Конкурентоспособность как основная задача современного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 22:25, реферат

Описание работы

Цель данной работы: определить, что же это собственно такое – конкурентоспособность, проанализировать те факторы, за счет которых она формируется, изучить методики оценки конкурентоспособности, определить каковы пути ее повышения.

Содержание

Введение……………………………………………………………….....………..3
1. Сущность конкурентоспособности предприятия…………………….......…..4
2. Основные составляющие конкурентоспособности……………………..........8
2.1 Качество продукции, работ, услуг……………………………………….......8
2.2 Эффективность стратегии маркетинга и сбыта………………………........11
2.3 Уровень квалификации персонала и менеджмента……………………......13
2.4 Технологический уровень производства……………………………….......14
2.5 Анализ среды, в которой действует предприятие……………………........15
2.6 Анализ доступности источников финансирования……………………......19
3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия………………….....21
4. Пути и методы повышения конкурентоспособности ………………………22
Заключение…………………………………………………………………….....25
Список литературы……………………………………………………………....26

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность как основная задача современного менеджмента.docx

— 100.80 Кб (Скачать)

     Реферат

     На  тему: «Конкурентоспособность как основная задача современного менеджмента»

     Дисциплина  «Менеджмент» 

 

      Содержание 

Введение……………………………………………………………….....………..3

1. Сущность конкурентоспособности предприятия…………………….......…..4

2. Основные составляющие конкурентоспособности……………………..........8

2.1 Качество продукции, работ, услуг……………………………………….......8

2.2 Эффективность стратегии маркетинга и сбыта………………………........11

2.3 Уровень квалификации персонала и менеджмента……………………......13

2.4 Технологический уровень производства……………………………….......14

2.5 Анализ среды, в которой действует предприятие……………………........15

2.6 Анализ доступности источников финансирования……………………......19

3. Методы оценки  конкурентоспособности предприятия………………….....21

4. Пути и методы повышения конкурентоспособности ………………………22

Заключение…………………………………………………………………….....25

Список литературы……………………………………………………………....26 

 

      Введение 

     Конечная  цель всякой фирмы — победа в  конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет  — зависит от конкурентоспособности  товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению  с аналогами — продукцией и  услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики  и почему она при всех стараниях  любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

     Тема  реферата: «Конкурентоспособность как  основная задача современного менеджмента». Актуальность данной темы, на мой взгляд очевидна. Ведь сегодня конкурентоспособность  фирмы является основным критерием  эффективности производства и системы  управления. Именно из-за недостаточной  конкурентоспособности многим предприятиям не удается выжить.

     Цель  данной работы: определить, что же это  собственно такое – конкурентоспособность, проанализировать те факторы, за счет которых она формируется, изучить  методики оценки конкурентоспособности, определить каковы пути ее повышения.

     Раскрытие данных вопросов, по моему мнению позволит в заключении сделать выводы о  том, насколько важным для предприятия  является определение его конкурентоспособности  и какое влияние на конкурентоспособность  оказывают различные факторы  и как избежать их негативного  воздействия. 

 

      1. Сущность конкурентоспособности  предприятия 

     Конкурентоспособность — широко распространенное, обиходное  понятие. Однако его содержательная сущность не имеет общепринятого  формального, а тем более количественного, определения. В литературных источниках встречаются следующие определения  конкурентоспособности:

     “Под  конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых  и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и на внешнем  рынках” [1, с. 3].

     “Конкурентоспособность  — способность продукции соответствовать  сложившимся требованиям данного  рынка на рассматриваемый период” [9, с. 128].

     “Конкурентоспособность  характеризует способность товара удовлетворять определенным требованиям  при минимальных затратах у изготовителя (если ставится задача разработки рационального  ассортимента) или у потребителя (если оцениваются возможности реализации товара)” [5, с. 119].

     “Конкурентоспособность  — совокупность потребительских  свойств данного товара или продукции, характеризующих их отличие от товара-конкурента по степени соответствия конкретным общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение, цен и  др.” [12, с. 390].

     “Конкурентоспособность (товара) — сравнительная характеристика потребительских и стоимостных  параметров данного товара по отношению  к товару конкуренту. Определяемая в качестве показателя конкурентоспособность  выражается отношением полезного эффекта  к цене потребления (цена товара плюс цена его эксплуатации)” [11, с. 118].

     “Конкурентоспособность  товара — способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции” [8, с. 84].

     Эти и подобные им определения носят  больше системно-описательный, семантический  характер, т.е. говорят о том, что  из себя представляет само понятие “конкурентоспособность”. Остается неясной количественная величина того, насколько предприятие конкурентоспособно в среде возможных альтернатив.

     Конкурентоспособность фирмы является основным критерием  эффективности производства и системы  управления.

     К главным условиям обеспечения конкурентоспособности  объектов относятся:

     - использование научных подходов  к стратегическому менеджменту;

     - обеспечение единства развития  техники, технологии, экономики,  управления;

     - рассмотрение в единстве качества  и совокупных расходов на всех  стадиях жизненного цикла объекта;

     - использование современных методов  исследований и разработок;

     - рассмотрение взаимосвязей функций  управления любым процессом на  всех стадиях жизненного цикла[6, с. 3].

     В условиях рыночной экономики фирма-производитель  не может продолжительное время  занимать устойчивую позицию на рынке, опираясь исключительно на конкурентоспособность  своей продукции. Необходима оценка конкурентоспособности производителя, а не отдельного товара. Такой подход должен стать обычным для предприятий, осваивающих новый рынок, при  принятии решений по вопросам расширения или сокращения деятельности, а также  при решении целого комплекса  управленческих задач и проблем.

     В экономической литературе рассматривается  несколько подходов к оценке конкурентоспособности  предприятия. Согласно теории эффективной  конкуренции интенсивность конкуренции  и, следовательно, уровень конкурентоспособности  компании определяются потенциалом  рынка, лёгкостью вхождения на него, видом товара, однородностью рынка, структурой отрасли или конкурентными  позициями фирм, возможностями для  технологических нововведений и  прочим.

     Итак, в общем виде под конкурентоспособностью в условиях рынка подразумевается  реальная и потенциальная способность  компаний проектировать, производить  и сбывать продукцию, которая  по своим ценовым и неценовым  параметрам более привлекательна, чем  продукция конкурентов.

     Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

     Качество  продукции и услуг;

     Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;

     Уровень квалификации персонала и менеджмента;

     Технологический уровень производства;

     Среда, в которой действует предприятие;

     Доступность источников финансирования.

     Анализ  этих факторов позволяет сделать  выводы о том насколько предприятие  конкурентоспособно по сравнению с  аналогичными предприятиями, существующими  на данном рынке.

     Анализ  должен сопровождаться детальной оценкой  экономических показателей деятельности фирмы. Такой подход позволяет в  определённых пределах делать выводы относительно деятельности не только отдельного предприятия, но и отрасли  в целом. При этом необходимо учитывать, что чрезмерно детальный анализ отраслевых показателей может привести к недостаточной оценке локальных  факторов, влияющих на деятельность предприятия.

     Наиболее  оптимальной, с точки зрения информативности  и практической применимости полученных результатов, является комплексная  оценка уровня конкурентоспособности. [2, с. 18]. 

 

      2. Основные составляющие конкурентоспособности  предприятия 

     2.1 Качество продукции, работ, услуг 

     Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств  этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя  по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции. Общая схема  оценки конкурентоспособности представлена на рис.1.

     Оценка  конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:

     · если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;

     · если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

     Независимо  от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться  постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении  той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

     · рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;

     · анализируются направления развития аналогичных разработок;

     · рассматриваются сферы возможного использования продукции;

     · анализируется круг постоянных покупателей.

     Вышеизложенное  подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование  его развития, связанное с длительностью  осуществления разработки и производства многих видов компьютерной техники. 

     

     Рисунок 1 – Схема обеспечения конкурентоспособности  продукции 

     На  основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться  анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.

     При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар[7, с. 8].

     Анализ  конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует  уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции  нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В  то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться  как преимущество продукции, поскольку  с точки зрения потребителя оно  часто является бесполезным и  потребительской стоимости не увеличивает.

     Исключения  могут составить случаи, когда  покупатель заинтересован в некотором  превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в  будущем.

Информация о работе Конкурентоспособность как основная задача современного менеджмента