1. Школы:
- Школа научного управления. Основатель Фредерик Тейлор (1856-1915). Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определённых научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
- Классическая административная школа управления. Развитие идей Тейлора было продолжено выдающим французским инженером Анри Файолем ( 1841-1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, стоящий из нескольких взаимосвязанных функций. М. Вебер – разработал "концепцию рациональной бюрократии", характеристиками которой является: 1. Высокая степень разделения труда; 2. Четкая управленческая иерархия; 3. Исчислении правила, стандарты и показатели оценки работы; 4. Дух формальной обезличенности (отсутствие симпатий и привилегий относительно отдельных рабочих); 5. Подбор кадров в организации за их деловыми профессиональными качествами.
- Школа «человеческих отношений». Основоположник этой школы Э. Мейо (1880–1949) считал, что организация обладает единой социальной структурой и задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организации развивать плодотворные неформальные связи. Н.А. Витке – отечественный представитель школы человеческих отношений. Суть управления заключается в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективах. Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40–60-е годы, когда было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908–1970). Одной из наиболее известных концепций мотивации, продолжающей теорию Маслоу, являются взгляды профессора Фредерика Герцберга (род. 1904), обусловливающие мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой.
- Школа поведенческих наук (неоклассическая). Представителями этой школы является Д.Мак-Грегор, Ф.Герцберг, Честер Бернард. Представители поведенческой школы пытались оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей для самого выявления в процессе труда. Исходя из этого, строились концепции школы поведенческих наук относительно управления организациями повышения эффективности использования человеческих ресурсов. В 60-ые годы поведенческий подход стал чрезвычайно популярным и охватил почти всю сферу управления в экономически развитых странах. Как и предыдущие школы, сторонники школы поведенческих наук считали, что они нашли наиболее эффективный путь решения проблем успешного управления "от эффективности работника - к эффективности организации".
- Математическая школа менеджмента (школа количественных методов и системного подхода). В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализ с применением матметодов и ЭВМ. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. Другим направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».
Революции:
1) религиозно-коммерческая и связывает
с шумерской и египетской цивилизацией
(примерно 3000 г. до н.э.), когда каста жрецов
превратилась в касту религиозных функционеров-менеджеров.
Этому предшествовала замена священного
обычая приносить человеческие жертвы
на ритуальные жертвы в виде даров - денег,
драгоценностей, продуктов сельскохозяйственного,
домашнего, ремесленного труда. Постепенно
церковь, которая по существу была неотделима
от государства, стала контролировать
огромное имущество и ценности, что потребовало
системного осуществления функций учета,
контроля, распределения и обмена.
2) носит светско-административный
характер и связывается с именем вавилонского
правителя Хаммурапи (1792 - 1750гг. до н.э.).
При нем был создан знаменитый кодекс
Хаммурапи, содержавший 285 законов, которые
позволяли выстроить эффективную систему
управления обширными владениями и регулировать
отношения между социальными группами
населения, опираясь на сформулированные
в письменной форме правовые нормы. Хаммурапи
ввел новый лидерский стиль, который в
отличие от предыдущих правителей наглядно
демонстрировал его стремление быть заботливым
"отцом" и защитником своих подданных,
формируя тем самым определенную атмосферу
и мотивацию поведения.
3) носит поизводственно-строительный
характер и связывается с именем царя
Навуходоноссора II (605 - 562гг. до н.э.), который
был автором проектов Вавилонской башни
и висячих садов, системы производственного
контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах.
По мнению А.И.Кравченко, третью революцию
в менеджменте характеризует применение
методов управления в производстве строительных
работ и разработке технически сложных
проектов, эффективных методов управления
и контроля качества продукции.
4). по времени совпала с промышленной
революцией XVII-XIX веков и по существу стала
её результатом. Переход от мануфактуры
(ручного производства) к фабричному (крупному
машинному) производству ознаменовал
резкое разделение труда с закреплением
за работниками и производственными подразделениями
частных функций, что не могло не вызвать
появления армии работников, чьей единственной
функцией стало "сведение" воедино
деятельности людей, занятых на определенном
участке, с целью произвести продукт при
наименьших затратах.
5). (конец XIX – начало XXв.). Известна
под названием “бюрократическая”. Ее
теоретической базой стала концепция
“рациональной бюрократии”. Характерно
формирование крупных иерархических структур,
разделение управления труда, внедрение
норм и стандартов, формализация должностных
обязанностей и ответственности менеджеров.
2.Принципы управления.
Принципы
управления по Файолю:
- Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
- Полномочия и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.
- Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
- Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
- Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.
- Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.
- Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников.
- Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.
- Скалярная цепь — «цепь начальников», организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
- Порядок — рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.
- Справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия.
- Стабильность персонала — текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.
- Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
- Корпоративный дух — сплочённость работников, единство силы.
По Тэйлору.
1. Развитие научно обоснованного
знания о трудовой деятельности. Тейлор
отмечает, что на практике руководители
обычно не знают, какой объем работы может
выполнить рабочий при оптимальных условиях.
С другой стороны, рабочие сами смутно
представляют себе, что от них, в действительности,
ожидается. Достигнуть соответствия между
требованиями руководителей и ожиданиями
работников можно путем научного исследования
элементов трудового процесса. Если работник
выполняет научно обоснованный объем
работы, он вправе получать и более высокую
материальную компенсацию за свой труд.
2. Отбор и обучение
работников. Чтобы убедиться, что работник
соответствует по своим профессиональным
качествам научно обоснованным нормам
необходимо проводить отбор рабочих с
помощью разработанных для этого критериев.
Тейлор считал, что проведение подобного
отбора позволит работникам стать первоклассными
в определенном виде работ и, таким образом,
повышать собственные доходы, не сокращая
при этом доходы других.
3. Сочетание знания
о трудовой деятельности с
возросшими трудовыми возможностями
отобранных работников. Процесс взаимодействия между
руководителем и подчиненным ему работником,
который опосредуется научными методами
управления, Тейлор рассматривал как своеобразную
"революцию в умах", новое видение
контекста трудовой деятельности. Двум
сторонам, участвующим в трудовом процессе,
необходимо заниматься не делением ограниченного
по размерам пирога на части, а сосредоточить
свое внимание на увеличении общих размеров
пирога.
4. Специализация
видов трудовой и организационной
деятельности в форме распределения
ответственности между руководителями
и работниками. В организации должно быть
строгое распределение персональной ответственности.
Руководители обязаны давать работникам
научно обоснованное трудовое задание
и осуществлять непрерывный контроль
за его выполнением. Работники обязаны
выполнять порученное задание, используя
только научно обоснованные методы работы.
В подобной системе распределения ответственности
невыполнение трудового задания исключается.
Для случаев его перевыполнения предусмотрено
дополнительное материальное вознаграждение.
При правильности распределения ответственности
между руководителем и работником возможности
трудового конфликта полностью исключаются.
3. Функции управления.
Основными функциями управления
предприятием являются: перспективное
и текущее планирование; организация
и регулирование; мотивация и
координирование; контроль и учет. Таким
образом, основа управленческой деятельности
— это выполнение менеджером четырех
общих функций: планирование, организация,
мотивация, контроль.
Функциональная
структура менеджмента (процессорный
подход)
Планирование. Важнейшей функцией управления считают
планирование. Оно позволяет поддерживать
пропорциональность производства, слаженную
работу всех подразделений предприятия,
рационально использовать имеющиеся материальные,
трудовые и финансовые ресурсы. По сути,
это ответы на следующие вопросы:
- Где мы находимся в настоящее время. Руководители
должны трезво оценивать сильные и слабые
стороны организации в таких областях
как финансы, маркетинг, производство,
научные исследования и разработки, трудовые
ресурсы.
- Куда мы хотим двигаться. Руководители
при выборе направлений развития организации
должны оценивать возможности и угрозы
в окружающей среде (конкуренция, клиенты,
законодательство, политика, экономика
и др.)
- Как мы собираемся это сделать. Руководители
должны решить как в целом, так и в частностях,
что делать для достижения поставленных
целей.
Основными принципами планирования
являются: комплексность, точность, непрерывность
(органическое единство перспективных
и текущих планов), гибкость, экономичность.
Целостность перспективного и текущего
планирования — одно из главных условий,
обеспечивающих непрерывность производственного
процесса, бесперебойную работу предприятия,
стабильность его хозяйственных связей.
Организация. Организация производства представляет
собой совокупность методов, обеспечивающих
наиболее целесообразное использование
предметов и средств труда в процессе
трудовой деятельности с целью выполнения
установленных для предприятия плановых
заданий. Включает:
- Создание структуры управления организацией (подбор исполнителей, делегирование заданий, наделение их полномочиями в использовании ресурсов).
- Организация совместного выполнения установленных работ.
Мотивация персонала. Для более эффективной работы
персонала в организации обязательна
его мотивация. Мотивация представляет процесс
побуждения других людей к деятельности
для достижения целей организации. Современные теории мотивации
делятся на две категории: содержательные
и процессуальные.
Содержательные теории мотивации
основаны на определении потребности.
Потребность - это ощущение человеком
недостатка, отсутствия чего-либо. Для
побуждения работника к действию,
менеджеры используют вознаграждение:
внешнее (денежное, продвижение по служебной
лестнице), и внутреннее (чувство
успеха). Процессуальные теории мотивации
основаны на элементах психологии в
поведении людей. Принципы мотивации: