Контроль в системе управления (по материалам ООО «Визит»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. По определению это систематическое отслеживание хода выполнения поставленных задач с одновременной коррекцией работы. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Контроль в системе управления…………………………………………...4
1.1 Сущность и причины контроля……………………………………………5
1.2 Виды и формы контроля…………………………………………………...8
1.3 Процесс контроля………………………………………………………….12
1.4 Принципы организации эффективного контроля……………………….17
1.5 Контроль над деятельностью подчиненных…………………………….20
2. Организация контроля на предприятии ООО «Визит»………………...22
Выводы и предложения………………………………………………………..27
Литература……………………………………………………………………...29
Приложение 1…………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 01.doc

— 264.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Алтайский Государственный колледж»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»

 

Тема: «Контроль в системе управления»

(по материалам ООО «Визит»)

 

 

Выполнил(а):

студентка 3 курса

специальности «Менеджмент»

группы ОП-021

Загайнова Ольга Павловна

 

Проверил(а):

преподаватель

Тишкова Юлия Константиновна

 

Оценка:__________

«____»________20__ г.

__________________

 

 

 

 

 

 

Барнаул  2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………3

1.    Контроль в системе управления…………………………………………...4

1.1  Сущность и причины контроля……………………………………………5

1.2  Виды и формы контроля…………………………………………………...8

1.3  Процесс контроля………………………………………………………….12

1.4  Принципы организации эффективного контроля……………………….17

1.5  Контроль над  деятельностью подчиненных…………………………….20

2.   Организация контроля на предприятии  ООО «Визит»………………...22

Выводы и предложения………………………………………………………..27

Литература……………………………………………………………………...29

Приложение 1…………………………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Слово “контроль”, как и слово “власть”, пишут В.Мескон, М.Альберт и Ф.Хедоури [4], рождает, прежде всего, отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает прежде всего ограничение (как цепь для собаки), принуждение, отсутствие самостоятельности и т.п. - в общем, все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. Вследствие такого устойчивого восприятия контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. Если спросить, что же означает контроль  для менеджера, то чаще всего люди ответят вам, - это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. В принципе - это верно. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, - означало бы упустить из виду основную задачу управления.

Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. По определению это систематическое отслеживание хода выполнения поставленных задач с одновременной коррекцией работы. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Почему необходим контроль?

Сохранение курса. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, если вы хотите, чтобы организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структура организации определяют направление ее деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации.

 

 

 

 

 

 

1.          Контроль в системе управления

       Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей  организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих  проблем  раньше,  чем они  станут  слишком  серьезными,   и   может   также   использоваться   для стимулирования успешной деятельности.

       Руководители начинают осуществлять функцию  контроля  с  того  самого момента, когда они сформулировали цели  и  задачи  и   создали  организацию. Контроль очень важен, для того чтобы организация функционировала успешно.

       Функция контроля  -  это  такая  характеристика  управления,  которая

позволяет выявить проблемы  и  скорректировать  соответственно  деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

       Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация,  безусловно,  обязана  обладать  способностью, вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того,  как  они  повредят достижению целей организации.

       Равно важной является и положительная сторона контроля, состоящая  в всемерной  поддержке  всего  того,  что  является  успешным  в  деятельности организации. Другими словами, один из важных  аспектов  контроля  состоит  в том, чтобы определить, какие  именно  направления  деятельности  организации наиболее эффективны. Определяя успехи и неудачи организации  и  их  причины, мы  получаем  возможность,  достаточно  быстро  адаптировать  организацию  к динамичным требованиям внешней среды.

       Контроль не только позволяет выявлять проблемы и реагировать  на  них так, чтобы достигнуть намеченных целей, но и  помогает  руководству  решить, когда нужно вносить радикальные изменения в деятельности организации.

       Контроль - это критически важная и сложная функция  управления.  Одна из важнейших особенностей  контроля,  которую  следует  учитывать  в  первую очередь, состоит в том,  что  контроль  должен  быть  всеобъемлющим.  Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять  контроль  как неотъемлемую часть своих  должностных  обязанностей,  даже  если  никто  ему специально этого не поручал.

       Контроль  есть  фундаментальный  элемент  процесса   управления.   Ни планирование, ни создание  организационных  структур,  ни  мотивацию  нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля.

 

 

 

1.1.Сущность и причины контроля

 Когда составлен план организации, создана ее структура, заполнены рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников, остается еще один компонент, который необходимо добавить к функциям управления, - это контроль. Планы и организационные структуры - это лишь картины того, каким хотелось бы видеть будущее руководству. Множество разнообразных обстоятельств может воспрепятствовать тому, чтобы задуманное реализовалось. Изменения законов, социальных ценностей, технологий, условий конкуренции и других переменных величин окружающей среды могут превратить планы, вполне реальные в момент их формирования, через некоторое время в нечто совершенно недостижимое.

Кроме того, даже самые лучшие организационные построения имеют свои изъяны. Специализация и разделение труда, например, могут породить проблемы координации, трения между отдельными бригадами и рабочими группами, скучную работу с отсутствием мотивации. Структура, выглядящая привлекательно на бумаге и успешно использовавшаяся в другом месте и в другое время, может и не оправдать всех надежд, возлагающихся на нее руководством данной организации.

Еще одним фактором неопределенности, постоянно присутствующим в управлении, являются люди, выполняющие большинство работ в любой организации. Люди не компьютеры. Их нельзя запрограммировать на выполнение какой-либо задачи с абсолютной точностью. Несмотря на многочисленные недавние успехи в понимании механизма поведения людей в процессе трудовой деятельности, менеджеры еще очень далеки от того, чтобы сколько-нибудь связно и детально прогнозировать ответную реакцию работников на введение новых инструкций и команд, возложение дополнительных прав и обязанностей.

Кризисные ситуации. Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды и поведения людей. По аналогии с этим, если вы ошиблись при подсчете ваших доходов и расходов, то из-за этого вы можете затем допустить еще более серьезную ошибку, неправильно выписав чек, и тем самым нанести серьезный ущерб своим друзьям, деловым партнерам или своей репутации в банковских кругах. Вероятность такого переплетения ошибок в организации весьма велика из-за высокой степени взаимозависимости видов деятельности.

Еще более распространенной является ситуация, при которой организация не гибнет, а существует, но постоянно переходит из одного кризиса в другой. Поразительно большое число достаточно опытных руководителей считает, что в их бизнесе такое состояние неизбежно. Они, конечно, чувствуют, что другие фирмы решают аналогичные проблемы как-то проще, без крайнего напряжения сил, но их собственные дела мчатся как дикий мустанг по краю пропасти, и нет ни времени, ни сил остановиться, оглянуться и отвернуть  от края. На самом деле ничто не может быть более обманчивым, чем эта картина. Конечно, время от времени некая случайная ситуация может развиваться слишком быстро, чтобы организация сразу могла зафиксировать ее и выработать линию поведения, но в большинстве случаев нет никакой необходимости постоянно прибегать к методам кризисного  управления.

Функция контроля - это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать, соответственно, деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис, т.е. упредить кризисную ситуацию.

Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно, обязана обладать, способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

Ниже приводится описание форм и функций управленческого контроля в интерпретации И.Н. Герчиковой.

Выполнение управленческих функций связано непосредственно с функцией контроля, без которого не могут реализовать себя в полной мере другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирмы. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В  связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из звеньев  может потребовать принятия срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения.

Важной функцией управленческого контроля являются разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в  первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.

Фирмы широко используют различные формы контроля: финансовая (как основа общего управленческого контроля), качества продукции, ценообразования и административная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Виды и формы контроля

Контроль есть фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. В самом деле: невозможно контролировать то, что не запланировано, и бессмысленно что-либо планировать, не будучи уверенным в контроле, т.е. в возможности удостовериться в нужном результате, влиять на результат. Это обстоятельство станет более понятным после того, как мы познакомимся с тремя основными видами контроля: предварительным, текущим и заключительным. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.

Предварительный контроль. Контроль напоминает айсберг, большая часть которого, как известно, скрыта под водой. Некоторые наиболее важные виды контроля данной организации могут быть замаскированы среди других функций управления. Так, хотя планирование и создание организационных структур редко относят к процедуре контроля, они, как таковые, позволяют осуществлять предварительный контроль над деятельностью организации. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ.

Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение - это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. Аналогично, если писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчиненных, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, все это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

Информация о работе Контроль в системе управления (по материалам ООО «Визит»)