Контроль за деятельностью персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию контроля за деятельностью персонала торговой организации.
Для достижения цели курсового исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме курсового исследования.
2. Выявить природу и назначение контроля за деятельностью персонала торговой организации.
3. Раскрыть содержание системы контроля за деятельностью персонала в торговой организации.
4. Изучить практику контроля за деятельностью персонала в российских и зарубежных торговых организациях.
5. Разработать организационно-кадровую характеристику ООО «Евразия Арт».
6. Оценить эффективность контроля за деятельностью персонала в ООО «Евразия Арт».

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ!!!!.docx

— 66.99 Кб (Скачать)

На третьем этапе контроля персонала осуществляется регулирование  деятельности персонала на основе анализа  и выработки управленческих решений. Управленческий анализ является основой  для выявления причин отклонений, проблем и рисков в управлении персоналом.[7, c. 6]

 По мнению Евдокимовой  Е.Н., при процессном подходе контроль деятельности персонала рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию и персонал. [2, c. 6]К числу тех, кто обратил внимание на необходимость межфункционального управления при постоянном совершенствовании процессов, следует выделить В. Шухарта, Э. Деминга, Д. Джурана, которые по праву считаются основоположниками процессного подхода в сегодняшнем его понимании. [2, c. 7] Данный подход дал возможность осуществлять контроль над персоналом не изолировано от общего менеджмента, а в совокупности с другими элементами и процессами, такими, как: оценка внешней и внутренней среды организации, планирование, координация и т.д.

При рассмотрении последних  трех направлений в развитии теории управления можно заметить, что они  являются не теориями, а скорее комбинациями теории и практики менеджмента, то есть ситуационный, системный, процессный подходы - это методы применения теорий управления на практике.

Необходимо осветить еще  один подход, который лежит в основе концепции управления человеческими  ресурсами – это стратегический подход к исследованию контроля за деятельностью персонала в торговых организациях, его цель – совмещение имеющихся человеческих ресурсов, их квалификации и потенциала со стратегией и целями организации. Персонал рассматривается как совокупность профессионально развивающихся людей. Организация рассматривает повышение затрат на персонал (особенно развитие персонала) как капиталовложения, формирует социально-ответственные отношения с работниками, направленные на гуманизацию труда, повышение качества труда и жизни. Основная цель контроля за деятельностью персонала в рамках данной концепции – это повышение конкурентоспособности системы управления персоналом.[20, c. 5]

Таким образом к природе  и назначению контроля за деятельностью  персонала существует множество  научных подходов. Авторы рассматривают  роль функции контроля за деятельностью  персонала с различных позиций. При ситуационном подходе функция  контроля за деятельностью персонала должна  реализовываться в зависимости от конкретной ситуации, так как не существует универсального метода контроля за деятельностью персонала. Авторы системного подхода предполагают, что контроль за деятельностью персонала в организации требует многоуровневого изучения в единстве внутренних и внешних связей. А при процессном подходе функция контроля за деятельностью персонала рассматривается как единый процесс воздействия на организацию и персонал. Ученые разрабатывают различные подходы к исследованию контроля за деятельностью персонала, так как эта проблема требует детального изучения для выявления наиболее эффективных путей решения и реализации.

 

 

    1. Система  контроля за деятельностью персонала в торговой организации

 

Для рассмотрения системы  контроля за деятельностью персонала  торговой организации целесообразно  рассмотреть  следующие определения.

Система контроля – это  интегрированный управленческий подход, объединяющий элементы контроля в процессе функционирования и развития торговой организации. [18, с.444]

 Программа  внутреннего контроля – это документально оформленный план выполнения контрольных мероприятий, указывающий их цели и задачи, объекты контроля, последовательность и сроки его осуществления, предусматривающий порядок действий исполнителей.[8, c. 34]

Технология контроля – это совокупность методов и процедур контроля, определенным образом организованных.[8, c. 35]

Контрольная деятельность – это реализация программы внутреннего контроля на основе используемой методики с применением соответствующих технических средств и технологий.[8, c. 35]

Информационное  обеспечение контрольной деятельности – включает оперативную, плановую, учетную, отчетную, нормативно-справочную информацию, унифицированные и специальные системы документации. [8, с. 36]

По мнению профессора Пугачева В. П., контроль – это сравнение  достигнутых результатов с поставленными  целями определение отклонений, корректировок  и мер воздействия. Это одна из важнейших функций управления персоналом. [21, с.7]

По мнению  В.Р. Веснина, контроль призван выявлять опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать  основу для совершенствования работы. Безусловно, по его результатам следуют  поощрения или наказания исполнителей. [4, с.6]

Понятие системы контроля сформировалось к началу ХХ столетия в виде совокупности трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных  записей. Позже функции внутреннего  контроля значительно расширились, включив в себя организацию и  координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов, проверку надежности учетной информации, повышение эффективности операций, следование учетной политике. Элементы организованы в соответствии с принципами функционирования контроля как управляющей системы. Между элементами в подсистемах существуют отношения противоречия, которые являются источником изменения системы. Они возникают между всеми элементами системы, но в каждой системе это происходит строго определенным образом. В данном случае взаимодействие субъектов ведет к формированию набора целей и задач контроля. Природа целей субъективна, то есть они ставятся конкретными субъектами. Для реализации целей требуется воздействовать на объект контроля, что, в свою очередь, ведет к задействованию (потреблению) ресурсов.

С научной точки зрения, управленческий контроль, или соntrolling (в западной литературе это достаточно устоявшийся термин), целесообразно  представить как систему, состоящую  из элементов управленческой информационной системы, центров ответственности, техники контроля, процедур контроля, среды контроля, системы учета, кадров контроля. [12, с.63]

По мнению Ю.Г. Одегова  и Т.В. Никоновой, система контроля – это инструмент, позволяющий оценивать не только эффективность внедрения выбранной стратегии, но и ее адекватность текущей ситуации. [18, с. 438]

Контроль позволяет идентифицировать сильные стороны предприятия  и наилучшие методы выполнения определенных задач для повторного их использования. [18, с. 442]

Бурцев В.В. определяет систему  контроля за деятельностью персонала  торгового предприятия как основу функционирования управленческой информационной системы (УИС), т.е. систему обработки  и интеграции разнообразной внутренней и внешней информации, необходимой для принятия решений на всех уровнях управления торговым предприятием. [3, с. 112]

Единица (звено) оргструктуры  торговой организации – это подразделение (группа подразделений) или должностное  лицо (субъект контроля), исполняющее  определенные контрольные функции. Центром ответственности (ЦО) может  быть как отдельный бухгалтер, исполняющий  контрольные функции в процессе учета определенных хозяйственных  операций, так и совет директоров, контролирующий деятельность  торговой организации в целом. Таким образом, организационная упорядоченность  ЦО, с одной стороны, придает контролю торговой организации выраженные черты  системности, а с другой, создает  условия для проявления взаимосвязи  и воздействия их контрольных  функций.

В любом системном исследовании анализируемый объект рассматривается  как определенное множество взаимосвязанных  и взаимодействующих системообразующих  элементов. Исходя из этого, следует  выявить многообразие интегративных  связей и отношений между элементами, позволяющих отнести внутренний контроль в торговле к числу сложных  организационных систем. Полагаем, что к таким системообразующим  элементам следует отнести:

  • субъекты и объекты контроля и взаимосвязи между ними;
  • различные по уровню и значимости ЦО и их организационную упорядоченность и взаимодействие;
  • единицы организационной структуры, включающие функции контроля и их взаимосвязь и взаимодействие.

Функционирование любой  системы управления основано на прямой и обратной связи между субъектом  и объектом. Применительно к контролю деятельности персонала торговой организации  прямая связь обеспечивает результаты контроля, используемые для выработки  управленческих решений. Обратная связь  подытоживает качество проведения контроля, сигнализирует о степени его  воздействия на объект. Таким образом, контроль деятельности персонала  торговой организации отражает, реализует обратную связь в контуре управления, которая служит основой для выработки решений в части оптимизации и в организационной направленности – в части совершенствования деятельности самих субъектов контроля. Взаимосвязь между субъектом и объектом контроля определяет формирование и развитие контрольной составляющей процесса управления как системы. С другой стороны, системными свойствами целостности обладает совокупность единиц, образующая организационную структуру торговой организации. Эти свойства придают структуре разнообразие и определяют взаимосвязь отдельных частей целостного объекта контроля, обусловливают системность его субъектов.

Рассматривая контроль за деятельностью персонала в аспекте иерархичности объектов, необходимо разграничить понятия его объекта и предмета.

В философской трактовке  предмет познания – это определенная сторона, свойство и отношение объекта, исследуемые с определенной целью  в данных условиях и обстоятельствах. Предмет определяет пределы изучения объекта исследования [24, с. 491]. Тогда предметом контроля в торговой организации является наличие, состояние и (или) действие управляемого звена системы управления организацией. Целесообразно различать контроль системы объектов в целом (т.е. всей организации), контроль ее подсистем и контроль элементов (отдельных объектов).

Для классификации субъектов  контроля за деятельностью персонала по значимости в совокупном контрольном действии, их целесообразно распределить по следующим уровням:

  • первого уровня – это участники (собственники) торговой организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно (с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов);
  • второго уровня – работники складов, контролирующие качество товаров. В их обязанности непосредственно не входит контроль, но в силу производственной необходимости они выполняют и контрольные функции;
  • третьего уровня выполняют контрольные функции для реализации служебных обязанностей (функций), которые за ними закреплены непосредственно (работники планово-экономического отделов, отдела кадров);
  • четвертого уровня – административно-управленческий персонал, сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности, персонал, обслуживающий компьютерные системы, в обязанности которого входят контрольные и другие функции;
  • пятого уровня – сотрудники службы внутреннего контроля и члены ревизионной комиссии, товароведы и т.п. В их функциональные обязанности входит только осуществление контроля.

Как теоретически, так и  практически значимость конкретного  субъекта может возрастать (снижаться) в зависимости от его личного  вклада в совокупное контрольное  действие. [22. с. 121]

Подводя итог можно сказать, что при создании системы контроля за деятельностью персонала необходимо учитывать особенности человеческого поведения, поскольку именно человек является неотъемлемой частью любой системы управления, выступая одновременно в роли объекта и субъекта. Система контроля за деятельностью персонала в организации должна быть открытой, видимой, а приоритетной целью системы должно быть предотвращение ошибок, а не только их фиксация.

 

 

 

 

 

    1. Отечественный и зарубежный опыт контроля за деятельностью персонала в торговых  организациях

 

Использование контроля и  его инструментов имеет своей  целью ранее обнаружение признаков  нарушения устойчивой работы торговой организации. Различие отдельных подходов к пониманию функций и задач  контроля деятельности персонала торговой организации во многом определяется тем, какая концепция контроля берется  за основу.

 Рассматривая опыт  зарубежных и отечественных   торговых организаций можно сказать,  что функции контроля за деятельностью  персонала реализуются  неодинаково.

Исследования  японских торговых организации показали, что это не только хозяйственные единицы, но и в значительной мере социальные организации. Каждая организация имеет собственную корпоративную философию, упор в которой делается на такие понятия, как искренность, гармония, сотрудничество, вклад в улучшение жизни общества. Основные факторы, определяющие престиж компании в Японии, - ее правовой статус, контролируемая доля рынка, членство на бирже и корпоративная философия.

Организационные принципы японской организации:

  • ориентация на рынок.
  • непрерывное внедрение новшеств.
  • внимание не к отдельным функциям, а к их взаимосвязи.[9, c. 105]

Функция контроля деятельности персонала в японских торговых организациях базируется на убеждении, а не на принуждении  работников. Начальник не выделяет себя из массы подчиненных, его задача не руководить работой, которую выполняют  другие и не контролировать ее,  а  способствовать взаимодействию сотрудников, оказывать им необходимую поддержку  и помощь, формировать гармоничные  отношения. Сотрудник, направляемый на работу,  получает лишь справку о  назначении, информирующую о том, что с такого-то числа он назначается  в такой-то отдел на такой-то тарифный разряд, без указания конкретных обязанностей, сферы ответственности или срока работы. Контроль в японских торговых компаниях отличается его концентрацией в руках рядовых работников и "ориентированностью на процесс". Внутри компании имеют место обмен информацией, частые контакты и принятие решений на основе принципа консенсуса. Преимущество этой системы в том, что она дает возможность даже совершившему ошибку рассчитывать на успешное продвижение. [14, с. 48]

Современный подход к контролю деятельности персонала, используемый в наиболее эффективных американских торговых корпорациях, отличается значительным расширением содержания, форм и методов  контроля за деятельностью персонала  фирмы; ростом профессионального уровня специалистов служб по контролю деятельности персонала; повышением доли средств, расходуемых  этими службами; применением новейшей информационной технологии.

Информация о работе Контроль за деятельностью персонала