Конкурентоспособность как основная задача современного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 22:25, реферат

Описание работы

Цель данной работы: определить, что же это собственно такое – конкурентоспособность, проанализировать те факторы, за счет которых она формируется, изучить методики оценки конкурентоспособности, определить каковы пути ее повышения.

Содержание

Введение……………………………………………………………….....………..3
1. Сущность конкурентоспособности предприятия…………………….......…..4
2. Основные составляющие конкурентоспособности……………………..........8
2.1 Качество продукции, работ, услуг……………………………………….......8
2.2 Эффективность стратегии маркетинга и сбыта………………………........11
2.3 Уровень квалификации персонала и менеджмента……………………......13
2.4 Технологический уровень производства……………………………….......14
2.5 Анализ среды, в которой действует предприятие……………………........15
2.6 Анализ доступности источников финансирования……………………......19
3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия………………….....21
4. Пути и методы повышения конкурентоспособности ………………………22
Заключение…………………………………………………………………….....25
Список литературы……………………………………………………………....26

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность как основная задача современного менеджмента.docx

— 100.80 Кб (Скачать)
align="justify">     Доминирование нескольких поставщиков.

     Большая концентрация в отрасли поставщиков, нежели чем в отрасли производителей.

     Недоступность товаров-заменителей.

     Относительная не значимость производителя для  поставщиков.

     Важность  продуктов поставщиков для производителя.

     Высокая дифференциация поставщиков.

     Высокие издержки производителя по смене  поставщика.

     Возможности поставщика по прямой интеграции с  производителем.

     Рыночная  власть покупателей

     Рыночная  власть покупателей выражается в  их способностях понижать цены в отрасли, путем уменьшения количества покупаемых ими товара, или требовать лучшего  качества продукта за ту же цену. Факторы, ведущие к большей рыночной власти покупателей, включают:

     Большая концентрация, чем в отрасли производителя.

     Большие объемы покупок.

     Недифференцированные  или стандартные товары и услуги производителя.

     Угроза  обратной интеграции покупателя с производителем.

     Открытость  информации о составе затрат производителя.

     Высокая ценовая эластичность спроса в отрасли. Если покупатели будут чувствительны  к изменениям цен на рынке, то рыночная власть производителя будет небольшой.

     Угроза  появления товаров-заменителей

     Угроза  появления товаров-заменителей. Наличие  заменителей устанавливает верхнюю  границу цены на продукт в отрасли. Когда цены существующих товаров  поднимаются выше данной границы, покупатели могут переключиться на товары-заменители. Способы борьбы с заменителями, входящие в активную составляющую конкурентоспособности, состоят в дифференциации продукта или в увеличении затрат потребителя  на переключение на товар-заменитель[14, с. 116].

     Конкуренция между существующими компаниями в отрасли

     Конкуренция между существующими компаниями в отрасли составляет ядро модели Портера. Интенсивность конкуренции  между фирмами будет высокой, если в отрасли присутствуют: большое  количество фирм, небольшая степень  их дифференциации (эти факторы были рассмотрены в различных типах  конкурентной среды), низкий темп роста  отрасли, высокие фиксированные  затраты, возможность увеличения производственных мощностей только посредством крупных  наращиваний, высокие стратегические ставки, высокие барьеры выхода из отрасли по экономическим, стратегическим или эмоциональным причинам.

     Интенсивность конкуренции также зависит от типа взаимодействия между конкурентами и скорости происходящих в отрасли  процессов.

     Типы  взаимодействия конкурентов классифицируется по степени конфликта между фирмами: конфронтация, соперничество, соревновательная конкуренция, кооперация (сотрудничество). Типы конкурентного взаимодействия зависят от активности конкурентоспособности  организации в направлении противодействия  конкурентам. Противодействие может  заключаться в агрессивном ценообразовании (снижении цен), интенсивной рекламной кампании, привлечении органов государственной власти и других влиятельных структур для воздействия на конкурентов. В рамках анализа конкурентной среды может оказать полезной группировка несколько конкурентов конкретной отрасли в отдельные группы. Данные группы формируются из компаний, чьи стратегии схожи между собой, занимают похожие позиции на рынке и они следуют стратегии, используя схожие ресурсы[14, с.117]. 

     2.6 Анализ доступности источников  финансирования 

     Подавляющее большинство руководителей российских предприятий ориентируются только на два источника финансирования - государство или банковские займы. Оба этих способа имеют ряд  проблем. Большинство предприятий  не в состоянии предоставить банкам ликвидное обеспечение по кредитам, а государственное финансирование, особенно в условиях дефицита бюджета, вряд ли может быть доступно многим.

     Обеспечение финансирования предприятия посредством  акционерного капитала является наиболее реалистичным. Существует несколько  проблем, препятствующих принятию решения  руководством предприятия о выпуске  и размещении акций. Во-первых, руководители предприятия, как правило, могут  владеть значительной долей в  капитале предприятия и фактически безраздельно пользоваться акционерной  собственностью. В этом случае выбор  способа финансирования предприятий  посредством размещения акций зачастую приводит к конфликту интересов  менеджмента и потенциальных  инвесторов. Во-вторых, причиной отказа от этого способа финансирования может быть опасение управляющих  в том, что в случае ненадлежащего  выполнения менеджментом предприятия  своих функций, новый акционер потребует  смещения существующих управляющих  с занимаемых должностей. В-третьих, непреодолимым препятствием на пути принятия решения о размещении акций  может стать требование инвестора  обеспечить полную прозрачность финансовой отчетности. Таким образом, если руководители предприятия действительно желают привлечь капитал, реальные источники и способы решения этой задачи сегодня существуют. 

 

      3. Методы оценки конкурентоспособности  предприятия 

     Оценка  способности товара конкурировать  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или  иного объекта - понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный  товар, имеющий максимальный объем  продаж и наилучшую перспективу  сбыта в будущем[13, с. 98]. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле: 

      , 

     где gi – единичный параметрический  показатель конкурентоспособ-ности  по i-му параметру;

     Пi – величина i-го параметра для  анализируемой продукции;

     Пin – величина i-го параметра, при котором  потребность удовлетворяется полностью;

     n – количество анализируемых параметров.

     Если  за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует  поставить величину i-го параметра  для изделия, принятого за образец.

     Иногда  параметры продукции не имеют  физической меры. В этом случае для  оценки этих характеристик используется методы оценки в баллах.

     Описанный метод (дифференциальный) позволяет  лишь констатировать факт необходимости  повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем. 

      , 

     где - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

      - единичный показатель конкурентоспособности  по i–му техничес-кому параметру;

      - весомость i–го параметра в  общем наборе технических параметров, характеризующих потребность;

      - число параметров, участвующих  в оценке.

     Расчет  группового показателя по экономическим  параметрам производится по формуле: 

      , 

     где З, З0 – полные затраты потребителя  соответственно по оцениваемой продукции  и образцу.

     Полные  затраты потребителя состоят  из единовременных затрат на приобретение продукции (Зе) и средних суммарных  затрат на эксплуатацию продукции:

     Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле: 

      , 

     где Т – срок службы;

     i – год по порядку.

     Смешанный метод позволяет выразить способность  товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный  количественный показатель – коэффициент  конкурентоспособности: 

      , 

     где i = 1, …, n – число параметров продукции, участвующих в оценке;

     j = 1,…, n – виды продукции;

     Li – коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными

     существенными параметрами продукции;

     Pij – конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции;

     Pin – желаемое значение i-го параметра,  которое позволяет полностью

     удовлетворить потребность показателя;

      , если увеличение значения параметра  Pij способствует росту конкурентоспособности  продукции (например, надежности, производительности  изделия и т.д.);

      , если увеличение значения параметра  Pij приводит к снижению конкурентоспособности  продукции (например, вес, габарит,  цена и др.).

     Иными словами мы с помощью цифр можем  охарактеризовать конкурентоспособность  товара по отношению к другим товарам. Сопоставление продукции ведется  по таблице сравнения параметров. В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений:

     продукция конкурентоспособна на данном рынке  в сравниваемом классе изделий;

     продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;

     продукция полностью неконкурентоспособна в  сравниваемом классе изделий на данном рынке.

     В итоге делаются выводы о преимуществах  и недостатках оцениваемой продукции  по сравнению с аналогами, а также  предложениями о мерах, которые  должны быть приняты для улучшения  ее положения на рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Пути и методы  повышения конкурентоспособности  товара  
Основное противоречие конкурентоспособности можно сформулировать как противоречие между интересами производителя и потребителя, которое в действительности подвергается корректировке в процессе реализации рыночных отношений потребителя и производителя, в результате которой, продажа данного товара становится эффективной как для производителя, так и для потребителя. Осуществление указанной корректировки возможно только при условии разрешения ряда проблем, обусловленных данным противоречием. Во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого для всех участников процесса производства и реализации продукции. Во-вторых, проблемы выпуска изделий, удовлетворяющих новейшим требованиям научно-технического прогресса. В-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей прибыли для производителя [8, c.108].  
На основании определенной нами ранее двусторонней взаимосвязи между различными уровнями конкурентоспособности можно утверждать, что пути повышения конкурентоспособности государства, отрасли и предприятия повышают и конкурентоспособность продукции.

    B конкурентной политике относительно  товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное  назначение, надежность, долговечность,  удобство использования, эстетичность  внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара  удовлетворять совокупные потребности  покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской  ценности товара, которая включала  бы в себя всю совокупность  свойства данного товара, а также  сопутствующих ему, является важнейшим  условием выживания на рынке. 

Информация о работе Конкурентоспособность как основная задача современного менеджмента