Контроль как процесс, критерии его эфективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящей работы обусловлена следующими положениями и проблематикой. Управленческий контроль — это процесс наблюдения и регулирования разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения организационных задач. Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом стратегического планирования. Эффективный контроль обеспечивает основу для наблюдения по осуществлению стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры могли определить, насколько хорошо выполняется план и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ КАК ОБЩЕЙ ФУНКЦИИ
МЕНЕДЖМЕНТА 6
1.1. Понятие, цели и задачи контроля в организациях 6
1.2. Типология управленческого контроля 11
ГЛАВА 2. КОНТРОЛЬ КАК ПРОЦЕСС, КРИТЕРИИ ЕГО
ЭФЕКТИВНОСТИ 16
2.1. Этапы процесса контроля как цикла 16
2.2. Критерии к эффективному контролю в социальных
организациях 23
Заключение 31
Библиография

Работа содержит 1 файл

Контроль.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

     Изменения в содержании контроля как общей функции управления также взаимообусловлены с изменениями в функции планирования.

     В условиях, когда планирование принимает ещё и гибкий органический и проактивный характер, контроль неизбежно трансформируется в самоконтроль, поскольку определяющим является самодвижение, предполагающее корректировку не только отклонений от цели, но и самой цели. Когда самостоятельно вырабатываешь приоритеты и цели, то сам себя и контролируешь.

     Изменения в содержании контроля взаимообусловлены  с изменениями в организационных отношениях и организационных структурах. В той мере, в какой всё больше осуществляется взаимопроникновение централизма и автономии (что проявляется как относительно большая степень децентрализации), осуществляется и взаимопроникновение внешнего контроля и самоконтроля (что проявляется как всё большая степень самоконтроля). Всё больший объем полномочий, делегируемых нижестоящим уровням управления, означает, что вышестоящий уровень оставляет за собой контроль не по мелочам, а контроль по крупным целям и приоритетам.

     Вместе  с тем сама реальная передача полномочий с вышестоящих уровней управления на нижестоящие означает, что там наличествуют необходимые качества, позволяющие осуществлять самоконтроль. Современные "плоские", "горизонтальные", "сетевые" оргструктуры соответствуют положению, когда работникам требуется не мелочная опека, а, скорее, совет, консультация, поддержка в условиях высокой степени их самоконтроля.

     Изменения в контроле взаимообусловлены с изменениями в соотношении мотивации и стимулирования. Поскольку мотивация выражает ту меру, в какой субъект отношений управления как относительно самостоятельная система способен самостоятельно осуществлять реализацию своих интересов и их согласование с интересами других субъектов, а стимулирование ту меру, в какой этому субъекту должны быть созданы внешние условия для реализации его интересов как подсистемы, зависимой от системы более высокого порядка, то мотивация обусловливает самоконтроль, а стимулирование - внешний контроль.

     Эта взаимосвязь показывает, что внешний  по отношению к субъекту управления контроль и его внутренний контроль (самоконтроль) точно таким же образом, как стимулирование и мотивация, представляют собой две диалектически взаимообусловленные стороны единого процесса осознания, согласования и реализации интересов субъектов отношений управления.

     Поскольку же мотивация выражает ту меру, в  какой субъект является собственником  условий и результатов своей  деятельности, то всё большая степень  самоконтроля означает, что субъект  управления всё в большей мере становится таким собственником. Самоконтроль - это качество собственника. Поэтому в конечном счете диалектика развития внешнего контроля/самоконтроля - это диалектика развития мотивации/стимулирования и, следовательно, всё относительно отличительных черт мотивации и стимулирования, вместе с тем является и содержательной характеристикой контроля (в единстве внешнего контроля и самоконтроля).

     Всё вышеизложенное позволяет сформулировать требования к эффективному контролю в социальных (хозяйственных) организациях, адекватные современному уровню экономических отношений и концептуальных представлений.

     Во-первых, чтобы достичь действительно  эффективного контроля, руководителям  организаций необходимо отбросить устаревшие представления о контроле как "контроле одних за другими" и взять на вооружение иную парадигму: "организация контролируется" (то есть организация действительно управляема).16

     Во-вторых, необходимо осуществлять контроль не по принципу "или/или". - то есть не взаимоисключая внешний (по отношению к работникам и подразделениям) контроль и их самоконтроль. а по принципу "в единстве", достигая их взаимопроникновения. Этого можно достичь в том случае, когда цели организации будут внутренне приняты в качестве собственных целей работниками и вся организация станет командой (коллективом), действующим как целостность.

     В-третьих, эффективность контроля будет достигнута в том случае, когда он будет  интегрирован со всеми остальными общими и конкретными функциями и  прежде всего с системой стимулирования и мотивации.

     В этом отношении контроль будет отвечать своему современному назначению, если:

     1)  ему будет присуща стратегичность (то есть ключевые, стратегические  приоритеты будут контролироваться  твёрдо и, если надо, жёстко);

     2)  он будет нацелен на обеспечение результатов, а не процесса деятельности (то есть в рамках совместно определённых приоритетов каждый член коллектива будет автономен в своих действиях, ему будут доверять в выборе способов и методов, но оцениваться его полезность будет по его реальному конечному вкладу в общий запланированный результат);

     3) все работники будут наделены необходимыми полномочиями, но вместе с тем примут на себя и соответствующую ответственность за общий конечный результат;

     4)  оргструктуры будут обеспечивать "горизонталь" в отношениях руководителей и исполнителей, система коммуникации - возможности оперативного общения "по всем азимутам" (в том числе и по "восходящей"), механизмы принятия и реализации решений - не только "участие" (консультативность), но и коллегиальность в сочетании с персональной ответственностью за выполнение решений;

     5)  система стимулирования и мотивации,  посредством создания условий для расширения внутренних долгосрочных мотивов и возможностей осознания взаимозависимостей интересов, будет нацелены на взаимореализацию интересов, что укрепил сотрудничество и сделает его действительно прочным.

     Если  выполнить эти требования, то контроль в современных условиях приобретёт такие качества как всеохватность, гибкость, своевременность, простота, экономичность. Этих качеств не достичь, наращивая новые и новые контрольные службы и вводя всё новые показатели контроля. Путь только один - работник должен в максимальной мере становиться собственником условий и результатов своей деятельности, что предполагает как полноту прав, так и полноту ответственности. В этом, и только в этом заключается разгадка "парадокса управленческого контроля": чем меньше требуется контроля, тем он - более эффективен.

     Итак, изменения в содержании контроля взаимообусловлены с изменениями  в содержании всех других функций управления, поскольку они целостно взаимосвязаны в общей системе отношений менеджмента. Организация эффективного контроля в современной социальной (хозяйственной) организации предполагает учет этой целостной взаимосвязи, базирующейся на отношениях собственности.

     Контроль как общая функция менеджмента может быть рассмотрен в различных ракурсах: как процесс и как отношение, как производственный контроль и как социальный контроль. Его глубинная сущность - выполнение роли обратной связи в социально-экономической системе - предполагает конкретно-историческую эволюцию его содержания как типа этой обратной связи и как способа функционирования субъектов управления.

     В каждый данный момент контроль как явление социального порядка выступает в качестве определённого соотношения внешнего контроля и самоконтроля, мера же этого соотношения обусловлена содержанием отношений собственности. 
 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проведенное исследование позволяет сделать  некоторые выводы и обобщения.

     Контроль - это присущая всем уровням отношений менеджмента функция, которая обеспечивает обратную связь в управленческом цикле и тем самым - саморегулирование, самовоспроизводство социально-экономических систем. В этих системах контроль функционирует в качестве диалектического единства противоположностей: внешнего по отношению к управляемым системам контроля и их внутреннего контроля (самоконтроля, который, в свою очередь, выступает как управляющий контроль системы над её подсистемами)

     Контроль - это явление всеобщего порядка, при сущее всем материальным системам как обратная связь, обеспечивающая их самоподдержание, самовоспроизводство и саморазвитие.

     Сущность  контроля как управления состоит  в обеспечении обратной связи, замыкающей управленческий цикл и делающий его не прерывным, а, соответственно, гарантирующей самоподдержание, самовоспроизводство социальной системы. Контроль позволяет поддерживать в системе постоянную регуляцию посредством оценки полученных результатов и соответствующей корректировки действий в каждом звене управленческой цепи и во всей цепи в целом.

     В социально-экономических системах, обладающих таким внутренним свойством как целевая организация, контроль выступает в качестве средства выявления противоречия между планируемым и действительным результатом. Способом функционирования контроля как составляющей механизма социального управления является функционирование единства внешнего (относительно субъекта управления) контроля и его внутреннего контроля (самоконтроля), мера соотношения которых в общем механизме контроля представляет собой конкретно-историческую величину.

     Контроль  в современных хозяйственных организациях выступает в двух основных типах — производственного контроля и социального контроля, которые имеют ряд разновидностей.

     По  критерию контролируемых показателей  производственной деятельности контроль можно подразделить на стратегический и тактический контроль.

     По  критерию места, отводимого контролю в конкретном производственном цикле, можно дифференцировать такие виды контроля как предварительный, текущий и заключительный.

     Внешний контроль - осуществляется руководителями и специальными работниками (контролерами). Условия успеха: наличие «защиты от хитреца»; оптимальная трудность заданий; поощрение по итогам,

     Внутренний  контроль - осуществляется самими сотрудниками с целью выявления слабых мест, резервов. Условия успеха: наличие благоприятного морально-психологического климата, предоставление исполнителям возможности самостоятельно определять задачи и основные параметры своей деятельности.

     Факторы, влияющие на соотношение внешнего и  внутреннего контроля: стиль управления организацией; возможность получить надежную оценку деятельности исполнителей; характер подчиненных; взаимоотношения в коллективе; принятая система вознаграждения.

     В качестве процесса управленческой деятельности контроль представляет собой цикл, замкнутый обратной связью.

     Управленческий контроль может быть представлен в форме процесса, в котором выделяются три наиболее чётко различимых этапа: установление стандартов, нормативов и критериев, а также "точек контроля"; сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами и выявление отклонений; принятие необходимых мер по корректировке.

     Изменения в содержании контроля взаимообусловлены с изменениями в содержании всех других функций управления, поскольку они целостно взаимосвязаны в общей системе отношений менеджмента. Организация эффективного контроля в современной социальной (хозяйственной) организации предполагает учет этой целостной взаимосвязи, базирующейся на отношениях собственности.

     Контроль  как общая функция менеджмента может быть рассмотрен в различных ракурсах: как процесс и как отношение, как производственный контроль и как социальный контроль. Его глубинная сущность - выполнение роли обратной связи в социально-экономической системе - предполагает конкретно-историческую эволюцию его содержания как типа этой обратной связи и как способа функционирования субъектов управления.

     В каждый данный момент контроль как  явление социального порядка  выступает в качестве определённого  соотношения внешнего контроля и самоконтроля, мера же этого соотношения обусловлена содержанием отношений собственности. 
 
 
 
 

 

БИБЛИОГРАФИЯ 

     
  1. Бурцев, В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения // Менеджмент в России и за рубежорм. - 2002. - № 4. – С. 3-5.
  2. Басовский, Л.Е. Менеджмент / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 216 с.
  3. Веснин, В.Р. Менеджмент / В.Р. Веснин. – М.: ТД «Элит – 2000», 2007. – 234 с.
  4. Вершигора, Е.Е. Менеджмент / В.Е. Вершигора. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 283 с.
  5. Виханский,О.С. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд / О.С. Виханский, Наумов А.И. - М.: Гардарики, 2007. – 528 с.
  6. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник. / И.Н. Герчикова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 568 с.
  7. Горбунов, А.П. Основы социального менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Б.Я. Гершковича. – Пятигорск: Изд-во «Кавказская здравница», 1999. – 492 с.
  8. Зайцева, О.А. Основы менеджмента / О.А. Зайцев, А.А. Радугин. – М.: Изд-во «Центр», 2005. – 432 с.
  9. Казначевская, Г.Б. Менеджмент: Учебник / Г.Б. Казначевская. – Ростов-на-Дону; Феникс, 2007. – 256 с.
  10. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. – Минск: Новое знание, 2004. – 336 с.
  11. Коротков, Э. М. Концепция менеджмента / Э.М. Коротков. - М.: «Дека», 2003. – 348 с.
  12. Кунц, Г., Управление: системный и ситуационный анализ управленческий функций / Г. Кунц, С. О'Донелл.  – М.: Прогресс, 2000. – 289 с.
  13. Комарова ,Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы // Человек и труд.- 1997.- № 10. С. 19-29.
  14. Кузнецова, Ю.В. Основы менеджмента / Ю.В. Кузнецова, В.И. Подлесных.  - СПб.: Изд-во ОЛБИС, 2002. – 238 с.
  15. Мескон, М. Основы менеджмента: Пер с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 1992. – 730 с.
  16. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред.   Ф.М. Русинова, М. Л. Разу. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. – 458 с.
  17. Не повторить ошибок: (Практические советы руководителю) / Сост. И.В. Липсиц. - М.: Экономика, 2006. – 468 с.
  18. Общий и специальный менеджмент. Учебное пособие. В 2-х ч. / Под общ. ред. А. Л Гапоненко, А Н. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2003. – 578 с.
  19. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов / Науч. ред. А. А. Радугин. - М.: Центр, 1997. – 269 с.
  20. Переверзев, М.П. Менеджмент: Учебник / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский: Под общ. Ред. М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 288 с.
  21. Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика / З.П. Румянцева.  – М.: ИНФРА – М, 2006. – 304 с.
  22. Саймон, Г.А. Менеджмент в организациях. / Г. А. Саймон, Д.У. Смитбург, В.А. Томпсон. -   М.: «Экономика», 2002. – 358 с.
  23. Секреты умелого руководителя / Под ред. И.В. Липсица. - М.: Экономика, 2002. – 368 с.
  24. Фалмер, P.M. Энциклопедия современного управления / Р.М. Фалмер. - М.: ВИПК-энерго, 1992. – 340 с.
  25. Хант, Дж. У. Управление людьми в организациях. Руководство для менеджера / Дж. У. Хант. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. – 189 с.

Информация о работе Контроль как процесс, критерии его эфективности