1.
Возьмите на себя персональную
ответственность за организационную
работу, направленную на развитие
новаторского климата. Хотя подчиненные
могут и сами поддерживать
и поощрять творчество друг
друга, они не будут осуществлять
такую поддержку постоянно, если
не поверят, что их руководители последовательно
поддерживают творческую линию поведения.
2.
Сознательно экспериментируйте
с новыми формами организации,
осуществляя поиск методов максимизации
поддержки, оказываемой сотрудниками
друг другу в творческом плане.
3.
Сконцентрируйте усилия против
тех аспектов организационной
культуры (традиционных процедур
и норм), которые сдерживают новаторство.
Помните, что новаторское поведение
не возникает спонтанно. Вы
должны явно уведомить подчиненных,
что от них ждут новаторства.
5.
Создайте атмосферу откровенности
и взаимодействия, в которой ваши
подчиненные смогут стимулировать
друг в друге большую осведомленность
и выдвижение идей.
6.
Освободитесь от излишней властности
и использования зависимости
подчиненных — традиционных схем управления.
Устраните чрезмерность в администрировании,
контроле и отчетности.
7.
Учтите, что ваши усилия, направленные
на достижение перемен, встретят
инерцию и сопротивление. Постоянно
и терпеливо демонстрируйте, что
творческая обстановка в коллективе
являются вашим управленческим кредо.
Вы сразу почувствуете, что сопротивление
переменам значительно ослабнет.
8.
Формулируйте новаторские идеи
таким образом, чтобы служащие
их увидели и поверили в
них. Постоянно информируйте сотрудников
об этих целях.
9.
Особо подчеркивайте сущность
и значимость тех проблем, решение
которых возможно только творческим
путем.
10.
Без колебаний освободитесь от
«вчерашней» продукции и авантюрных
затей, которые только поглощают
ценные ресурсы и энергию, но
не способствуют прогрессу.
11.
Выделяйте время и ресурсы
соразмерно новаторским начинаниям.
12.
Поощряйте и приучайте подчиненных
к развитию большей психологической
готовности к новым идеям и
новому опыту работы.
13.
Учитывайте индивидуальные различия,
давайте глубокую оценку уникальным чертам
характера каждой личности, ее сильным
и слабым сторонам.
14.
Согласуйте максимальное число
задач и целей проекта с
истинными интересами каждого
из привлеченных сотрудников.
15.
По отношению к каждому индивидууму
определите и используйте те мотивы, которые
наиболее полно соответствуют его стремлениям
и желаниям.
16.
Делайте все возможное, чтобы
стимулировать в ваших подчиненных
ответственность, самостоятельность
и зрелость. Незрелость поведения
возникает тогда, когда люди чувствуют,
что окружающая обстановка находится
вне их контроля полностью или частично,
а от них самих ждут соглашательства, пассивности
и подчинения, и поощряют тех, кто ничего
не спрашивает, не «раскачивает лодку»,
не предлагает обсудить те идеи, реализация
которых могла бы нарушить статус-кво.
17.
Обеспечивайте людей стимулирующей
работой, которая вызывает чувство
персонального и профессионального
роста. Это самые сильные побуждающие
мотивы.
18.
Обеспечьте подчиненных такими
проектами и задачами, которые вызывают
чувство полноты и завершенности.
19.
Предоставьте возможность оспаривания
идей, «приподняв» уровень поставленных
задач и проектов немного выше
известных способностей подчиненных.
20.
Обеспечьте наличие таких форм
и методов распределения заданий,
которые дали бы подчиненным возможность
понять, что чувство удовлетворения, которое
они испытали в прошлом, повторится и послужит
трамплином для нового взлета.
21.
Помогите своим подчиненным увидеть
в проблемах вызов. Внушение
отношения к задачам как к
таковым, которые скрывают возможные потенциалы,
помогает подчиненным видеть эти задачи
в более положительном свете. Это помогает
им также более охотно преодолевать препятствия,
которые могут возникнуть при решении
этих задач.
22.
Дайте понять служащим, что их
служебная карьера во многом зависит от
творческого вклада.
23.
Допускайте разнообразие индивидуальных
стилей работы. Не позволяйте
себе подавлять тех, чьи методы
работы отличаются от ваших.
2
Признавайте, что не существует
единого стиля управления, который
был бы наиболее подходящим и эффективным
по отношению ко всем людям. Творческий
руководитель является человеком, который
меняет стиль работы в зависимости от
ситуации и может выбрать стиль, основанный
на соучастии, невмешательстве или автократии,
в зависимости от обстоятельств и от лиц,
привлеченных к работе. Наибольшее предпочтение
следует отдавать соучастию.
25.
Чтобы достичь творческих результатов,
используйте подчиненных разностороннее.
26.
Сосредотачивайте потенциал и
навыки не на ролях, а на
целях. Чрезмерная озабоченность распределением
ролей подрывает творчество.
27.
Создайте атмосферу свободного
потока заданий, которая способствует
работе над проектом по наиболее
творческому пути.
28.
Стимулируйте и мотивируйте возвращение
подчиненных снова и снова к одной
и той же задаче до тех пор, пока не произойдет
творческий «прорыв».
29.
Установите высокие, но разумные
стандарты требований, зная, что
даже самые возвышенные идеи
на деле должны согласовываться
с реальными возможностями организации.
Устанавливая изначально высокие цели,
вы увеличиваете шансы некоторых из подчиненных
придти к открытию.
30.
Внушите такое отношение к
делу, которое предполагает наличие
высокого качества на каждой
стадии проекта.
31.
Хотя и необходимы формы внешней
дисциплины, на практике они должны
согласовываться с собственным чувством
ответственности и самодисциплиной личности.
32.
Определите, когда люди хотели
бы быть настроены наиболее
творчески и какого рода творческий
вклад они хотели бы внести,
если бы им была предоставлена
возможность.
33.
Активно поощряйте людей, обладающих
особым творческим талантом и
способностями.
34.
Приходите к здравой формулировке
проблемы и видению желаемого
конечного результата. Принимайте
соответствующие решения и устанавливайте
начальные направления. Подключайте
людей, которые могут «овладеть» проблемой.
35.
Ведите за собой и вызывайте
энтузиазм не приказами и командами,
а советами и косвенным убеждением.
Ограничивайте цели ясными терминами,
но допускайте свободу развития
различных подходов.
36.
Вначале определите проблему широко, допуская
максимум творческого мышления. Общие
определения предотвращают потерю потенциально
новаторских решений. Поощряйте свободные
подходы к решению проблемы. В течение
некоторого времени проявляйте терпимость
по отношению к путанице, сложностям и
даже беспорядку.
37.
Выделяйте время для развития
и созревания идей.
38.
Допускайте большую свободу действий
для отдельных подчиненных при
выполнении ими своей работы.
В крайнем случае, предоставьте
им конкретные области самонаправления
и расширяйте эти области постепенно,
по мере необходимости.
39.
Оберегайте своих подчиненных
от чрезмерного привлечения к
срочным работам.
40.
Убедитесь, что лица, подающие
наибольшие надежды, не увязают
в конкретных задачах в течение
всего дня. Творческие люди нуждаются
во времени на обдумывание.
41.
Осуществите организационные мероприятия
по отношению к творческим
лицам и используйте их в
качестве особой силы, направленной
на решение сложных проблем.
42.
Убедитесь, что ваши подчиненные
имеют свободный доступ ко всем ресурсам
ин формации, накопленному опыту, ко всему,
в чем они нуждаются в связи с поиском
творческого решения проблемы.
43.
Дайте своим подчиненным полный
простор в игре воображения
и поощряйте откровенность. Полный
простор в мышлении, ощущениях и
представлениях поощряет творчество,
доброжелательное отношение к исследованию
и эксперименту, способствуют появлению
творческого мастерства.
44
Приучайте себя и других реагировать
на предлагаемую идею не отрицательно,
а положительно.
45.
Создавайте более благоприятствующие
условия, приводящие к снижению конкуренции,
к преобладанию взаимного доверия.
46.
Зарезервируйте в организации
специальные помещения, где люди
могли без всяких помех заниматься
творчеством.
47.
Поощряйте преднамеренный риск,
так как именно он является существенной
составной частью новаторства и прогресса.
48.
Развивайте терпимость к неудачам.
49.
Обеспечьте безопасную атмосферу
по отношению к неудачам. Наказание
за неудачу в ряде случаев
бывает даже суровее, чем за
«ничегонеделание». В таких условиях
одной неудачи человеку будет
достаточно, чтобы повергнуть его
в уныние. Вознаграждайте успех
и игнорируйте неудачи, насколько это
возможно.
50.
Уменьшайте страх перед неудачей
и наказанием, если новаторские
идеи и рекомендации подчиненных
не удались.
51.
Поступайте таким образом, чтобы
люди поняли, что в случае непринятия
или нереальности их идей, их деятельность
не была бесполезной.
52.
Учитесь на ошибках. В организациях
слишком часто подчеркивают, что
ошибок нужно избегать, это способствует
тому, что любые упущения в
идеях или «слабинки» воспринимаются
слишком остро. Боязнь наказания
способствует возникновению тенденций
к ведению «тихой игры». Творчество крайне
нуждается в изменении подобной ситуации
и сосредоточении на положительных, перспективных
сторонах идеи. Как показывает опыт, когда
рассматриваются и упрочиваются приемлемые
стороны идеи, обнаруживается путь устранения
неприемлемых.
53.
При случае позволяйте отдельным
лицам использовать собственные
идеи, не подвергая их никакой
критике, допускайте в разумных
пределах возможность возникновения
ошибки. Карательные меры по поводу
каждой ошибки или неудачи приведут
к тому, что люди будут слишком сильно
придерживаться безопасных путей в работе.
54
Поддерживайте все творческие
начинания.
55.
Используйте конструктивный критицизм
всегда с осторожностью и в
малых дозах.
56.
Своими действиями и отношением
давайте понять людям, что вы с ними, а
не против них. Будьте катализатором, а
не препятствием. Многие руководители
буквально переполнены требовательностью.
Тот, кто приходит с новой идеей, испытывает
неприятное унизительное чувство, что
затрудняет ее практическую реализацию.
57.
Поощряйте искренность и откровенность.
Интересуйтесь и находите в
себе силу воли узнать, как
вас оценивают, как к вам
относятся и каким образом
вы можете стать лучше.
58.
Помогайте подчиненным развивать
уверенность в себе, делая все,
что в ваших силах, чтобы уменьшить их
страх, сдержанность и настороженность.
59.
Создавайте новые мощности путем
перераспределения существующих. Изобретайте
способы создания момента сотрудничества.
60.
Будьте не надзирателем или
боссом, а человеком, оказывающим
содействие.