Конкурентоспособность как основная задача современного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 22:25, реферат

Описание работы

Цель данной работы: определить, что же это собственно такое – конкурентоспособность, проанализировать те факторы, за счет которых она формируется, изучить методики оценки конкурентоспособности, определить каковы пути ее повышения.

Содержание

Введение……………………………………………………………….....………..3
1. Сущность конкурентоспособности предприятия…………………….......…..4
2. Основные составляющие конкурентоспособности……………………..........8
2.1 Качество продукции, работ, услуг……………………………………….......8
2.2 Эффективность стратегии маркетинга и сбыта………………………........11
2.3 Уровень квалификации персонала и менеджмента……………………......13
2.4 Технологический уровень производства……………………………….......14
2.5 Анализ среды, в которой действует предприятие……………………........15
2.6 Анализ доступности источников финансирования……………………......19
3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия………………….....21
4. Пути и методы повышения конкурентоспособности ………………………22
Заключение…………………………………………………………………….....25
Список литературы……………………………………………………………....26

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность как основная задача современного менеджмента.docx

— 100.80 Кб (Скачать)
align="justify">    Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Например:

    ·        добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;

    ·        выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее  привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв  на рынке;

    ·        отыскать новое применение выпускаемым товарам;

    ·        своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой  программы предприятия;

    ·        найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;

    ·        осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми  вкусами и потребностями покупателей;

    ·        регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания  реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Интерес представляет анализ конкретных шагов и действий, которые предпринимают производственные и технические лидеры высоко развитых государств для того, чтобы осуществить  очередной рывок  «за лидерство».  
Это, прежде всего, относится к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременному наращиванию производительности труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат.

    В международной практике считается  целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический  ряд, образующий  ассортиментный набор [8, c.110].

    Чем обширнее параметрические ряды и  ассортиментные наборы, тем выше вероятность  того, что покупатель найдет для  себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и тому подобное. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков, если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.

    Бесспорно должен изучаться вопрос со стороны  промышленной фирмы о собственных  возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях  обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы  н необходимые с соответствующим  уровнем квалификации кадры.

    Ключевым  моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых  видов продукции. В современном  мире создание и производство новых  товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем  у конкурентов. Выпуская новую продукцию  и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить  зависимость от одного товара, который  может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка  привести к банкротству. Известно, что  значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают  возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное  владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное  время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.

    В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических  параметров, сколько стремление создать  “товар рыночной новизны” с высоким  уровнем конкурентоспособности  относительно других аналогичных товаров.

    При выборе путей повышения конкурентоспособности  товара нередко бывает очень своевременным  решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации  товара. Решение о модификации  товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для  получения большей прибыли.

    Бесспорным  является и развитие такого направления  повышения конкурентоспособности  товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции  и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации, то есть сервисное или послепродажное обслуживание. При умелой организации  сервис является решающим фактором повышения  конкурентоспособности товара, так  как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве.

    В отдельных отраслях промышленности существует практика, в соответствии с которой фирма-производитель  гарантирует поставку запасных частей к продаваемым изделиям в течение  определенного более или менее  длительного периода (нередко 10— 12 лет, а в Германии например автостроители  законодательно обязаны обеспечить наличие запчастей в течении 10 лет) после снятия их с производства, что весьма привлекательно для пользователей. При этом очень важным является то, что работники службы сервиса, ежедневно  соприкасающиеся с установленным  оборудованием, служат источником наиболее ценных идей, касающихся повышения уровня конкурентоспособности имеющихся и новых изделий [6, c.43].

    В решении задач повышения конкурентоспособности  продукции с каждым годом все  возрастающее значение приобретает  проблема выбора и освоения новых  рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны  аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность  товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный  цикл товара. Сезонные колебания в  спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А  увеличение объема продаж на новых  рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего  за счет использования дешевой рабочей  силы, достаточно низких уровней налогов  и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В  связи с этим очень важно для  дальнейшего развития конкурентоспособности  товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый  рынок сбыта, если  на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.

    В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути повышения конкурентоспособности [5, с.31]:

    ·        изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья,  полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;

    ·        изменение порядка проектирования продукции;

    ·        изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы  контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и  монтажа;

    ·        изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и  цен на запасные части;

    ·        изменение порядка реализации продукции на рынке;

    ·        изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и  сбыт продукции;

    ·        изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве  продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

    ·        изменение системы стимулирования поставщиков;

    ·         изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

    Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии  фирмы. Объектами прогнозирования  являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям  товаров конкурентов.

     Напомним, что в странах ЕврАзЭС особое значение имеет экологическая группа факторов, в том числе с точки  зрения их влияния на конкурентоспособность  предприятий. Во всех странах мира доминантным  становится экологический тип производства, предполагающий комплексное использование  ресурсов, внедрение малоотходных и  безотходных технологий, совершенных  очистных сооружений, всемерное улучшение  состояние охраны труда и окружающей среды.  
Можно отметить основную возможность, открывающуюся на экологическом рынке – это улучшение существующей продукции путем ее адаптации к новым экологическим требованиям. Многие действующие компании расширяют свой бизнес, приспосабливая уже выпускаемую продукцию или методы производства к новым потребностям рынка.  
Примером удачной реализации подобной стратегии может служить популярный в Германии бренд "Happy Chicken" (Счастливый Цыпленок). Первоначально такая маркировка действительно ставилась на бройлерных цыплят, выращенных в экологически чистых условиях, без применения генетически измененного корма и искусственных кормовых добавок. Затем под этим брендом стали выпускаться и другие продукты питания. Параллельно шла активная раскрутка нового бренда. Потребителям внушали, что, используя продукцию с маркировкой "Happy Chicken", заботятся о своем здоровье и здоровье своих близких. На сегодняшний день популярность этого бренда в Германии столь велика, что даже несмотря на в полтора-два раза более высокую цену (по сравнению с обычной продукцией), продукты с маркировкой "Happy Chicken" пользуются очень высоким спросом [8, с.113].  
В конечном результате необходимо нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий; во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции; в-третьих, на повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемые изделия, что и должно в итоге создать условия для победы в конкурентной борьбе.  
 

 

      Заключение 

     Успешная  деятельность любого предприятия зависит  от постоянной работы над улучшением конкурентоспособности и увеличением  дохода. Отчасти это достигается  путем улучшения качества и характеристик  продаваемых товаров и услуг. Но качество товаров и услуг является не единственным фактором, влияющим на повышение конкурентоспособности  предприятия. Как удалось выяснить, на конкурентоспособность предприятия  влияют такие показатели как среда, в которой предприятие существует, эффективность выбранной маркетинговой  стратегии, уровень квалификации персонала  и менеджмента и др.

     Повышение конкурентоспособности предприятия  является основной задачей современных  менеджеров. Чтобы создать конкурентоспособное  предприятие, нужно не просто модернизировать  производство и управление, но и  четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все  усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов. Недаром многие ведущие  фирмы сформулировали свои сравнительные  преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все  ее работники.

     В современных условиях, при наличии  такого огромного количества отрицательных  факторов и угроз, учесть их все практически  невозможно. Для этого на помощь менеджерам приходят различные методики оценки конкурентоспособности предприятия. Но среди них нет единой методики, которая подходила бы ко всем предприятиям. Менеджер должен самостоятельно принять  решение о том, как сделать  предприятие конкурентоспособным. Это еще раз подтверждает, что  менеджмент – это не наука, а искусство.

 

     

     Список  литературы 

  1. Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Маркетинг. 1999. - №2. – с.3
  2. В.А. Мошнов. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. - №5. – с.18
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – Изд. 3-е. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 254 с.
  4. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. 2-е изд. – М.: Финпресс, 2003. – 267 с.
  5. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. – М.: ДЕЛО, 2000. – 379 с.
  6. Короткий Ю.Г. Стратегический маркетинг и проблемы создания сложных технических изделий // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. - №3. – с. 3
  7. Кротков А.М., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - №6. – с. 8
  8. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика: Толковый терминологический словарь/Сост. В.А. Калашников; под общей ред. Л.П. Дашковой — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Информ.-внедренческий центр “Маркетинг”, 1994. — 219 с.
  9. Маркетинг: Толковый терминологический словарь – справочник. М.: «Инфоконт», 1991. – 224 с.
  10. Соловьев Б. А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров. — М.: ИНФРА-М, 1999. – 349 с.
  11. Словарь делового человека/Под науч. ред. О.В. Амуржаева — М.: Экономика, 1992. — 236 с.
  12. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия/Под ред. М.Ю. Тихомирова. — М.: 1999. — 526 с.
  13. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 312 с.
  14. Фатхуддинов Р.А. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: ДЕЛО, 2006. – 448 с.

Информация о работе Конкурентоспособность как основная задача современного менеджмента