola Company открыла свое представительство  в Москве. По объемам продаж в  России она сначала проигрывала PepsiCo в соотношении 1:10 (Pepsi появилась  в СССР почти на 20 лет раньше благодаря  выбору Н.С.Хрущева). К 1998 году Система  Coca Cola в России располагала уже одиннадцатью заводами - от Владивостока до Санкт-Петербурга. В конце 2001 года была завершена крупнейшая сделка в истории Компании в России: все 11 заводов системы Coca Cola и исключительные права на розлив напитков The Coca Cola Company были приобретены крупнейшим общеевропейским боттлером – Coca Cola Hellenic Bottling Company. В 1998 году объемы продаж напитков Coca Cola в три раза превысили те же показатели главного конкурента Компании - Pepsi.

  В 2003 году суммарные инвестиции Coca Cola в российскую экономику составили 850 миллионов долларов.

  Потребители

  Сегодня 70% россиян потребляют безалкогольные газированные напитки, при этом 93% из них больше нравятся лимонады с фруктовыми вкусами, а 82% - со вкусом колы. По мнению экспертов, вкус напитка, является главным  фактором, определяющим выбор потребителя (далее по значимости следуют цена и известность торговой марки). Предпочтения российских потребителей по данным исследовательской  компании «Комкон-СПб» см. на рис.1.1

  На  рынке Санкт-Петербурга больше всего  среди потребителей безалкогольных напитков людей в возрасте 25-44 лет: среди потребителей напитков, содержащих колу, доля людей в возрасте 25-34 года составляет около 19%, а в возрасте 35-44 года - около 18%; для газированных напитков с фруктовыми вкусами эти  показатели меняются местами.

  

  На  рынке Санкт-Петербурга больше всего  среди потребителей безалкогольных напитков людей в возрасте 25-44 лет: среди потребителей напитков, содержащих колу, доля людей в возрасте 25-34 года составляет около 19%, а в возрасте 35-44 года - около 18%; для газированных напитков с фруктовыми вкусами эти показатели меняются местами.

  Лидером среди напитков с фруктовым вкусом по данным на 2003 г. была и остается Fanta, которую пьет почти половина - 48% - потребителей фруктовой газировки. Активно рекламируемый напиток Sprite (ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия») потребляют около 39% респондентов, 7-UР (The Pepsi Bottling Group/PepsiCo) - около 34%, а Mirinda (The Pepsi Bottling Group/PepsiCo) - около 28%.

  На  рис. 2 и 3 (по данным исследовательской  компании «Комкон-СПб») представлены предпочтения потребителей по маркам коласодержащих безалкогольных газированных напитков, 2003.  

Рис. 2 Предпочтения потребителей Coca Cola, % 
 

 

  

  Рис. 3 Предпочтения потребителей PepsiCo, %

  Взаимоотношения марок Coca Cola и PepsiCo в России практически полностью повторяют ситуацию во всех странах мира: Coca Cola - на полшага впереди, PepsiCo, хотя и появилась в России значительно раньше, несколько отстает.

  По  общим оценкам различных экспертов, уровень потребления коласодержащих напитков в России достиг возможного максимума, и в дальнейшем, скорее всего, следует ожидать снижения спроса на такие напитки, как Coca Cola и Pepsi Производители этих лимонадов стремятся расширять свою ассортиментную линейку за счет производства колы с новыми вкусами, а также за счет выпуска фруктовых газированных безалкогольных напитков и питьевой воды.

  Сегодня мировая империя Coca Cola выглядит следующим образом: 11 крупных компаний-боттлеров, работающих в масштабах нескольких государств, и несколько десятков отдельных предприятий-неконсолидированных боттлеров. Например, Coca-Cola Enterprises Inc. работает в США (где производит примерно 70% потребляемых американцами напитков) и в ряде стран Западной Европы. В 1996 году компания приобрела концентратов на 1,6 млрд долларов.

  Маркетинговые стратегии Компании Coca-Cola

  В самом общем виде международная  маркетинговая стратегия на уровне компании представляет собой систему  значимых и реализуемый целей  и задач, формализуемых в виде маркетинговой программы. С точки  зрения Р.Корея, любая стратегия  включает пять базовых элементов: выбор  рынка, планирование товара, ценообразование, систему дистрибьюции и рынка  и маркетинг-микс.

  Компания  Coca-Cola использует глобальную маркетинговую стратегию. Ее сущность основана на экономии всемирного масштаба, глобальных брэндах и включает следующие ключевые элементы: 1) глобальная отрасль; 2) природа конкурентной структуры отрасли; 3) гиперконкуренция; 4) взаимозависимость компаний. Помимо Coca Cola такую стратегию успешно применяют Intel, General Electric, Motorola, Johnson&Johnson, Gillette, McDonald's, Compaq Computer и др. всемирно известные корпорации.

  Специалисты отмечают стремление глобальных компаний к созданию своих «плацдармов» в  странах, входящих в важнейшие экономические  регионы: Северная Америка, Европа, АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион).

  Не  сложно заметить, что родиной большинства  глобальных компаний являются США, что  свидетельствует о благоприятных  условиях появления и развития в  этой стране именно такой формы бизнеса. Соответственно этим приоритетам американская научная мысль старательно обосновывала полезность и неизбежность глобальной экономики. Глобальная парадигма выступает  на протяжении ряда лет главным фактором, определяющим цели проникновения на зарубежные рынки американских компаний. Coca Cola здесь является наиболее ярким примером. Не случайно история развития Компании вошла во все классические учебники по маркетингу.

  Как пишут Райс Эл, Траут Джек в своей  знаменитой книге «Маркетинговые войны», энергия менеджеров Компании всегда была направлена на стимулирование потребления. Наиболее яркими в ее истории примерами  являются: «Жажда не знает времен года» (1922) и «Пауза, которая освежает» (1929).

  До  конца 70-х годов ХХ века Компания проводила политику непрерывного расширения ботлерской сети. Продавая концентрат по высокой цене, компания обеспечивала себе значительные выгоды. Боттлеры извлекали определенную выгоду из-за наличия устойчивого спроса. Но в начале 80-х процесс расширения сети застопорился - с появлением банок для напитков и пластиковых сосудов мелкие боттлеры оказались не в состоянии приобретать новые машины. Тогда согласно новой концепции развития Coca Cola создала 8 «якорей» - крупных дочерних ботлерских компаний, деятельность которых охватывает всю планету. Участие материнской компании в «якорных» фирмах, согласно стратегии экономии, нигде не превышает 50%, но его вполне достаточно для полного контроля за деятельностью их менеджмента.

  Самым крупным боттлером Coca Cola является компания «Кока-кола Энтерпрайзис», производящая 57% напитков, продаваемых в США и оккупирующая 20% мирового рынка этого напитка. Несмотря на формальную независимость менеджмента в административном совете фирмы председательствует Дуглас Айвестер, генеральный директор Coca Cola.

  Несмотря  на то, что представители Компании любят повторять, что их задача будет  оставаться невыполненной до тех  пор, пока людей не перестанет мучить жажда, Компания старается увеличить  объемы своей прибыли не только за счет стремления просто продавать больше напитков. Один из тактических приемов  состоит в продвижении своей  продукции в сети «общепита» - рестораны  быстрого обслуживания.

  В 90-х годах Coca Cola активизировала свою работу в сфере маркетинга, рекламы и спонсорской деятельности, надеясь таким образом завоевать более широкое признание потребителей. Однако это обходится ей довольно дорого: торговые издержки, главным образом за счет маркетинга, например, в 1996 г. достигли 6,6 млрд. долларов, в то время как прибыль компании составила 3,5 млрд.

  Coca Cola старается поддерживать и свои разливочные фабрики. Их сеть, значительно укрепившись за последние полтора десятилетия, в настоящее время становится тормозом для компании. Ведь кроме поставок своим дистрибьюторам концентрата, Компания разрабатывает для них стратегию развития и организовывает рекламные кампании. Те же, в свою очередь, не только разливают напитки в бутылки и банки, но и занимаются реализацией продукции и маркетингом на местных рынках.

  Coca Cola на протяжении ряда лет стремится приобретать других производителей безалкогольных напитков, не редко открыто нарушая антимонопольное законодательство различных стран. Однако эти действия порой терпят неудачу. Так, не состоялся контракт на приобретение за 844 млн. долларов французской «Оранжины». Еще одно соглашение - на покупку права использовать марку «Кэдбэрри Швэпс» за пределами США - также попало под запрет.

  Несмотря  на контраргументы Coca Cola том, что ее продукция в настоящее время почти так же распространена в мире, как и обычная вода из крана, защитники антимонопольного законодательства обращают внимание больше не на этот аспект, а на постоянно растущую монополию этой компании в поставках своей продукции в рестораны, кафе и гостиницы.

  В 2005 году Coca-Cola решила кардинально изменить маркетинговую стратегию, чтобы  привлечь новое поколение потребителей. Недавно созданный план продвижения  получил название M5, в честь команды  из пяти дизайнерских фирм, которым  доверено донести до аудитории оптимистический  образ Coca-Cola.

  Американский  гигант нанял по одной компании от каждого континента. Европу представляет английская Designers Republic, Азию - японская Caviar, Северную Америку - MK12, Южную - Lobo, Африку - Rex & Tennant McKay.

  Coca-Cola разработает упаковку в клубном  стиле, а также будет распространять  видео и музыку. Правда, способ  их передачи пока не определен.  Уже известно, что напиток будет  разливаться в алюминиевые банки,  повторяющие форму бутылки. Некоторые  банки будут менять цвет в  зависимости от освещения.

Информация о работе Корпорация "Кока-кола"