Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:59, курсовая работа
Актуальность. На деятельность организации оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды, действие которых предвидеть с достаточной степенью вероятности не всегда удается. Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды и организация должна к ним адаптироваться.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ КАК ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 Контроль как заключительная функция в цикле менеджмента 5
1.2 Основные понятия, сущность, виды и необходимость контроля 10
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ НА ОАО «САХАНЕФТЕГАЗСБЫТ» 17
2.1 Общая экономическая характеристика ОАО «Саханефтегазсбыт» 17
2.2 Система контроля менеджмента на ОАО «Саханефтегазсбыт» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.
Существует три аспекта управленческого контроля:
Менеджер должен выбрать одну
из трех линий поведения:
Выделяют следующие виды контроля:
Технология контроля осуществляется по следующей схеме:
В процедуре контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе выполняется комплекс специализированных работ.
Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько тесно взаимосвязаны функции контроля и планирования.
Второй
этап процесса контроля состоит в
сопоставлении реально
Определение масштаба допустимых отклонений - вопрос кардинально важный. Если взять слишком большой масштаб, то возникающие проблемы могут приобрести грозные очертания. Но если взять слишком маленький масштаб, то организация будет реагировать на очень небольшие отклонения, что весьма разорительно и требует много времени. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономным.11
Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы ее функционировать в соответствии с планом.
После оценки полученных результатов процесс контроля переходит на третий этап, на котором менеджер должен принять какое-либо решение: устранить отклонение, пересмотреть стандарт или ничего не предпринимать.
Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы - это лишь прогнозы будущего и иногда они могут оказаться нереальными
При
разработке процедуры контроля менеджер
должен принимать во внимание поведение
людей, т.к. контроль сильно действует
на психологическое состояние
Но наглядность контроля может вызвать отрицательный результат. Если сотрудники знают установленные стандарты и всю процедуру контроля, то они, как правило, стремятся зафиксировать измерения результатов работы на уровне, который гарантирует наивысшее вознаграждение и в тех только областях, где проводятся измерения.12
Необходимость контроля обусловлена следующими обстоятельствами:
Контролю
подлежит все, что принимает прямое
и опосредованное участие в производительной
деятельности работников. Бесконтрольность
порождает целый ряд негативных
последствий. В любой организации
не должно быть работников, вышедших из-под
контроля, какой бы высокий пост
они не занимали, начиная от президента,
председателя совета директоров, генерального
директора и вплоть до рядовых
исполнителей. Контролю подлежат все
технические и технологические
условия производства: здания, сооружения,
коммуникации, машины, станки, оборудование,
приборы и инструменты, техническая
и технологическая
В определенной степени контроль на предприятии осуществляют все работники, каждый в сфере своей компетенции. Ведущую роль в этой деятельности играют отдел технического контроля (ОТК) и менеджеры. В своей работе они руководствуются рядом основополагающих требований.
Контроль
должен быть всеохватывающим, но немелочным,
неназойливым, нетотальным и не вызывать
у подчиненных чувства
Контроль должен быть тщательно спланирован, в планах необходимо определить приоритеты и четко выразить стратегическую направленность контроля.
Контроль осуществляется не ради самого контроля или "подсиживания" сотрудников, а ради получения результатов, важных для улучшения работы или показателей, снижения издержек производства и улучшения качества продукции.
Контроль необходимо осуществлять своевременно и эффективно, что подразумевает получение сведений об объекте или субъекте контроля ко времени и месту, а также конкретные предложения по его итогам.
Система контроля не должна быть дорогостоящей, нельзя отвлекать на его проведение большое количество работников от их непосредственной деятельности.
Менеджер,
осуществляющий контроль, обязан учитывать
человеческий фактор. Он должен стремиться
к объективности, доброжелательности,
избегать скрытости и заботиться
об улучшении морально-
Выводы по Главе 1
Основные вопросы контроля как функции менеджмента сводятся к необходимости осуществления всестороннего и постоянного анализа хода производственного процесса. В отечественной практике разработаны основополагающие принципы и методы контроля, его необходимость и требования к его проведению.
Контроль осуществляют по трем основным направлениям: предварительный, текущий и итоговый. Важным для практической работы менеджера является умение организовать самоконтроль. Проведение контроля предусматривает четыре основных этапа: определение критериев, сроков и методов контроля; создание модели процесса контроля и установление "точек контроля"; получение информации и ее анализ; корректировка на основе полученной информации.
В современных условиях все успешно работающие предприятия проводят работу в области стандартизации, сертификации и контроля качества продукции.
Менеджер
должен помнить, что контроль - это
не самоцель, а действенное средство
повышения производительности труда,
снижения издержек и улучшения потребительских
свойств и полезности продукции.
ОАО «Саханефтегазсбыт» является одним из крупных предприятий Республики Саха (Якутия). Общество ежегодно осуществляет стабильный завоз нефтепродуктов для нужд бюджетной сферы, населения и мелкооптовых предприятий республики.
Открытое акционерное общество (ОАО) «Саханефтегазсбыт» образовано 1 сентября 2000 г. во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 25.08.2000 г. № 1160 и постановления Правительства РС (Я) от 30.08.2000 г. № 445.
Учредителем
ОАО «Саханефтегазсбыт» выступила
Республика Саха (Якутия) в лице Министерства
имущественных отношений РС (Я) со
стопроцентной долей
ОАО
«Саханефтегазсбыт» является самостоятельным
хозяйствующим субъектом с
Общество имеет 25 структурных подразделений (филиалов) расположенных на территории Республики Саха (Якутия)
ОАО «Саханефтегазсбыт» является крупным предприятием, расположенным на всей территории Республики Саха (Якутия).
Общество ежегодно осуществляет стабильный завоз нефтепродуктов для нужд бюджетной сферы, населения и мелкооптовых предприятий республики.15
Основными задачами предприятия на будущее являются:16
Основными видами деятельности ОАО «Саханефтегазсбыт» являются:
Приказом Управления федеральной антимонопольной службы по РС (Я) от 27 августа 2004 г. №72 ОАО «Саханефтегазсбыт» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %.
Основную долю в выручке предприятия занимает оптовая и розничная реализация, а также услуги по приему и хранению нефтепродуктов.
Основные конкуренты ОАО «Саханефтегазсбыт» на рынке Республики Саха (Якутия):
по оказанию приемо-складских услуг и хранению нефтепродуктов - ОАО НК «Тумаада-нефть», ГУП «ЖКХ РС (Я)», Дирекция аэропортов РС (Я), ОАО АК «Якутскэнерго».
Приоритетными направлениями деятельности ОАО «Саханефтегазсбыт» являются: