Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:09, курсовая работа
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию контроля за деятельностью персонала торговой организации.
Для достижения цели курсового исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме курсового исследования.
2. Выявить природу и назначение контроля за деятельностью персонала торговой организации.
3. Раскрыть содержание системы контроля за деятельностью персонала в торговой организации.
4. Изучить практику контроля за деятельностью персонала в российских и зарубежных торговых организациях.
5. Разработать организационно-кадровую характеристику ООО «Евразия Арт».
6. Оценить эффективность контроля за деятельностью персонала в ООО «Евразия Арт».
На третьем этапе контроля персонала осуществляется регулирование деятельности персонала на основе анализа и выработки управленческих решений. Управленческий анализ является основой для выявления причин отклонений, проблем и рисков в управлении персоналом.[7, c. 6]
По мнению Евдокимовой Е.Н., при процессном подходе контроль деятельности персонала рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию и персонал. [2, c. 6]К числу тех, кто обратил внимание на необходимость межфункционального управления при постоянном совершенствовании процессов, следует выделить В. Шухарта, Э. Деминга, Д. Джурана, которые по праву считаются основоположниками процессного подхода в сегодняшнем его понимании. [2, c. 7] Данный подход дал возможность осуществлять контроль над персоналом не изолировано от общего менеджмента, а в совокупности с другими элементами и процессами, такими, как: оценка внешней и внутренней среды организации, планирование, координация и т.д.
При рассмотрении последних трех направлений в развитии теории управления можно заметить, что они являются не теориями, а скорее комбинациями теории и практики менеджмента, то есть ситуационный, системный, процессный подходы - это методы применения теорий управления на практике.
Необходимо осветить еще
один подход, который лежит в основе
концепции управления человеческими
ресурсами – это стратегический
подход к исследованию контроля за
деятельностью персонала в
Таким образом к природе и назначению контроля за деятельностью персонала существует множество научных подходов. Авторы рассматривают роль функции контроля за деятельностью персонала с различных позиций. При ситуационном подходе функция контроля за деятельностью персонала должна реализовываться в зависимости от конкретной ситуации, так как не существует универсального метода контроля за деятельностью персонала. Авторы системного подхода предполагают, что контроль за деятельностью персонала в организации требует многоуровневого изучения в единстве внутренних и внешних связей. А при процессном подходе функция контроля за деятельностью персонала рассматривается как единый процесс воздействия на организацию и персонал. Ученые разрабатывают различные подходы к исследованию контроля за деятельностью персонала, так как эта проблема требует детального изучения для выявления наиболее эффективных путей решения и реализации.
Для рассмотрения системы контроля за деятельностью персонала торговой организации целесообразно рассмотреть следующие определения.
Система контроля – это интегрированный управленческий подход, объединяющий элементы контроля в процессе функционирования и развития торговой организации. [18, с.444]
Программа внутреннего контроля – это документально оформленный план выполнения контрольных мероприятий, указывающий их цели и задачи, объекты контроля, последовательность и сроки его осуществления, предусматривающий порядок действий исполнителей.[8, c. 34]
Технология контроля – это совокупность методов и процедур контроля, определенным образом организованных.[8, c. 35]
Контрольная деятельность – это реализация программы внутреннего контроля на основе используемой методики с применением соответствующих технических средств и технологий.[8, c. 35]
Информационное
обеспечение контрольной
По мнению профессора Пугачева
В. П., контроль – это сравнение
достигнутых результатов с
По мнению В.Р. Веснина,
контроль призван выявлять опасности,
обнаруживать ошибки, отклонения от существующих
стандартов и тем самым создавать
основу для совершенствования работы.
Безусловно, по его результатам следуют
поощрения или наказания
Понятие системы контроля
сформировалось к началу ХХ столетия
в виде совокупности трех элементов:
разделение полномочий, ротация персонала,
использование и анализ учетных
записей. Позже функции внутреннего
контроля значительно расширились,
включив в себя организацию и
координирование действий, направленных
на обеспечение сохранности
С научной точки зрения, управленческий контроль, или соntrolling (в западной литературе это достаточно устоявшийся термин), целесообразно представить как систему, состоящую из элементов управленческой информационной системы, центров ответственности, техники контроля, процедур контроля, среды контроля, системы учета, кадров контроля. [12, с.63]
По мнению Ю.Г. Одегова и Т.В. Никоновой, система контроля – это инструмент, позволяющий оценивать не только эффективность внедрения выбранной стратегии, но и ее адекватность текущей ситуации. [18, с. 438]
Контроль позволяет
Бурцев В.В. определяет систему
контроля за деятельностью персонала
торгового предприятия как
Единица (звено) оргструктуры
торговой организации – это
В любом системном исследовании
анализируемый объект рассматривается
как определенное множество взаимосвязанных
и взаимодействующих
Функционирование любой системы управления основано на прямой и обратной связи между субъектом и объектом. Применительно к контролю деятельности персонала торговой организации прямая связь обеспечивает результаты контроля, используемые для выработки управленческих решений. Обратная связь подытоживает качество проведения контроля, сигнализирует о степени его воздействия на объект. Таким образом, контроль деятельности персонала торговой организации отражает, реализует обратную связь в контуре управления, которая служит основой для выработки решений в части оптимизации и в организационной направленности – в части совершенствования деятельности самих субъектов контроля. Взаимосвязь между субъектом и объектом контроля определяет формирование и развитие контрольной составляющей процесса управления как системы. С другой стороны, системными свойствами целостности обладает совокупность единиц, образующая организационную структуру торговой организации. Эти свойства придают структуре разнообразие и определяют взаимосвязь отдельных частей целостного объекта контроля, обусловливают системность его субъектов.
Рассматривая контроль за деятельностью персонала в аспекте иерархичности объектов, необходимо разграничить понятия его объекта и предмета.
В философской трактовке предмет познания – это определенная сторона, свойство и отношение объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. Предмет определяет пределы изучения объекта исследования [24, с. 491]. Тогда предметом контроля в торговой организации является наличие, состояние и (или) действие управляемого звена системы управления организацией. Целесообразно различать контроль системы объектов в целом (т.е. всей организации), контроль ее подсистем и контроль элементов (отдельных объектов).
Для классификации субъектов контроля за деятельностью персонала по значимости в совокупном контрольном действии, их целесообразно распределить по следующим уровням:
Как теоретически, так и практически значимость конкретного субъекта может возрастать (снижаться) в зависимости от его личного вклада в совокупное контрольное действие. [22. с. 121]
Подводя итог можно сказать, что при создании системы контроля за деятельностью персонала необходимо учитывать особенности человеческого поведения, поскольку именно человек является неотъемлемой частью любой системы управления, выступая одновременно в роли объекта и субъекта. Система контроля за деятельностью персонала в организации должна быть открытой, видимой, а приоритетной целью системы должно быть предотвращение ошибок, а не только их фиксация.
Использование контроля и
его инструментов имеет своей
целью ранее обнаружение
Рассматривая опыт
зарубежных и отечественных
торговых организаций можно
Исследования японских торговых организации показали, что это не только хозяйственные единицы, но и в значительной мере социальные организации. Каждая организация имеет собственную корпоративную философию, упор в которой делается на такие понятия, как искренность, гармония, сотрудничество, вклад в улучшение жизни общества. Основные факторы, определяющие престиж компании в Японии, - ее правовой статус, контролируемая доля рынка, членство на бирже и корпоративная философия.
Организационные принципы японской организации:
Функция контроля деятельности персонала в японских торговых организациях базируется на убеждении, а не на принуждении работников. Начальник не выделяет себя из массы подчиненных, его задача не руководить работой, которую выполняют другие и не контролировать ее, а способствовать взаимодействию сотрудников, оказывать им необходимую поддержку и помощь, формировать гармоничные отношения. Сотрудник, направляемый на работу, получает лишь справку о назначении, информирующую о том, что с такого-то числа он назначается в такой-то отдел на такой-то тарифный разряд, без указания конкретных обязанностей, сферы ответственности или срока работы. Контроль в японских торговых компаниях отличается его концентрацией в руках рядовых работников и "ориентированностью на процесс". Внутри компании имеют место обмен информацией, частые контакты и принятие решений на основе принципа консенсуса. Преимущество этой системы в том, что она дает возможность даже совершившему ошибку рассчитывать на успешное продвижение. [14, с. 48]
Современный подход к контролю деятельности персонала, используемый в наиболее эффективных американских торговых корпорациях, отличается значительным расширением содержания, форм и методов контроля за деятельностью персонала фирмы; ростом профессионального уровня специалистов служб по контролю деятельности персонала; повышением доли средств, расходуемых этими службами; применением новейшей информационной технологии.