Контроль как функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе нам хотелось бы изучить функцию контроля подробнее, а также поставить целью желание:
1. выявить сущность контроля и понять его необходимость;
2. узнать какие существуют виды контроля;
3. изучить, как проходит процесс контроля и характеристики его эффективности.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Сущность, задачи и виды контроля 5
1.1. Определение контроля 5
1.2. Виды контроля 12
1.3. Процесс контроля 15
Глава 2 Анализ контроля на примере ООО «Электровеник» 19
2.1. Характеристика предприятия 19
2.2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия 21
2.3. Анализ контроля на предприятии ООО «Электровеник» 24
Глава 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию контроля над
персоналом 33
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения

Работа содержит 1 файл

контроль как функция управления 1+.docx

— 114.38 Кб (Скачать)

    Первым  шагом в создании эффективного механизма  стимулирования руководство предприятия  считает четкое описание трудовых функций  работника. Их анализ основывается на инвентаризации требований рабочего места  и трудового процесса, способностей и потенциальных возможностей самого работника, на интервью при приеме на работу, в том числе и собственных  его оценках и ожиданиях. Описание должностных функций составляется непосредственным руководителем при  участии исполнителя. Полученный документ утверждается аттестационной комиссией  с представителями кадровых служб  и становится основным для последующих  аттестаций, установления оплаты труда, принятия решений о продвижении  или пересмотре должностных функций.

    В структуру вознаграждения работников предприятия, компенсирующего их трудовой вклад, входят следующие компоненты:

  1. базовая оплата по тарифным ставкам и окладам, которая устанавливается на основе тарифных договоров с учетом тяжести, содержания, ответственности, условий труда, рыночной конъюнктуры и других факторов;
  2. надбавки и премии за результативность труда;
  3. социальные выплаты, включающие ряд добровольных услуг предприятия (оплату транспорта, повышения квалификации, медицинских услуг, детских садов, страхования жизни и т. п.);
  4. доплаты и компенсации за условия и тяжесть труда.

    Эффективное управление персоналом невозможно без  анализа адекватной информации, характеризующей  различные аспекты состояния  персонала, структуру и динамику персонала. ООО «Электровеник» использует собственные показатели, отражающие специфику его деятельности и традиции – производительность труда, издержки на персонал, фонд зарплаты, квалификационный состав и другие.

    Управление  персонала занимает ведущее место  в системе управления предприятия. Методологически эта сфера управления имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные  методы и технологии – отбор персонала, адаптация, аттестация, карьера и  другие.

    В ООО «Электровеник» работники знают друг друга, так как работают вместе не один год и, кроме того, существует жесткая система отбора при приеме на работу, поэтому люди, устраивающиеся на предприятие, либо увольняются сразу, либо остаются. Как правило, это происходит в период испытательного срока. Условия договора, которые подписывают с теми, кто выдержал испытание, жесткие.

    Анализ  трудовых показателей позволяет  сделать вывод, что у ООО «Электровеник» имеется достаточно большой трудовой потенциал, который в настоящее время используется не в полную силу.

    К числу технологий управления развитием  персонала относятся следующие: деловой оценки и аттестации персонала; управления деловой карьерой; управления кадровым резервом; обучения персонала  и контроль.

    Деловая оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места. На основании степени указанного соответствия в ООО «Электровеник» решаются следующие основные задачи:

  1. выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого работника;
  2. разработка программы развития нового или работающего специалиста;
  3. определение способов внешней и внутренней мотивации работника.

    Оценка  персонала начинается с четко  проработанной организационной  подготовки, а затем она проводится в несколько этапов:

  1. Сбор и обобщение предварительной информации на сотрудника.
  2. Подготовка руководителя организации к оценочной беседе и проведение оценочной беседы с оцениваемыми сотрудниками.
  3. Формирование руководителем экспертного заключения по результатам деловой оценки и его представление в экспертную комиссию.
  4. Принятие решений экспертной комиссией по существу предложений, содержащихся в экспертных заключениях.

Таблица 2.1

Классификация факторов, учитываемых при оценке труда в ООО «Электровеник»

Факторы Содержание  факторов
Естественно-биологические Пол, возраст, состояние  здоровья, умственные способности, физические способности, климат и др.
Социально-экономические Состояние экономики, государственные требования, ограничения  и законы в области труда и  заработной платы, квалификация работника, мотивация труда, уровень жизни  и др.
Технико-организационные Характер решаемых задач, сложность труда, состояние  организации производства и труда, условия труда, объем и качество получаемой информации и др.
Социально-психологические Отношение к  труду, психофизиологическое состояние  работника, моральный климат в коллективе и др.
Рыночные Развитие экономики, развитие предпринимательства, уровень  и объем приватизации, акционирование организаций, конкуренция, инфляция, безработица  и др.
 

    Оценка  результатов труда – одна из функций  по управлению персоналом в ООО «Электровеник», направленная на определение уровня эффективности выполнения работ. Она является составной частью деловой оценки персонала наряду с оценкой его профессионального поведения и личностных качеств и состоит в определении соответствия результатов труда работника поставленным целям и запланированным показателям.

    В связи с разделением управленческого  труда, результат труда руководителя выражается через итоги выполнение плана, а также через социально-экономические  условия труда подчиненных ему  работников (уровень оплаты труда, мотивация  персонала). Результат труда специалистов определяется исходя из объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей. В таблице 2.2 приведен перечень количественных показателей оценки результативности труда.

Таблица 2.2

Перечень  показателей оценки результатов  труда

Должность Перечень показателей  оценки результатов труда
Руководитель  Прибыль, ее рост, оборот капитала, доля на рынке
Линейные  руководители (начальники отделов)  Выполнение  плановых заданий по объему  и номенклатуре, динамика объема  производства, динамика производительности  труда, коэффициент текучести  кадров, снижение издержек производства
Главный бухгалтер  Прибыль,  оборачиваемость оборотных средств,  уровень сверхнормативных запасов  оборотных средств
Отдел кадров Коэффициент текучести  кадров и его динамика, количество вакантных мест, количество претендентов на одно вакантное место, показатели по обучению и повышению квалификации персонала
 

    Наряду  с количественными показателями - прямыми, на предприятии используются косвенные факторы, влияющие на достижение результатов. К ним относятся: оперативность  работы, напряженность, интенсивность, сложность, качество труда и т.п. Они характеризуют деятельность работника по критериям, соответствующим  идеальным представлениям о том, как следует выполнять должностные  обязанности и функции, составляющие основу данной должности, и о том, какие качества должны быть проявлены. Оценка персонала в ООО «Электровеник» осуществляется для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности) и выполняется с помощью аттестации кадров.

    Аттестация  кадров – своеобразная комплексная  оценка, учитывающая потенциал и  индивидуальный вклад работника  в конечный результат. Аттестация, как  процедура оценки персонала, существует в ООО «Электровеник» со дня его основания и направлена на оценку работников по ряду критериев. Основные критерии: выполнение функциональных обязанностей, достигнутые результаты деятельности, личные качества (дисциплинированность, самостоятельность, умение, коммуникативность, ответственность и др.).

    Аттестация  – это форма комплексной оценки кадров, по результатам которой принимаются  решения о дальнейшем служебном  росте, перемещении или увольнении работника. Основные задачи аттестации работников:

  1. развитие персонала и усиление мотивации труда;
  2. определение соответствия работника занимаемой должности;
  3. выявление перспективы его должностного роста, стимулирование повышения его профессиональной компетентности;
  4. формирование резерва кадров на выдвижение на руководящие должности, возможности планирования должностного роста;
  5. определение потребности в повышении квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки.

    Процесс аттестации в ООО «Электровеник» делится на 4 основных этапа.

    На  подготовительном этапе издается приказ о проведении аттестации и утверждении  состава аттестационной комиссии. Разрабатывается  положение об аттестации; составляется список сотрудников, подлежащих аттестации; подготавливаются отзывы-характеристики (оценочные листы) и аттестационные листы на аттестуемых; информируется  коллектив о сроках, целях, особенностях и порядке проведения аттестации. Аттестации проводится на основе графиков, которые доводятся до сведения аттестуемых  не менее чем за месяц до начала аттестации, а документы на аттестуемых представляются в аттестационную комиссию за две недели до начала аттестации.

    На  этапе оценки сотрудника и его  трудовой деятельности создается экспертная группа. В ее состав входят: непосредственный руководитель аттестуемого, 1-2 специалиста  этого подразделения, работник кадровой службы. Экспертная группа осуществляет оценку показателей уровня знаний, умений, навыков, качества и результатов  труда аттестуемого.

    Этап  проведения аттестации заключается  в заседании аттестационной комиссии, на которое приглашаются аттестуемые  и их непосредственные руководители; рассмотрении всех материалов, представленных на аттестацию; заслушивании аттестуемых  и их руководителей; обсуждении материалов аттестации, высказывании приглашенных, формировании заключений и рекомендаций по аттестации работников. Оценка деятельности работника, прошедшего аттестацию, и  рекомендации комиссии заносятся в  оценочный лист. Лист оценки деятельности и личностных качеств заполняется  руководителем аттестуемого и представителем кадровой службы. Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, подписываемым председателем и секретарем комиссии. Следующий этап принятие решений по результатам аттестации, где формулируется заключение с учетом:

  1. выводов и предложений, изложенных в отзыве руководителя;
  2. оценок деловых, личностных и иных качеств аттестуемого и их соответствия требованиям рабочего места;
  3. оценок деятельности аттестуемого, роста его квалификации;
  4. мнений каждого члена комиссии, высказанных при обсуждении деятельности аттестуемого;
  5. сравнения материалов предыдущей аттестации с данными на момент аттестации и характера изменений данных;
  6. мнения самого аттестуемого о своей работе, о реализации своих потенциальных возможностей.

    Особое  внимание в ООО «Электровеник» обращается на соблюдение аттестуемыми трудовой дисциплины. Аттестационная комиссия дает рекомендации по продвижению аттестуемого на вышестоящую должность, поощрению за достигнутые успехи, увеличению заработной платы, переводе на другую работу, об освобождении от занимаемой должности и др.

    Общая результирующая оценка аттестации, проведенной  в ООО «Электровеник» в январе 2009 году, выглядит следующим образом:

  1. Не участвовали в аттестации – 10 чел. (2 чел. – в отпуске по уходу за ребенком, 8 чел. – период работы на предприятии менее 1 года)
  2. Прошли аттестацию – 60 чел., из них:
    • аттестованы - 56 чел.;
    • аттестованы с условием устранения недостатков -2 чел.;
    • не аттестованы – 2 чел.;
    • зачислены в резерв на выдвижение – 7 чел
    • направлены на повышение квалификации, переподготовку -4 чел.

     Результаты  аттестации позволяют руководству ООО «Электровеник» оценить в целом кадровый потенциал сотрудников для формирования и реализации целенаправленной кадровой политики.

     Таким образом, аттестация кадров является комплексной  оценкой, учитывающей потенциал  и индивидуальный вклад работника, и проводится силами аттестационной комиссии.

     Контроль  необходим для регулирования  деятельности организации, формы реализации этой функции постоянно совершенствуются и развиваются. В передовых организациях успешно применяются инновации  в контроле, и такими основными  инновационными направлениями в  контроле являются TQM – всеобщее руководство качеством, контроллинг и самоконтроль менеджеров.

Информация о работе Контроль как функция управления